Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Замки Франции: Анже.

Замки Франции: Анже(Château d'Angers)


Замки Луары





 Анжерский замок  расположен в городе Анже в департаменте Мен и Луара во Франции. Общая площадь замка составляет около 25 000 м²




В III веке н. э. земли Анже входили в состав Римской империи. На берегу реки Мен располагалось небольшое пограничное поселение, укреплённое деревянными стенами для защиты от набегов варварских племён и викингов.В 851 году крепость попадала под власть графства Анжу.Жоффруа II во время своего правления (1040—1060) построил вместо деревянной крепости огромный каменный замок.В 1204 году французский король Филипп II захватил графство Анжу, а вместе с ним и Мен, Нормандию и Бретань.К 1240 году было закончено строительство мощных стен Анжерского замка с 17-ю круглыми башнями.Людовик II Анжуйский построил во внутреннем дворе замка часовню и королевские палаты.В 1562 году Екатерина Медичи укрепила Анжерский замок с целью привести его в соответствие с военными реалиями того времени.




Врата Рене Доброго.

Однако в 1574 году Генрих III взойдя на французский престол и опасаясь военных восстаний протестантов, приказал срезать семнадцать башен Анжерского замка до уровня стен. Камень, полученный при разборке башен, был использован при строительстве улиц города. Несмотря на это, Генрих III продолжал поддерживать замок в боевой готовности и даже установил на стенах артиллерию.В 1939 году замок стал убежищем польского правительства от войск Германии, а в 1940 году был оккупирован немецким войсками. Вот кратко,что пишут справочники...Тем не менее история его намного интереснее и трагичнее.






Во французских хрониках и исторических документах имя этого графа упоминается достаточно часто, как храброго воина и стратега,основателя множества крепостей и замков, как неординарной ,по нынешним меркам, личности…Кто же он?






Граф Анжуйский происходил из могущественной семьи Анжельжер. Его настоящее имя было Фульк. Однако он родился в то время, когда за именем любого знатного человека неизменно закреплялось какое-нибудь прозвище.










Поэтому очень скоро он был переименован (отчасти из — за смуглого цвета лица, отчасти из-за черной гривы волос) в Нерра, что означает Черный. Его отец Жефрой также носил кличку Серый из-за того, что постоянно был одет в серое манто. Что касается его деда Фулька, то он именовался Добрым из-за своей храбрости, поскольку «добрый» означало тогда «бесстрашный».Фульк знал лишь толстые башни из черного шифера и белого известняка, те самые, которыми мы можем восхищаться и в наше время. Что же касается самой крепости, то ее следы едва можно различить в фундаменте замка.




Часовня Святого Иоанна Крестителя











Но ее тень на протяжении вот уже стольких веков все еще парит над городом, замком и даже над всем этим волшебным краем Луары, где между небом и землей вечно возвышаются наводящие некогда ужас донжоны: Ланже, Лош, Монбазон, Бюзансе, Монтрезор, Монтришар.Наполовину разбойник, наполовину гений, Черный сокол был безжалостным властелином, завоевателем, строителем, но также и раболепным христианином.



 Губернаторская квартира.


Для людей того времени — Фульк получает власть в 967 году — он является предвосхищением одного из монстров Апокалипсиса, чьи великолепные изображения сегодня составляют славу замка Анже.Он не боится ни человека, ни дьявола. Перед одним лишь Господом Богом он сгибает спину. Спину, которая отличается своей удивительной несгибаемостью.Ему приходится сменить отца в возрасте пятнадцати лет. Но это был век великих людей, и Фульк докажет всем, что он находится на своем месте и сумеет его удержать. Тем временем немного севернее, в стране франков, другой персонаж в этом же году собирается прийти к власти.


Его зовут Гуго Капет, и он основывает государство, предназначенное сделать высокую карьеру в этом мире, государство, которое впоследствии станет Францией.Вскоре, по прошествии нескольких лет, у одной нормандской красавицы родится мальчик, которого нарекут сначала Вильгельмом Незаконнорожденным, а затем он станет зваться Вильгельмом Завоевателем.



Со своей стороны, Фульк тоже основывает могущественное государство, ибо, по его мнению, Анжу представляет собой довольно слабое герцогство. Он также является основателем воинственного рода Плантагенетов, который будет представлять для Капетингов вечного врага, особенно когда он посягнет на английские земли.



 Едва успев сесть на трон, Фульк почувствует конфронтацию со стороны двух своих могущественных соседей: Ода, графа де Блуа де Тур де Шартра, и Конана, графа де Рен. Начиная с этого момента, просто невозможно описать в подробностях бурную, насыщенную самыми разнообразными событиями жизнь Фулька.

 

Для этого потребовался бы отдельный том. Можно сказать лишь, что с приходом Фулька к власти начались тридцать три года, полные шума и ужаса, которые позволили графу Анжуйскому показать великолепный спектакль пышных похорон своих самых заклятых врагов. Но вернемся же к самому началу.



Первым из соседей открывает огонь Од, пытаясь завладеть Амбуазом и Лош. Графу де Блуа кажется, что он без труда сможет завладеть умом этого безусого юнца. Но ему не только не удается заморочить Фульку голову, но и приходится защищаться до последнего дыхания, дабы не быть разбитым вдребезги по дороге домой.


 

Остается Конан, бретонский варвар.Не будучи человеком образованным и знающим, он все же очень хитер, и поэтому извлекает урок из злоключений Ода де Блуа.



Он решает для начала присмотреться к молодому человеку. Тем временем в Орлеане Гуго Капет собирает своих феодалов, тех самых, которым только что пришлось узнать о том, что отныне существует король Франции и что следует с ним считаться. И прежде всего, оказывать ему почтение




Жилые покои.

Туда и отправляется Конан. Фульк едет туда же, и для начала они вежливо приветствуют друг друга. Однако случайно Фульк подслушивает разговор бретонца с неким персонажем, роль которого в истории ограничивается лишь тем, что он выслушивает откровения Конана. Вот, что он слышит: «Через четыре дня я свергну моего соседа д'Анжуйского и стану хозяином Анже».




Предупрежденный человек опасен вдвойне. Такой исключительный человек, как Фульк, опаснее в шесть раз. Незаметно уехать из Орлеана, снова вернуться в Анже и принять все меры для защиты своего владения, вот, что необходимо сделать, и именно это делает без промедления Фульк.




Вернувшись домой, он проводит такую работу, что, когда граф де Рен является со своими людьми в надежде преподнести д'Анжуйскому сюрприз, вероломный сосед сам получает неожиданный сюрприз.


 


Фульк встречает его таким жестоким боем, что де Рен быстро теряет свое численное преимущество. В сражении граф теряет двух своих сыновей и такое огромное количество людей, принявших скорую смерть от анжейцев, что на протяжении нескольких веков одна из башен замка будет называться Дави-Бретонца или Режь-Бретонца.




Теперь Фульк спокоен за свои границы и подумывает о том, как бы их расширить, и его интересуют прежде всего земли графа де Пуатье, у которого он отбирает Ле Ба-Пуату и Ле Мож. Не забывая о графе де Блуа (о котором он будет часто вспоминать в течение своей жизни), он идет в наступление и захватывает Тур, который, впрочем, позднее ему придется вернуть.




Окрыленный своими победами, он решает покончить с бретонцами, проникает во владения Конана и встречает его на песчаной равнине в Конкеройе, вблизи Гемене-Панфао.












На этот раз он убивает графа своей собственной рукой, а затем, будучи не в силах совладать с безумной жаждой убийства (она послужила сюжетом для рассказов о его дьявольских приступах бешенства), он отдает приказ уничтожить всех пленных. Это напоминает кровавую бойню.





Настоящее море крови. Однако серьезность всего того, что произошло, Фульк сможет оценить только на следующее утро, когда пройдет хмель от вида смерти.




Как уже отмечалось, он страшится Бога и его гнева. И еще больше ада с его жаровнями, которые в этот момент кажутся ему угрожающе близкими.


 


Эта угроза представляется ему столь реальной, что он решается на великое покаяние. Чтобы вымолить у Бога прощение, он отправляется в Иерусалим. За свою жизнь он побывает здесь четыре раза. Четыре долгих путешествия, каждое из которых могло быть для него фатальным. Таковым и окажется четвертое путешествие.


 


Вернувшись с чистой (как он сам считал) душой, Фульк укрепляет свои завоеванные территории и предпринимает ряд преобразований в своих владениях.




Он действует расчетливо и умно, так, что после него Анже превратится в огромную вотчину, богатую и могущественную. Но все это неизменно сопровождалось насилием. Все жители Анже, к какому бы сословию они ни принадлежали, уясняют для себя раз и навсегда: у них есть хозяин, и он безжалостен.
 






Можно догадаться, как подобный человек обращается с женщинами. Когда он встречает одну из них и она ему нравится, он немедленно завладевает ею, не обращая ни малейшего внимания на ее крики и возмущение окружающих. Так он доведет до самоубийства красавицу Шана, дочь графа де Шомон, которую он преследовал своими ухаживаниями. Впрочем, ему доводится жениться, причем дважды. Однако ни одна, ни другая его супруги не приходят в восторг от того, что выбор падает на них.


  



 


Первой женой Фулька III (до 989 года) была Елизавета де Вандом (после 958 — декабрь999), дочь графа Вандома Бушара I Почтенного, о происхождении которого не сохранилось никаких свидетельств, и Елизаветы Мелюнской. От этого брака родилась только одна дочь.
Госпожа Анжуйская погибла при пожаре в 999 году.



Существует мнение, что смерть ее была неслучайной и что именно ее любезный супруг, разжигая огонь в часовне, высказался таким образом за свое скорое вдовство. В конце концов после всего, что мы о нем знаем, довольно трудно поверить в несчастный случай.



Хильдегард, второй супруге, тоже не очень-то повезло. Легенда рассказывает, что как — то раз, будучи как обычно не в духе, граф принялся за свою супругу, обвинил ее в измене, упрекнул за кокетство с каким-то конюхом.





Обиженная и разозленная такими упреками, ибо она давно уже выросла из подобных невинных грешков, Хильдегард начала защищать свою честь. Однако такое поведение очень не понравилось ее господину. В приступе гнева он схватил свою жену и выбросил ее в окно.



Окинув взором замок, каждый подумает о том, что бедная женщина наверняка свернула себе шею, летя с такой высоты. Но «ангелы небесные пришли на помощь. Они перенесли Хильдегард на другую сторону реки.Она приземлилась возле старого, полуразрушенного монастыря, построенного на бывшем склепе». По правде говоря, точно не известно, в каком состоянии Хильдегард вышла из всей этой истории. Зато совершенно определенно то, что Фульк (от радости или из-за угрызений совести) поспешил восстановить монастырь и осыпать его своими милостями.




На склоне своих лет, жестоко покарав своего собственного сына после многочисленных стычек с ним, Фульк снова отправляется в Святую Землю. В Иерусалиме этот необузданный старик привязывает себя к ослу и идет, подгоняемый хлыстами монахов.Между ударами он кричит: «Господи, Господи, сжалься над предателем и клятвопреступником Фульком!» Помиловал ли его Всевышний? В мире с самим собой ужасный граф возвращается к своим землям. Но он не успеет добраться до Анже, так как 22 мая 1040 года он умирает в Метце.


Людовик Святой.


Людовик Святой в период с 1230 по 1240 годы воздвигает на развалинах бывшей крепости Черного сокола огромный замок из семнадцати черно-белых башен, которые отражаются в Мене.Затем он передаст его своему брату Карлу Анжу. Замок перейдет Короне в конце правления Каттингов, и Иоанн Добрый преподнесет его в подарок своему младшему сыну Людовику вместе с короной герцога.



 Став Людовиком I Анжуйским, он заказывает у одного парижского мастера соткать гобелен по мотивам Апокалипсиса. Этой великолепной работе предстоит войти в знаменитую сокровищницу герцогов Анжуйских. Одновременно с этим Людовик занимается благоустройством и достройкой замка, исходя из того, что его эпоха требует как можно больше пышности и роскоши.



Иоланда Арагонская. Изображение на витраже, кафедральный собор г. Меца. Слева — герб Иоланды Арагонской


Это дело продолжит его сын Людовик II, однако ему не удастся как следует насладиться этой красотой, так как умрет он довольно молодым. Тогда Анже станет постоянным местом пребывания его вдовы, Иоланды Арагонской, герцогини Анжуйской, той самой, которой предстоит войти в историю под милым именем Госпожи четырех королевств: Неаполя, Сицилии, Арагона и Иерусалима.



Charles VII of France (1403-1461)


Именно в Анже Иоланда пригласит маленького наследного принца Людовика, будущего Карла VII, от которого отказалась его мать Изабо. Иоланда не пожелает вернуть ей сына: «Женщине, у которой есть любовники, совсем не нужны дети»



Здесь она воспитает мальчика, а когда он подрастет, отдаст ему в жены свою дочь. Именно здесь она будет готовиться к приходу Жанны Д'Арк, внезапно появившейся в герцогстве де Бар, на земле ее сына. Именно здесь, наконец, она будет сражаться до последней капли крови за королевство Франция и уже в предсмертной агонии приложит все свои силы, чтобы вернуть своему государству вкус к сражениям и вернуть ему свободу.




Памятник Рене Доброму в Эксе-ан-Прованс

После смерти ее сын, король Рене, устраивает праздники, ставшие впоследствии знаменитыми. Этот человек вкуса, очаровательный поэт, автор книги «Сердце любви», будет проводить значительное время в спокойных землях в Анжу и в таких же приветливых владениях в Провансе.



После всех тех ужасов, которые закончились вместе со Столетней войной, Рене Анжуйский оставит, наконец, в истории портрет человека с безоблачным челом и постоянной улыбкой, ибо «Бог наградил его бесценным даром умения радоваться, отталкивая от себя подальше боль и страдание, гоня прочь всякое разочарование и любую безысходность».
Рене Анжуйский и вторая супруга Жанна де Лаваль. Диптих работы Никола Фромана. 1475-80.Лувр. Париж




Будучи присоединенным Людовиком XI к королевству, Анже не узнает более спокойных и мирных времен. Ибо в нем безраздельно будет господствовать тень беспощадного Черного сокола.
По Замку




На крепостную стену можно подняться и совершить прогулку по дозорной дорожке  на гребне стен. Она была построена в конце XVI в. после выравнивания башен. Представьте, что до этого башни были на десяток метров выше и украшены "перечницами" с шиферными крышами. Оборонительную мощь увеличивали земляные укрепления стены, на которых были сооружены артиллерийские фортификации.






Мельничная башня (6) высотой 40 м возвышается над рекой Мэн. Раньше на ней находилась ветряная мельница, давшая название башне. Отсюда открывается великолепный вид на город, реку и замок. Внутри башни выставлены сюрреалистические инсталляции на тему "Мир во всем мире". Впечатление они производят жутковатое.




Первоначально главным входом в крепость служили ворота в поля (10). Находящиеся над воротами ассомуары позволяли обливать нападающих кипятком или забрасывать их снарядами. Сегодня этих ворот и изощренных оборонительных приспособлений не существует, но в залах башни экспонируются современные работы Саркиса – уменьшенные в пять раз макеты каждой башни с проемами. А на остатки подъемного моста пускают туристов.



Если снаружи крепость Людовика IX впечатляет своими массивными башнями и стенами, то за крепостной стеной поражает элегантными постройками и красивыми садами светский замок анжуйских династий. На северной стороне замка размещались корпуса дворцов, впрочем, сильно переделанные в XVIII в., значительно утратившие свой "переходный" стиль между XV–XVI вв. Интерьеры дворцов украшались многочисленными шпалерами, созданными в период с XIV по XVI в. Многие из них сохранились до настоящего времени и экспонированы в специально построенном павильоне.




Часовня (5), построенная около 1410 года по указанию супруги Людовика II Анжуйского Иоланды Арагонской, имеет всего один неф и отличается своими величественными пропорциями и характерным, сильно выгнутым, анжуйском сводом.

   


Входим в замок через мостовую башню XV в. (2), украшенную живописными башенками с "перечницами".




В зале макетов (3), расположенном на нижнем этаже королевской резиденции, можно представить, как на протяжении веков менялись здешние места.



Королевская резиденция (4) является единственной из оставшихся жилых строений, построенных Людовиком II в XIV в. В 1450 году Рене Анжуйский пристроил галерею со сквозными оконными каменными переплетами, которые разделяют оконный проем на отдельные секции, ритм фасада которой задается тремя контрфорсами. Сидя у своего окна, принц мог наблюдать за проходившими во дворе праздниками.


 





Кроме того до наших дней сохранилась стена большого зала графского дворца (13). Это здание и было резиденцией графов Анжуйских с IX по XII вв. На фасаде можно увидеть следы изменений, которые вносили в здание сменявшие друг друга жильцы.




Но самый знаменитый экспонат замка помещен в отдельное помещение.


Галерея "Апокалипсис" (12), находящаяся в Королевском дворе, была построена между 1952 и 1954 гг. на месте исчезнувших строений для того, чтобы представить посетителям монументальный ансамбль тканных картин. После переоборудования в 1996 г. в галерее созданы идеальные условия для хранения гобелена с сюжетами из Апокалипсиса.



До наших дней от гобелена длиной 168 м и высотой 5 м сохранилось 103 м. Композиционно он делился на семь частей, содержавших более ста сюжетов. На шпалере изображении 76 сцен, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). По своей живописной экспрессии они могут сравниться лишь с выразительностью самого текста.

 

На каждой картине присутствует образ св. Иоанна, принимающего участие в происходящих событиях и поясняющего их. Оригинальные подписи пришлось удалить из-за их плохой сохранности. По стилю ковер представляет словно увеличенные книжные миниатюры, и действительно – художник вдохновлялся рядом манускриптов, специально подобранных заказчиком. Фон большей частью покрыт стилизованным растительным орнаментом, в иных случаях он густо-синего или красного цвета. В отельных фрагментах использована золотая нить. Обычно красный фон означает, что действие происходит в аду, голубой же – для мистических видений.

 


В трактовке сюжетов видны характерные приемы средневекового искусства: разномасштабность фигур, плоскостность, изощренная орнаментация. Интересно, что в мотивах многих сцен воплощено типичное для средневекового мышления восприятие пространства и времени: так, в нижнем окаймляющем бордюре можно видеть изображение мыши, вбегающей в нору, и через десять метров – ее же, но уже выбегающей. Апокалипсические сцены полны фантазии: тут зритель видит драконов, чудовищ с семью головами, сидящими друг на друге, изо рта у них показываются лягушки.

 

Сюжеты, выполненные на гобеленах, сохраняют загадочный и аллегорический, подчас трудно толкуемый смысл текстов "Апокалипсиса". На первой картине представлен сюжет со св. Иоанном, который по велению Господа, начинаем описывать "виденные им во благо Семь церквей", изображенных в виде капелл.




Символика, присутствующая в этой сцене, повторяется на всех гобеленах, особенно на следующих: на гобелене, где св. Иоанн видит Мессию в окружении символических атрибутов и персонажей, изображающих суть Мироздания. После сцены поклонения Мессии следует изображение св. Иоанна в слезах, вызванных откровением божественных тайн после представления Агнца.




Всадники Апокалипсиса появляются на лошадях разного цвета в сопровождении душ умерших, служащих Господу Богу. После признания избранных происходят таинства в присутствии Бога и ангела.В сценах великого землетрясения, огненной звезды и орла природные стихии разверзаются после четырех первых звуков труб. Когда в пятой и шестой раз вострубили трубы, хаос Вселенной множится.



В следующих панно св. Иоанн дает толкование пророческим знамениям семи громовых ударов труб и символически поедает книгу, взятую из рук ангела. После того, как Иоанн насладился небесной гармонией, идет повествование о приключениях с двумя свидетелями, спаленными Богом, о неминуем пришествии Мессии и о Страшном суде.



Далее иллюстрируется глава о Сатане, представленном в разных обличиях: в виде дракона, угрожающего миру; нападающего на роженицу, которую защищает св. Михаил, и сражающегося против верующих; в виде морского чудовища и, наконец, в виде земного чудовища.
После этих тревожных сцен космической катастрофы ангелы из Нового Завета возвещают о разрушении Вавилона и о наказании безбожников. Спасенные праведники приняты Богом, тогда как на нечестивых обрушивается гнев Господний и "ангелы срезают их, как гроздья винограда". За изображением небесных кар, сопровождаемых гневом Господним, следует появление трех чудовищ и Вавилона – "матери мерзости земной", который проваливается в бездну вместе с тремя чудовищами и Сатаной.














Заканчивается шпалера образом светлого Иерусалима, совершенство которого познает св. Иоанн, перед тем как пасть ниц перед Троицей.
В замке выставлены и другие образцы шпалерного искусства – коллекция красочных фламандских гобеленов: трехчастный "Ковер Страстей" (Tenture de la Passion), выполненный в конце XV в.






Его отличает богатство тонов и оттенков. Возможно, он выполнен в шпалерных мастерских на Луаре. Для этих мастерских характерно узорочье фона в стиле "тысяча цветов". Этот ковер экспонируется в старой капелле замка. Многие гобелены из луарских мастерских хранятся в парижском музее Клюни. В Анже также интересно изучить гобелены "Дама, играющая на органе" и "Пентесилея" работы XVI в. Все они отличаются особым богатством тонов и оттенков.





После осмотра гобелена, мы попадаем в зал, где выставлены свидетельства археологических раскопок (14). Здесь можно видеть самые старые следы проживания людей в этой местности: монументальное погребение (груда камней) 15 м в диаметре с коридором и 5 помещениями. Оно датируется III и IV в. до н.э. Также здесь были найдены некоторые предметы неолитической эпохи: вазы, отполированные кремнем лезвия топора, подвески. В глубине расположены два зала романской эпохи: в зале слева раньше находились дымоход и слив сточных вод, а в стены зала справа встроены трубы из глины, проведенные для обогрева зала, расположенного на верхнем уровне.



Тени прошлого навсегда поселились в его стенах,будоражат ум и поражают мистическим ореолом его далекие тайны...
Источники: 


Тейс Л. Наследие Каролингов. IX — X века / Перевод с французского Т. А. Чесноковой. — М.: «Скарабей», 1993. — Т. 2. — 272 с. — (Новая история средневековой Франции)


Thévenot C. Foulque III Nerra, Comte d'Anjou. — Tours: Éditions de La Nouvelle République, 1987. — 158 p.
 Marchegay P., Salmon A. Chroniques d’Anjou. — Cambridge: Cambridge University Press, 2010. — P. LIII—LIX

http://baranovna.narod.ru/

http://www.chateau-angers.fr/#/

http://data9.gallery.ru/[/url]


https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Tapisserie_de_l%27Apocalypse#//


Tags: Архитектура, Замки, Искусство, История, Франция
Subscribe

  • Мебель Луи Мажореля.

    Школа Нанси у истоков французского модерна.Часть 2.Мебель Луи Мажореля. Луи Мажорель, его жена и Жак сидят за столом в столовой…

  • Гора Фаньцзиншань.

    Гора Фаньцзиншань, «буддийский рай» Поднебесной. Гора Фанцзиншань имеет немало «титулов» — самая высокая…

  • Гастелугаче/ Испания.

    Гастелугаче: Остров, где ступала нога святого.Испания. Гастелугаче (его полное название Сан-Хуан де Гастелугаче, San Juan de…

  • Дворец Потала в Лхасе.

    Святые места Тибета: Дворец Потала в Лхасе, жемчужина на крыше мира В городе Лхаса (Тибет) расположился один из самых…

  • Литографии Луиса Хэйга .Часть 3.

    Святая Земля. Литографии Луиса Хэйга (Louis Haghe) по рисункам Дэвида Робертса (David Roberts). Часть 3. Титульная страница. Храм Эль-Хасне,…

  • Царское Село. Турецкая баня. Часть 2.

    Царское Село. Турецкая баня. Часть 2. Убранство помещений Турецкой бани выполнено в традициях исламского искусства. Стены…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments