Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Династия Фаберже,коллекция пасхальных яиц(5).

Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(5).

Фаберже


Памятное Александра III






«Памятное Александра III» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1909 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1909 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Памятное Александра III» считается утеряннымИмператорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Памятное Александра III» целиком изготовлено из платины, полностью покрыто белой матовой эмалью с золотыми линиями, украшено группами алмазов в форме ромба, расположенных вокруг центральной части ювелирного яйца, внутри каждого ромба — корзина из алмазов с цветами и лентами. На концах пасхального яйца установлены крупные алмазы под ними — монограмма вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны и год создания ювелирного изделия. Внутри яйца находился миниатюрный золотой бюст Александра III, украшенный ляпис-лазурью


Яхта «Штандарт»




Яхта «Штандарт» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано в 1909 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне. В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России.


 

Внешняя оболочка из горного хрусталя ограничена золотой полоской, которая имеет надпись «Штандарт 1909» и покрытой зелёной эмалью, инкрустированной бриллиантами. Оно сделано в виде футляра с откидной крышкой в горизонтальном положении.




Внутри яйца находится яхта «Штандарт», изготовленная из золота и платины. Копия яхты была сделана до мельчайших подробностей вплоть до вертящегося руля, подвижных бортовых пушек и якоря, трапов и крошечных платиновых шлюпок[1]. Подставка для яйца сделана из ляпись-лазури синего цвета, в виде сплетённых дельфинов. Сочетание хрусталя и ляпис-глазури подчеркивает редкую красоту. Почти все детали яхты подвижны. Модель яхты опирается на волны, сделанные из хрусталя.




Яхта «Штандарт»





Яхта была построена по заказу Александра III в Копенгагене и 21 марта 1895 года яхта спустилась на воду. Она сразу понравилась Николаю II. Длина яхты была 116 метров, что сделало её одной из крупнейших яхт того времени. Каюты для императорской семьи были сделаны из ценных материалов: бронзы, серебра, золота, панели из красного дерева. Яхту даже прозвали «Плавучим дворцом». На протяжении многих лет императорская семья совершала на яхте множество прогулок и путешествий. В память о счастливых днях, проведённых на яхте, и было создано это яйцо.


Конный памятник Александру III


Пасхальное яйцо «Памятник Александру III» (Пасхальное яйцо с моделью памятника Александру III) — ювелирное изделие, изготовленное фирмой Карла Фаберже по заказу российского императора Николая II в 1910 году как пасхальный подарок для матери императора Марии Фёдоровны.

 

Традиция дарения яиц Фаберже появилась в 1885 году, когда Александр III заказал у Карла Фаберже «Курочку» в подарок своей жене Марии Фёдоровне. Императрица была настолько очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать ежегодно по одному яйцу, став придворным ювелиром. После смерти Александра III его сын Николай II сохранил традицию, ежегодно даря два яйца: одно своей матери — вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, и одно своей жене — царствующей императрице Александре Фёдоровне. В 1910 году за 14700 рублей как подарок на Пасху для Марии Фёдоровны Николай II заказал у Фаберже «Памятник Александру III»




За основу был взят памятник Александру III, возведенный годом ранее, на Знаменской площади в Санкт-Петербурге напротив Николаевского вокзала, по велению сына Николая II, воплотившего в жизнь мечту своего отца о строительстве железной дороги из Европейской части России до Владивостока. Автором памятника стал скульптор Павел Трубецкой. Памятник был неоднозначно встречен в обществе, было немало критики. Его называли «карикатурой на царя» 




В 1918 году все яйца Фаберже, кроме «Георгиевского», были конфискованы советской властью. Среди них был и «Памятник Александру III». До 1927 года оно хранилось в Валютном фонде Наркомфина. С 1927 года хранится в Оружейной палате в Московского Кремля 


 


Яйцо, выполненное в стиле Ренессанс, изготовлено из горного хрусталя и украшено гравировкой, формирующей рамку в виде лепесткового орнамента для обзора cюрприза. Верхняя часть яйца украшена накладной трельяжной решеткой, усыпанной алмазами огранки «роза». Под крупным бриллиантом выгравирован год — «1910». По бокам яйца размещены две платиновые консоли в виде геральдических двуглавых орлов с коронами, инкрустированными алмазами огранки «роза». Поддерживается двумя вертикальными колоннами с гроздьями ягод и херувимами на вершинах (материал платина и бриллианты). Пятиугольная подставка из гравированного хрусталя с платиновыми ангелами по углам, поддерживающими кольцо, в котором покоится само яйцо 




Внутри яйца на прямоугольном подиуме из ляпис-лазури с полосой бриллиантов по периметру установлена миниатюрная копия памятника Александру III, выполненная из золота, стоящая на нефрите и украшенная алмазами огранки «роза» 
По мнению ведущего научного сотрудника Музеев Московского Кремля Татьяны Мунтян, изделие является «настоящим гимном платине и бриллианту



Колоннада


«Колоннада» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1910 году, в качестве подарка его жене Александре Фёдоровне на Пасху 1910 года . Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году. Хранится в Королевской коллекции королевы Елизаветы II, Лондон, (Великобритания) 


 

Пасхальное ювелирное яйцо-часы «Колоннада» фирмы Фаберже посвящено рождению долгожданного наследника престола царевича Алексея в 1904 году. Яйцо является своеобразной аллегорией и представляет собой храм любви (колоннаду), в котором пара голубей символизирует императора и его супругу, херувимы — четырёх дочерей императора: Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию, а Купидон (Амур) символизирует новорожденного царевича Алексея.



Изготовлено из бовенита, золота, серебра, платины, украшено алмазами и бледной розово-белой эмалью. Ювелирное яйцо эмалировано переливчатой бледной розово-белой эмалью и окружено циферблатом, покрытым эмалью, а цифры выполнены из алмазов.




На вершине пасхального яйца находится Купидон из золота. Четыре серебряные позолоченные фигуры, олицетворяющие четырёх дочерей императора России, размещены вокруг основы и связаны цветочной гирляндой из золота. Два платиновых голубя размещены в пределах круга колон  Часы устроены таким образом, чтобы неподвижные стрелки указывали на цифры вращающегося циферблата (ранние фотографии и описания указывают, что Купидон держал в руке часовую стрелку).


 

Поскольку данное яйцо представляет собой работающий часовой механизм, оно не содержит сюрприза.


Император Николай II подарил яйцо «Колоннада» своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1910 года. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1927 году ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Колоннада» стало одним из девяти яиц, проданных Всесоюзным объединением «Антиквариат» Эмануэлю Сноуману, Лондон. В 1929 продано Королю Георгу V и королеве Мэри, Великобритания. В 1953 году унаследовано королевой Елизаветой II , хранится в Британской королевской коллекции.










Кроме «Колоннады» (1910), в Британской королевской коллекции (англ. The Royal Collection) хранятся ещё два императорских ювелирных пасхальных яйца, изготовленных фирмой Фаберже и одно, из так называемых пасхальных яиц Кельха, также изготовленное фирмой:Корзинка цветов (1901) Мозаичное (1914) Яйцо с панелями (1899)[9] — одно из семи яиц, заказанных русским предпринимателем А. Ф. Кельхом в подарок своей жене Варваре Кельх-Базановой (изготовил ювелир фирмы Фаберже — Михаил Перхин).



Лавровое дерево





«Лавровое дерево» (или «Апельсиновое дерево») — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1911 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1911 года . Поступило из Валютного фонда Наркомфина в 1927 году.




 
Императорское ювелирное пасхальное яйцо сделано из золота, покрыто зелёно-белой эмалью и украшено нефритами, алмазами, рубинами, аметистами, жемчугом и белым ониксом. Изготовлено для Марии Фёдоровны в подарок на Пасху 1911 года. Ювелирное изделие Лавровое (апельсиновое) дерево представляет собой сформированное из нефрита дерево с разветвлённой запутанной структурой ветвей, украшенное драгоценными камнями в виде фруктов и цветов, эмалированных белой эмалью с установленными алмазами 




Сюрпризом императорского ювелирного пасхального яйца «Лавровое дерево» является механическая крылатая певчая птичка, способная поворачивать голову, раскрывать клюв, петь и махать крыльями. Движение обеспечивается заводным механизмом. Птичка появляется из-под верхней ажурной крышки изделия — среди ветвей и листьев скрыты замочная скважина и крошечный рычаг, при нажатии на который открывается шарнирная круглая вершина дерева и появляется сюрприз 


 

Император Николай II подарил ювелирное пасхальное яйцо «Лавровое дерево» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1911 года. После Октябрьской революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1927 году императорское ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Лавровое дерево» стало одним из девяти яиц, проданных Всесоюзным объединением «Антиквариат» Эмануэлю Сноуману, Лондон. Затем в 1965 году ювелирное изделие, сменив пять различных владельцев, было продано госпожой Милдред Каплан Малколму Форбсу. В 2004 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке яйцо вместе с другими предметами коллекции Фаберже приобрёл миллиардер Виктор Вексельберг 




Экспонируется в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге.



Пятнадцатая годовщина царствования



 


«Пятнадцатая годовщина царствования» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1911, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года.С 2004 года хранится фондом Виктора Вексельберга «Связь времён», Москва, Россия.В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.


 
Императорское пасхальное яйцо ювелирного дома Фаберже «Пятнадцатая годовщина царствования» изготовлено из золота, украшено прозрачной зелёной эмалью, непрозрачной белой эмалью, переливчатой эмалью, алмазами, горным хрусталём и акварелью на слоновой кости. Ювелирное пасхальное яйцо разделено на восемнадцать секторов с шестнадцатью миниатюрами, выполненными миниатюристом Василием Зуевым.







Семь овальных миниатюр изготовлены в виде портретов семьи императора в алмазных рамах. На остальных девяти миниатюрах изображаны важные события из жизни Николая II, включая коронацию, торжественное открытие музеев и памятников, обретение мощей Серафима Саровского. Ниже миниатюр с портретами Николая II и Александры Фёдоровны в двух алмазных рамках размещены даты: «1894» — дата свадьбы Николая и Александры, и «1911» — пятнадцатая годовщина с момента коронации. На вершине ювелирного пасхального яйца расположена монограмма императрицы Александры Фёдоровны под крупным бриллиантом, окруженным мелкими бриллиантами. В основании яйца — закреплен крупный бриллиант в окружении мелких.



 




На семи портретах-миниатюрах изображены:


император Николай II,императрица Александра Фёдоровна,
цесаревич Алексей Николаевич,великая княжна Ольга Николаевна,
великая княжна Татьяна Николаевна,великая княжна Мария Николаевна,
великая княжна Анастасия Николаевна.Девять миниатюр, отражающих важнейшие события
из жизни Николая II





коронация Николая II,

церемониальная процессия в Успенский собор Московского Кремля,
церемониальный приём членов Государственной думы в Зимнем дворце,
дворец Хёйс-тен-Бос в Гааге, место проведения первой мирной конференции,
обретение мощей святого Серафима Саровского,
открытие памятника Петру I в Риге (1910),
открытие памятника в Полтаве в честь двухсотлетней годовщины Полтавской битвы,
Русский Музей Императора Александра III (Санкт-Петербург),
открытие моста Александра III в Париже в его присутствии.




 



Ювелирное пасхальное яйцо «Пятнадцатая годовщина царствования» подарено императором супруге императрице Александре Фёдоровне на Пасху 1911 года. Каким образом данное императорское пасхальное яйцо ювелирного дома Фаберже прибыло на Запад доподлинно не известно. Согласно одной из версий, ювелирное яйцо было продано высокопоставленным российским чиновником своему другу в Соединенных Штатах. В 1966 году пасхальное яйцо «Пятнадцатая годовщина царствования» оказалось в коллекции Форбса, Нью-Йорк. В 2004 году выставлено на аукцион Сотбис, Нью-Йорк, где приобретено Виктором Феликсовичем Вексельбергом.  


Наполеоновское



 



«Наполеоновское» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано в 1912 году по заказу Николая II, который подарил его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 1912 года в честь сотой годовщины победы России над армией Наполеона, в том числе и Бородинского сражения (1812).Ювелирное яйцо находится в собственности фонда Матильды Геддингс Грейи с 22 ноября 2011 года до 30 ноября 2021 года экспонируется в Нью-Йорке в Метрополитен-музее.






Ювелирное пасхальное яйцо сделано из жёлтого золота покрыто прозрачной изумрудной зелёной эмалью и украшено рубинами, алмазами, бархатом, атласом. Изготовлено для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в ознаменование столетия Отечественной войны 1812 года.




Зелёное ювелирное яйцо украшено двуглавыми орлами и трофеями сражений. На вершине яйца под алмазом изображены корона и монограмма Марии Фёдоровны. Императорское пасхальное яйцо «Наполеоновское» фирмы Фаберже раскрывается и внутри содержит сюрприз — ширму с шестью миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.






Сюрприз в виде ширмы из шести портретов-миниатюр сделан из жёлтого золота, алмазов, платины, прозрачной изумрудной зелёной, и непрозрачной белой эмали, расписан гуашью по слоновой кости. Императрица Мария Фёдоровна числилась почётным полковником шести полков российской армии, изображённых на акварели, и её монограмма украшает обратную сторону каждой миниатюры. Все портреты-миниатюры выполнены в форме экрана, стержни которого выполнены в виде топора (военной эмблемы, используемой с римских времён), подписаны «Василий Зуев» и датированы 1912 годом.




Император Николай II подарил ювелирное пасхальное яйцо «Наполеоновское» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1912 года. После революции, вместе с другими сокровищами императорской семьи, оно было конфисковано большевиками. В 1930 году ювелирное яйцо «Наполеоновское» стало одним из десяти императорских яиц, проданных галерее Хаммер, Нью-Йорк. С 1951 года принадлежало Матильде Хеддингс Грей, с 1972 года хранится Фондом Матильды Геддингс Грей, Новоорлеанский Музей Искусства, США



Царевич





«Царевич» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Яйцо было создано по заказу Николая II в 1912, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1912 года. В настоящее время ювелирное пасхальное яйцо Фаберже «Царевич» хранится в художественном музее Виргинии, Ричмонд, США.


 
Ювелирное пасхальное яйцо «Царевич» выполнено в стиле Людовика XV. Вырезано из превосходного осколка лазурита (ляпис-лазури) и украшено золотым узором, под прямоугольным алмазом видны монограмма Александры Федоровны и год — 1912. Изготовленное из золота, ляпис-лазури и алмазов императорское пасхальное яйцо содержит сюрприз из платины, ляпис-лазури, алмазов и акварели на слоновой кости 


 

Сюрприз данного ювелирного пасхального яйца: российский двуглавый Имперский орёл, покрытый 2000 алмазами, с миниатюрным портретом царевича Алексея Николаевича, расположенного на груди орла. Сюрприз выполнен из платины, ляпис-лазури, алмазов и акварели на слоновой кости 





Миниатюра не подписана, а качество её исполнения заметно низкое и это даёт основание предполагать, что оригинальная живопись была утеряна и заменена ныне существующей.


Пасхальный подарок Николая II Александре Федоровне через всесоюзное объединение «Антиквариат» был продан в 1930 году Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю, имевшему деловые интересы в России. В 1933 году ювелирное императорское пасхальное яйцо приобретено женой руководителя General Motors Лилиан Томас Пратт Фредериксбург (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году, где и доступно в настоящее время для всеобщего обозрения на постоянно действующей экспозиции коллекции европейских произведений декоративного искусства .



Зимнее 





«Зимнее» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти четырех императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.Создано по заказу императора Николая II в подарок его матери, Марии Фёдоровне, на Пасху 1913 года. Хранится в Катаре, в коллекции эмира.Являлось самым дорогим императорским яйцом Фаберже ($9,5 млн), до тех пор, пока на аукционе «Кристис» не было продано «Ротшильдовское» яйцо за $18,5 млн.


.
Яйцо установлено на основании из горного хрусталя, оформленного в виде тающего льда, с ручьями из платины и алмазов. Само яйцо также выполнено из горного хрусталя, на вершине размещается лунный камень в виде кабошона. Яйцо разделяется на две прозрачные половинки, ободок каждой из которых выполнен из платины, украшенной бриллиантами. Каждая половинка украшена тончайшей гравировкой, моделирующей ледяные кристаллы.
Сюрприз представляет собой платиновую решётчатую корзинку с двумя ручками, украшенную розовыми алмазами. В корзинке размещается букет подснежников. Каждый цветок реалистично вырезан из цельного белого кварца с золотым проводом в виде стебля и тычинок, листья изящно вырезаны из нефрита, а их середины — из зелёного кварца. На основании корзины выгравировано «Фаберже 1913».


.

Весной 1913 года отмечалось трёхсотлетие дома Романовых, и подарок императора Николая II своей матери был особенно дорогим: за «Зимнее» яйцо фирме Фаберже было выплачено 24 600 рублей.В 1927 году оно было продано всесоюзным объединением «Антиквариат» Эммануэлю Сноуманту. С 1948 года принадлежало сэру Бернарду Экстеину и было продано в 1949 Брайену Ледбруку. Исчезло приблизительно в 1975 году после смерти Ледбрука.


 Интересна его история


  Автором этого шедевра, известного на весь мир, была молодая женщина – Альма Пиль, имя которой после революции оказалось почти забытым.
Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.</center>



 


Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов - подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. 

О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.


Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?


Альма Пиль, 1912 годАльма Пиль

Альма Пиль, 1912 год



Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.

После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.
В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.Альма принимала самое непосредственное участие в создании «Зимнего яйца», ставшего вершиной ее творчества. Мотив его необычного дизайна подсказала сама природа - снежок, искрящийся на весеннем солнышке. Пасха в тот год была ранней.


 


Фаберже, «Зимнее яйцо». 1913 год Мастер - Альберт Холмстрём, дизайнер - Альма Пиль


В 1994 году было обнаружено в Лондонском сейфе и в ноябре этого же года продано Женевскому аукциону «Кристис», откуда было затем продано американскому покупателю.В 2002 году куплено на Нью-Йоркском аукционе «Кристис» эмиром Катара Хамадом бин Халифа Аль Тани.