Алекса́ндр Никола́евич Рае́вский (1795—1868) — участник Отечественной войны 1812 года (полковник), одесский приятель и соперник Пушкина, адресат его знаменитого стихотворения «Демон».
![Портрет Николая Николаевича Раевского работы Дж. Доу. Военная галерея Зимнего Дворца[1]](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e7/Rajevskij_N_N.jpg/800px-Rajevskij_N_N.jpg)
Отец-Портрет Николая Николаевича Раевского работы Дж. Доу.

Мать-Софья Алексеевна Раевская ,урождённая Константинова

Николай Семёнович Самокиш, «Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года»

Подвиг Раевского,Борис ОЛЬШАНСКИЙ


Александр Николаевич Раевский
В декабре 1825 года, после восстания на Сенатской площади, был арестован по подозрению в причастности к заговору, но вскоре оправдан и выпущен из-под ареста.



Восста́ние декабри́стов на Сенатской площади
Во время следствия держался достойно, никого не называл, говорил, что о тайном обществе ничего не знал.


Пушкин читает послание в Сибирь Марии Волконской перед её отъездом в Сибирь
Роль в жизни ПушкинаДемон
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Александр Сергеевич Пушкин на Кавказе

Так много обещавший молодой человек сделался желчным и завистливым, как о том пишет известный его недруг Филипп Вигель:
Ещё зимой чутьём слышал я опасность для Пушкина, не позволял себе давать ему советов, но раз шутя сказал ему, что по африканскому происхождению его всё мне хочется сравнить его с Отелло, а Раевского с неверным другом Яго. Через несколько дней по приезде моём в Одессу встревоженный Пушкин вбежал ко мне сказать, что ему готовится величайшее неудовольствие. В это время несколько самых низших чиновников из канцелярии генерал-губернаторской, равно как и из присутственных мест, отряжено было для возможного ещё истребления ползающей по степи саранчи; в число их попал и Пушкин. Ничего не могло быть для него унизительнее…

А.С.Пушкин в Одессе
По сведениям Вигеля, это Раевский предложил отправить поэта на борьбу с сельхозвредителями. Он играл чувствами поэта вместе с женой губернатора Воронцовой; молва подозревала их в любовной связи. Только позднее Пушкину открылось истинное лицо того, кого он считал своим другом.

Портрет графини Елизаветы Воронцовой - WGA11228
Джордж Хейтер
В отставке
Князь Михаил Семенович Воронцов
Раевский был сослан в Полтаву, где жил безвыездно. Лишь осенью 1829 года по специальному разрешению ему позволили поехать в Болтышку к умирающему отцу.

Николай Николаевич Раевский

Александр Николаевич Раевский

Семья

Екатерина Петровна Раевская, ур. Киндякова (1812-1839)
История женитьбы Раевского показала, что его характер ничуть не изменился. Дом Киндяковых принадлежал к числу немногих домов, взявших на себя миссию оживлять Москву и собирать лучший цвет общества. Дочь Киндяковых двадцатидвухлетняя Екатерина считалась жемчужиной москвичек. В 1833 году Сушкова Е. А. в дневнике писала о Киндяковой:
« … Екатерина Киндякова это метеор, это чудо… Скорее дурна, чем красива; хорошо сложена, но слишком мала ростом; голова опрокинута, нос угреватый и вздёрнутый, руки висят; скачет, как сорока, и легка, как свинец; притом гримасница, аффектированная и кокетка… Она и её близкие выдумывают ужасным образом. Как только кто-нибудь из кавалеров появляется в их доме, они торопятся распространить слух, что это отвергнутый жених, — а эти господа в действительности только смеются над ней, несмотря на её богатство, несомненно, преувеличенное и умноженное отзывами её близких. »

« … Он взялся сватать её за другого, а сам женился. История самая скандальная и перессорила пол-Москвы. »
Пушкин, встретив чету Раевских в мае 1836 года, писал жене:
« … Раевский, который прошлого раза казался мне немного приглупевшим, кажется, опять оживился и поумнел.
Жена его собою не красавица — говорят, очень умна. »


Граф Иван Григорьевич Ностиц (1824—1905) — генерал-лейтенант, участник Кавказской войны, выдающийся фотограф-любитель
Но в 1863 году молодая графиня скончалась после родов, как и её мать. До конца жизни А. Раевский оставался безутешным.
Последние годы жизни Раевского прошли одиноко за границей. И одиночество этого несчастливого человека было следствием его характера. Умер в октябре 1868 года в Ницце в возрасте семидесяти трёх лет, похоронен там же на православном кладбище.
Journal information