Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Династия Фаберже.Часть 4.

Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(4)

Фаберже
Царствование Николая II (1902—1914 гг.)

Ампир




«Ампир» (альтернативное наименование — «Нефритовое») — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1902 году по заказу императора Николая II в качестве подарка вдовствующей императрице Марии Фёдоровне. До недавнего времени считалось утраченным, но в 2015 году, в процессе исследовательской работы, было успешно аутентифицировано.


 



Информация о данном изделии до начала 2000-х гг. была крайне скудна и ограничивалась преимущественно предположениями и догадками. Фактически были известны лишь год создания предмета, его первый владелец и счет на покупку. Данное яйцо предстало перед исследователями уже без миниатюры внутри, и им предстояло выяснить, чей портрет мог быть изображен на миниатюре.




Так, в одной из описей разбора ценностей в Оружейной палате в 1922 году была обнаружена следующая запись: «Яйцо из нефрита на золотой подставке и с портретом императора Александра III в медальоне», что сподвигло одного из владельцев предмета в конце 1990-х гг. вставить в рамку портрет Александра III. Параллельно отдельные специалисты упоминали, что в 1935 году в Лондоне экспонировалось некоторое количество изделий Фаберже, в числе которых был «миниатюрный портрет Александра III в нефритовой рамке. Мастер — Зенграф». Тем не менее, указанные выше предметы не являлись яйцом "Ампир".




Одна из первых фотографий императорского пасхального яйца "Ампир" в середине 1990-х гг.
Видны утраченные корона и миниатюра.

Долгие годы специалисты не могли сформировать однозначного мнения относительно данного пасхального яйца, пока в 2015 году в исследовании предмета не произошел настоящий прорыв.
Это произошло благодаря обнаружению и изучению уникального источника — «Списка собственным вещам вдовствующей Императрицы Марии Федоровны, находившимся на хранении в Гатчинском Дворце» от 28 июля 1917 года. Этот документ на 12 страницах описывает 150 различных предметов, принадлежавших вдовствующей императрице Марии Федоровне, в том числе и императорское пасхальное яйцо "Ампир" 1902 года (за номером 10, на второй странице документа). Запись о предмете следующая: «Яйцо в золотой оправе на двух колоннах из нефрита, внутри портреты Вел. Кн. Ольги Александровны и Принца П. А. Ольденбургского».Это описание является самым точным из имеющихся на настоящий момент. Таким образом, миниатюрный портрет Александра III рассматривался как сюрприз яйца ошибочно.


Версия именно этого подарка вдовствующей императрице Марии Федоровне подтверждается тем фактом, что в 1901 году состоялась свадьба Ольги Александровны и Петра Ольденбургского. Это событие было особенно важным для Марии Федоровны, так как она не хотела, чтобы ее младшая дочь покидала Россию (в случае ее брака с одним из членов европейских династий). Пасхальные яйца Фаберже обычно носили под собой некий смысл, коммеморативный (к годовщине какого-либо события) или события прошлого года. В настоящее время яйцо находится в частной коллекции в Нью-Йорке, США.



Клевер 




«Кле́вер» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1902 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве





Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн. Его форму образует узор из стеблей и листьев клевера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами. По краю между верхней и нижней половинками яйца, скрытыми листьями, идет ажурный ободок с изображениями императорской короны, дата «1902» и монограммой императрицы Александры Федоровны..Яйцо стоит на изящной золотой подставке с тремя ножками и скобками из плавно изогнутых стеблей. Небольшая застежка внутри яйца, вероятно, содержала на месте сюрприз..В годы революции сюрприз был утерян, но, согласно архивным документам, это был драгоценный четырёхлистник клевера, который украшали 23 крупных бриллианта с четырьмя миниатюрными портретами дочерей Николая II: Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии.


 Это яйцо символизирует мечту Николая II: счастливый союз с женой, любовь и семью.


Поступило из Московского товарищества в 1927 году. С 1933 года хранится в Оружейной палате Кремля. Яйцо является очень хрупким, и из-за этого его не перевозят для экспозиции в другие места



Датский юбилей




Датский юбилей — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в 1903 году по заказу императора Николая II в качестве подарка на Пасху для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Местоположение неизвестно, считается утраченным.Поскольку данное изделие относится к утраченным, сведения о его перемещениях после вручения адресату в 1903 году отсутствуют либо не могут быть найдены в открытых источниках. Известно, что яйцо было тематически приурочено к сорокалетнему юбилею восшествия на престол родителей императрицы Марии Фёдоровны — короля Дании Кристиана и его супруги королевы Луизы.




Сохранились изображения яйца «Датский юбилей», а также некоторые описания. Согласно таковым, оно было изготовлено из золота (золото использовалось также и в декоре изделия), украшено белой и синей эмалью. По центру размещен увенчанный короной медальон с вензелем, напоминающим букву «М»; в фоне медальона, по-видимому, геральдическая мантия и перекрещенные колосья либо цветы. На вершине яйца, покрытой золотой сеткой, установлена миниатюрная фигура датского королевского слона. Яйцо поддерживается тремя геральдическими львами, которые, в свою очередь, стоят на трехопорном постаменте.





Часто в качестве изображений изделия используются снимки его копий, изготовленных позднее; данные изображения правдоподобны, но не аутентичны. Иногда при подборе иллюстративного материала его также путают с яйцом «Датские дворцы».Сюрпризом «Датского юбилея» являлся миниатюрный двусторонний портрет акварелью на слоновой кости, изображающий соответственно короля Кристиана и королеву Луизу



Пётр Великий





«Пётр Великий» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1903 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1903 года. Посвящено двухсотлетию основания Санкт-Петербурга Петром I в 1703 году во время Северной войны


Ювелирное пасхальное яйцо Пётр Великий выполнено в стиле рококо в связи с празднованием двухсотой годовщины со дня основания города на Неве Санкт-Петербурга в 1703 году.Для изготовления использовались красное, зелёное и жёлтое золото, платина, розовые бриллианты, рубины, горный хрусталь, эмаль и миниатюрные портреты, акварель[3]. Диаметр яйца достигает 3 ⅛ дюймов.На верхней части яйца эмалированный венок, который окружает вензель Николая II. В нижней части яйцо украшено двуглавым имперским орлом, из чёрной эмали, увенчанным двумя бриллиантами.




Медный всадник — статуя Петру I (Сенатская площадь, Санкт-Петербург).

Сюрприз данного ювелирного пасхального яйца: когда яйцо открывается, внутренний механизм поднимает миниатюрную золотую модель Медного всадника — памятника Петру Великому на Сенатской площади в городе на Неве, расположенную на основании из сапфира. Модель сюрприза изготовил скульптор Георгий Малышев. Выбор сюжета сюрприза обусловлен одной из легенд XIX века, которая гласит, что вражеские силы никогда не войдут в Санкт-Петербург до тех пор, пока Медный всадник стоит в центре города.




В 1917 году ювелирное пасхальное яйцо «Пётр Великий» было конфисковано и распоряжением Временного правительства передано на хранение в Оружейную палату Московского Кремля.




Яйцо «Пётр Великий» через всесоюзное объединение «Антиквариат» было продано в 1930 году Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю, имевшему деловые интересы в России. Поздне́е яйцо было куплено нью-йоркской галереей A La Vieille Russie. В 1944 году пасхальное ювелирное яйцо приобретено женой руководителя General Motors Лилиан Пратт Фредериксбург (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году, где и доступно в настоящее время для всеобщего обозрения на постоянно действующей экспозиции коллекции европейских произведений декоративного искусства



Лебедь


«Лебедь» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1906 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1906 года в честь сороковой годовщины свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны.





В настоящее время ювелирное яйцо находится в собственности фонда Эдуара и Мориса Сандоз в Лозанне, Швейцария.



Золотое яйцо покрыто матовой эмалью сиреневого цвета — любимого цвета императрицы Марии Фёдоровны, и украшено орнаментом в виде трельяжной решётки из волнистых лент, украшенных бриллиантами огранки «роза». На вершине большой алмаз, под которым указан год: «1906». Другой большой алмаз закреплен в основании — под алмазом, вероятно, была монограмма.





Ювелирное яйцо «Лебедь» фирмы Фаберже покрыто сиреневой матовой эмалью, раскрывается не ровно, а будто бы по линии скола, в пределах искривлённой решётки ленты украшены алмазами. В середине яйцо содержит сюрприз — корзинку с механическим лебедем. Корзинка образует гирлянды цветов из белого, жёлтого и розового золота, окаймляющие аквамариновую подставку. По подставке из большого аквамарина, имитирующего озеро, «плавает» миниатюрная механическая фигурка лебедя выполненная из золота и покрытая серебром. Под одним из крыльев спрятан миниатюрный заводной механизм — после завода лебедь расправляет крылья, шевелит ногами и хвостом, гордо поднимает и опускает шею и голову.



 

Пасхальное яйцо «Лебедь», а именно механическая фигурка — пример высокого мастерства мастеров фирмы Фаберже — была изготовлена после «Серебряного лебедя» Джеймса Кокса (1773), который теперь хранится в музее «The Bowes» в Англии. Фаберже мог видеть его в Париже на Всемирной выставке в 1867 год Император Николай II подарил яйцо «Лебедь» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху и по случаю сороковой годовщины свадьбы Александра III и Марии Фёдоровны. После революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками.



В 1927 году ювелирное яйцо «Лебедь» стало одним из девяти императорских яиц, проданных Всесоюзным объединением «Антиквариат» в Москве Эммануилу Сноумену из лондонской галереи «Вартски» (англ. Wartsky). В 1933 году продано Чарльзу Парсонсу, Лондон. В 1939 году ювелирное яйцо продано галереей Хаммера в Нью-Йорке от имени Чарльза Парсонса египетскому королю Фаруку. В 1954 году новым египетским правительством, устроившим распродажу имущества Фарука, яйцо на аукционе Sotheby’s продано галерее «La Russie Veille» (Нью-Йорк). Впоследствии ювелирное яйцо продано галереей швейцарскому магнату Морису Сандозу. С 1958 года — собрание покойного доктора Мориса Сандоза, с 1977 — коллекция Эдуарда и Мориса Сандоза. С 1995 года хранится Фондом Эдуарда и Мориса Сандоза (Лозанна, Швейцария).коллекцию фонда Эдуарда и Мориса Сандоза кроме ювелирного яйца «Лебедь» (1906) также вошли: императорское пасхальное яйцо с сюрпризом — механическим павлином (1908); «Яйцо-часы Юсупова» (1907), изготовленное на заказ князя Юсупова.


Московский Кремль




«Моско́вский Кремль» («Успенский собор») — это ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1906 года. В настоящий момент оно хранится в Оружейной палате Кремля[. Это одно из немногих яиц, которые никогда не покидали Россию.


  


Яйцо «Московский Кремль» является самым большим из яиц Фаберже. На нём изображён Успенский собор, в котором венчались все цари России, в том числе и Николай II. Декор яйца состоит из покрытой белой прозрачной эмалью нижней части, увенчанной полированным золотым куполом. Через окна, прорезанные в яйце, можно увидеть интерьер Успенского собора московского Кремля. Подставка из красного золота представляет собой дважды воспроизведённые Спасскую и Водовзводную башни Кремля[2]. Башни украшены изображениями герба Российской империи и герба Москвы.




Внутри ювелирного пасхального яйца-часов вмонтированы заводные часы. Кроме того, яйцо «Московский Кремль» оборудовано золотой музыкальной шкатулкой, которая заводится ключом и потом наигрывает херувимские мелодии. Одной из мелодий является Херувимская песнь, которая очень нравилась Николаю II 


 

Это яйцо было сделано в память о возвращении в Москву императорской четы Николая II и Александры Фёдоровны в 1903 году. Они не очень любили бывать в Москве после событий на Ходынском поле, когда во время коронации Николая случилась давка и многие люди погибли.Планировалось, что яйцо будет представлено в 1904 году, но из-за Русско-японской войны (1904—1905) яйцо было подарено на Пасху только в 1906 году. Яйцо хранилось в сиреневой гостиной Александры Фёдоровны в Александровском дворце.


Колыбель с гирляндами


«Колыбель с гирляндами» (или Трофеи любви) — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1907 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1907 года.



 


Императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Колыбель с гирляндами» изготовлено в стиле Людовика XVI из золота, эмалировано прозрачной светло-голубой и зелёной эмалью, переливчатой эмалью, украшено полосой из окрашенных эмалью роз и прозрачных изумрудных зелёных эмалированных листьев, полос свитков и аканта в цветном золоте, алмазами, рубинами, жемчугом, белым ониксом и шёлком. Техника исполнения — эмаль, литьё, гравировка, гильош, живопись маслом. Яйцо покоится в золотой колыбели на четырёх колоннах из цветного золота, закреплённых на вырезанном овальном белом основании из оникса Из Гатчинского списка: Яйцо с голубой эмалью украшенное бриллиантами и гирляндами со вложенными внутри портретами царских детей 1907 на мраморной подставке.




Сюрприз Утрачен. Вероятно был сделан из золота, белой эмали, рубина, жемчуга, алмазов, (возможно акварель на слоновой кости). Скорее всего, в качестве сюрприза были портреты детей российского императора (информация из Гатчинского списка).




Владельцы

Император Николай II подарил яйцо «Колыбель с гирляндами» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1907 года. Данное яйцо находится в Гатчинском списке. То-есть на момент 1917 года находилось в Гатчинском дворце. Но до сих пор доподлинно неизвестно каким образом ювелирное изделие прибыло на Запад — вероятно, через Галереи Хаммера и их российские связи. С 1930 года — местонахождение неизвестно. С 1962 года императорское пасхальное яйцо находилось в частном собрании в Соединённых Штатах. Последний раз выставлялось в 1989 году в Сан-Диего. В 1989 году продано на аукционе «Сотбис» (Нью-Йорк) от частного американского собрания анонимному американскому покупателю. В настоящее время находится в частной коллекции Роберта М. Ли, США
Яйцо с решёткой и розами




Яйцо́ с решёткой и ро́зами — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1907 году по заказу Николая II, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея. В настоящий момент оно находится в Художественном музее Уолтерса в США.




Золотое яйцо покрыто бледно-зелёной эмалью и украшено алмазной решёткой и бутонами роз, покрытых матовой, светлой и тёмной розовой эмалью, с изумрудно-зелёными листками. На верхней и нижней частях яйца приклеплены крупные бриллианты. На нижнем бриллианте имеется надпись «1907». Предположительно, на верхнем бриллианте находилась монограмма, которая до настоящего времени не сохранилась.


Стоимость яйца составляла 8 300 рублей.





В настоящее время сюрприз утерян, но по данным исследований это был бриллиантовый медальон с портретом царя   выполненный акварелью на слоновой кости.




Император Николай II подарил ювелирное пасхальное яйцо своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1907 года в честь третьей годовщины рождения царевича Алексея. После революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1920 году находилось у российского эмигранта в Париже Александра Половцова. В 1930 году его приобрел Генри Уолтерс (англ.)русск. из Балтимора (США). В дальнейшем яйцо по завещанию перешло в Художественный музей Уолтерса и с 1952 года находится в постоянной экспозиции этого музе


Павлин 




 «Павлин» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1908 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1908 года.


 

На роскошной подставке в стиле рококо из позолоченного серебра покоится прозрачное яйцо, обе половинки которого вырезаны из горного хрусталя и вмонтированы в оправу с застёжкой. На обеих половинках есть гравировка: на одной изображена императорская монограмма Марии Фёдоровны, на второй — дата «1908». Внутри яйца на инкрустированном золотом дереве, среди ветвей, покрытых цветами из драгоценных камней и эмали, сидит золотой павлин, раскрашенный цветными эмалями.
 Сюрприз яйца — механический павлин из золота, который сидит на ветвях гравированного золотого дерева с цветами в эмали и драгоценных камнях. Павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост




Над созданием механического павлина и его прототипов работал мастер фирмы Фаберже Дорофеев, вероятно на протяжении трёх лет.
Источник вдохновения




Часы «Павлин» работы Джеймса Кокса в Эрмитаже

Пасхальное яйцо «Павлин» было создано мастерами фирмы Фаберже по мотивам знаменитых часов XVIII века «Павлин», изготовленных мастером Джеймсом Коксом по заказу Григория Потёмкина для императрицы Екатерины II. В композицию этих часов, имеющих размеры с небольшую комнату, входят фигуры павлина, петуха и совы с механизмами, которые приводят их в движение. Сначала часы «Павлин» размещались в Зимнем дворце, а затем были перенесены в Эрмитаж, где экспонируется до сих пор.


Владельцы (Обладатели)


Император Николай II подарил яйцо «Павлин» своей матери Марии Федоровне на Пасху 26 апреля 1908 года.


После революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было национализировано большевиками. В 1927 году яйцо «Павлин» в числе девяти императорских яиц, было продано через фирму «Антиквариат» Эммануилу Сноумену из лондонской галереи «Вартски»  . В 1935 году его приобрёл господин Хирст.В 1949 году яйцо приобрел швейцарский магнат Морис Сандоз. В 1995 году коллекция покойного Мориса Сандоза перешла к Фонду Эдуарда и Мориса Сандоза (Лозанна).В коллекцию фонда Эдуарда и Мориса Сандоза, кроме ювелирного яйца «Павлин», также вошли: «Лебедь» (1906) — императорское пасхальное яйцо с сюрпризом в виде механического лебедя и «Яйцо-часы Юсупова» (1907), изготовленное на заказ князя Юсупова.



Реставрация

В2008 году механический павлин был реставрирован мастером Мишелем Пармиджани из компании Parmigiani Fleurier. Благодаря реставрации внутренний механизм снова работает гармонично, а ретуширование эмали вернуло ему прежний блеск[5

Александровский дворец 




«Александровский дворец» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1908, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1908 года. Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Оружейной палате — Государственном музее Московского Кремля, инв. No MP-648, Москва, Россия.




Нефритовое пасхальное яйцо изготовлено мастером Генрихом Вигстремом фирмы Карла Фаберже (Санкт-Петербург) в 1908 году по заказу Николая II. Приобретено за 12 тысяч 300 рублей. Ювелирное яйцо «Александровский дворец», состоит из двух шарнирносоединённых частей, инкрустировано золотом и драгоценными камнями, украшено пятью миниатюрными акварелями — портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами. Над портретами выложены алмазами заглавные буквы имён детей. На яйце вверху и внизу укреплены плоские треугольные бриллианты, под которыми на серебряной фольге исполнены чернью монограмма императрицы Александры Фёдоровны и дата «1908».


Подставка под яйцо изготовлена в 1989 году на Московском экспериментальном ювелирном заводе мастером С. Бугровым по эскизу художника Т. Д. Жарковой. Подлинная подставка отсутствует.



Сюрприз




Сюрприз: Александровский дворец

Модель Александровского дворца выполнена из золота и серебра, окна дворца — из горного хрусталя, кровля перекрыта светло-зелёной эмалью. Модель укреплена на золотом столике с гравированной надписью «ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ».




Источник вдохновения

Царскосельский (Александровский) дворец был загородной резиденцией императора Николая II и членов его семьи, которые редко покидали стены дворца и вели уединённый, замкнутый образ жизни, за что получили от современников прозвище «царскосельские отшельники».





Владельцы

Ювелирное пасхальное яйцо «Александровский дворец» подарено императором супруге императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1908 года.С 1913 по 1916 год яйцо хранилось в Сиреневой гостиной Александры Федоровны Александровского (Царскосельского) дворца.




В 1917 году было конфисковано отрядами Керенского во время февральской революции, вместе со многими другими Императорскими сокровищами[3]. Перевезено в Аничков дворец. Поступило в Валютный фонд Наркомфина в 1927 году и передано в Оружейную палату, где хранится в Государственном музее Московского Кремля, инв. No MP-648, Москва, Россия. Является одним из десяти яиц фирмы Фаберже в коллекции Оружейной палаты в Москве

Часть 3 здесь

Продолжение следует...

Tags: Династии, Искусство, История, Ювелирка, декор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment