Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Династия Фаберже. коллекция пасхальных яиц 6/2.

Династия Фаберже.Императорская коллекция пасхальных яиц(6)2.

Фаберже




Трёхсотлетие дома Романовых


Военное стальное



 


«Военное стальное» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.Создано в 1916 году для императора Николая II и подарено на Пасху его супруге, императрице Александре Фёдоровне.В настоящий момент яйцо находится в музее Оружейной палаты в Москве и остаётся одним из немногих яиц Фаберже, не покидавших пределы России 



 
Яйцо имеет строгий облик: стальной блестящий корпус разделен двумя гладкими горизонтальными линиями на три части. В центре размещены золотые накладные изображения герба Российской империи, святого Георгия, даты «1916», окруженной лавровым венком, и монограммы Александры Фёдоровны. Венчает яйцо золотая императорская корона. Подставка выполнена из нефрита с золотой каймой, на которой по углам размещены четыре стальных артиллерийских снаряда 


  

Внутри яйца находится мольберт с акварельной миниатюрой. На миниатюре изображены император Николай II и царевич Алексей на позиции русских войск. В верхней части расположен эмалевый орден Святого Георгия с лентой. Сам мольберт стилизован под вензель Александры Фёдоровны.Высота сюрприза — 65 мм 


    

Яйцо было создано в подарок жене императора Николая, Александре Фёдоровне на Пасху в 1916 году. В 1927 было передано Валютным фондом Наркомфина в музей Московского кремля



Берёзовое




«Берёзовое» — ювелирное яйцо, одно из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для семьи императора России. Яйцо было создано в 1917 году по заказу Николая II, который планировал подарить его своей матери Марии Фёдоровне в качестве традиционного подарка на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля 1917 года, однако оно так и не было подарено. До 2001 года считалось утраченным. Подлинность яйца из коллекции Иванова вызывает сомнения.



Счёт фирмы Фаберже с описанием Берёзового яйца от 25 апреля 1917 года

Ювелирное пасхальное яйцо изготовлено из золота и карельской берёзы, которая произрастает только в Карелии (Россия). Сюрпризом, вероятно, был утраченный миниатюрный механический слон, сделанный из золота, серебра, алмазов и эмали. В настоящее время сохранился только миниатюрный ключ для завода фигурки слона[2][4]. В книге «Императорские пасхальные яйца фирмы Фаберже» (1997) Т. Фаберже, Л. Пролер и В. Скурловым, впервые помимо письма Бирбаума от 1922 года, была опубликована фотография деревянного пасхального яйца из карельской березы, кроме того, авторами проверена идентичность клейм мастера Вигстрема, фирмы Фаберже, Петроградского Пробирного Управления на арматуре яйца на соответствие эталонным образцам и подтвердили подлинность всех клейм[5].


 

Утрачен. Вероятно, это была миниатюрная фигурка слона, сделанная из золота, серебра, украшенная эмалью, а также восемью большими бриллиантами и шестьюдесятью четырьмя маленькими алмазами (огранка «розы»). Сохранился миниатюрный ключ для завода механизма слона, выполненный из золота и украшенный алмазами[2][4]. Карл Фаберже в своём письме А. Ф. Керенскому просит разрешить передать бывшему царю несколько каменных зверьков, а вместе с ними и «простое деревянное яйцо без роскоши», внутри яйца столь же «простой механический слоник на счастье». На самом деле, как видно из счёта, выставленного фирмой Фаберже, слоник усыпан 64 розами и 8 бриллиантами. Счёт составлен уже после отречения Николая и адресован на имя «господина Романова, Николая Александровича».


 

Император Николай II планировал подарить ювелирное яйцо «Берёзовое» своей матери Марии Фёдоровне на Пасху 1917 года.


До конца 2002 года судьба пасхального яйца ювелирного дома Фаберже «Берёзовое» оставалась тайной: оно не было подарено и считалось утраченным. Однако, в ноябре, Русским национальным музеем, было объявлено, что последнее императорское пасхальное яйцо работы ювелирного дома Карла Фаберже было куплено владельцем музея миллионером Александром Ивановым для коллекции из частного собрания в Лондоне, где яйцо находилось, начиная с 1927 года/




Согласно версии Александра Иванова, Фаберже просил Керенского отправить яйцо Николаю II, однако после Октябрьской революции оно оказалось в собрании Румянцевского музея (ныне Библиотека имени Ленина). В январе 1927 года музей был закрыт и 450 экспонатов, включая ювелирное яйцо фирмы Фаберже «Берёзовое» были проданы Советским правительством иностранным покупателям. Таким образом, в 1927 году яйцо оказалось в Лондоне. Хранится в музее Фаберже, Баден-Баден, (Германия). Известно, что покупки этого музея достаточно спорные с точки зрения подлинности



Созвездие



«Созвездие» («Синее созвездие Цесаревича») — незаконченное ювелирное яйцо, последнее из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи.




Является последним яйцом, изготовленным Фаберже для семьи Романовых. Было заказано Николаем II для своей жены, Александры Фёдоровны, как подарок на Пасху 2 апреля (по новому стилю — 15 апреля) 1917 года, но не было подарено из-за отречения царя от престола.


 

Франц Бирбаум, главный художник фирмы Фаберже, в 1922 году описывал яйцо так:
… яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…
— Ф. П. Бирбаум 

Яйцо, выполненное из тёмно-синего кобальтового стекла, представляет собой небесную сферу. На ней выгравировано положение звёзд на небе во время рождения цесаревича Алексея (12 августа 1904 года). Яйцо должно было быть инкрустировано бриллиантами, огранёнными в форме розы (в некоторых местах они сохранились). Подставка выполнена из непрозрачного горного хрусталя в виде облака, на котором и располагается яйцо. Яйцо должны были украшать серебряные херувимы, но они не сохранились.


 



В ювелирное пасхальное яйцо «Созвездие», согласно первоначальному замыслу, должны были быть встроены часы, однако часовой механизм был утрачен.


Предполагалось, что яйцо станет подарком императора Николая II, своей жене Александре Фёдоровне на Пасху 1917 года. Но в результате Февральской революции 15 марта 1917 года царь отрекается от престола.Перед бегством за границу в 1925 году сын Карла Фаберже, Агафон передал А. Е. Ферсману ряд изделий своей фирмы, в том числе и разобранную композицию из двух половинок яйца и подставки в виде полупрозрачного облака.В 2001 году обнаружено в фондах минералогического музея и после реставрации находится в экспозиции.




Яйцо в Баден-Бадене

По версии А. Н. Иванова, подлинное и законченное яйцо «Созвездие» принадлежит ему, и находится в выставленной в Музее Фаберже в городе Баден-Баден. Тем не менее, имеется ряд очевидных различий с экспонатом, хранящимся в Минералогическом Музее Ферсмана. Иванов утверждает, что яйцо в Минералогическом музее на самом деле является лампой, которая также была заказана в фирме Фаберже. В отличие от экспоната Музея Ферсмана, яйцо, находящееся в Музее Фаберже, представляет собой сферу из синего стекла, инкрустированную бриллиантами, с поворачивающимся циферблатом и часовым механизмом внутри, на которой выгравировано созвездие Льва. Постамент для сферы сделан из цельного куска горного хрусталя, расположенного на нефритовой основе.Известно, что покупки этого музея достаточно спорные с точки зрения подлинности.




В России яйцо из коллекции Иванова впервые было показано на выставке в Костроме весной 2011 года.


 Прочие императорские яйца

Эти яйца входят в императорскую серию, но ни точный год их изготовления, ни адресат подарка не известен. Могут относиться к «пустым» 1904—1905 гг., и быть в таком случае выполненными для одной из императриц. Существует также предположение, что могли быть изготовлены для какого-нибудь другого члена императорской семьи, вопреки традиции.



Воскресение Христово


Воскресение Христово — ювелирное яйцо, одно из императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Создано в период с 1884 по 1894 год по заказу императора Александра III и подарено его супруге, императрице Марии Фёдоровне.
В настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.


 

Изделие, схожее по описанию с яйцом «Воскресение Христово», фигурировало в ряде описных документов, в частности — в списке драгоценностей Марии Федоровны, составленной управляющим Аничковым дворцом генерал-майором Ереховичем, а также в описи конфискованных императорских драгоценностей от 1922 года (составлена при передаче из Оружейной палаты в Совнарком). Впоследствии яйцо было продано некоему «господину Дереку», а в 1934 году фигурировало в списке лотов аукциона Christie’s в Лондоне. Статус изделия остается неопределённым, так как оно не располагает инвентарным номером и не значится в финансовых документах императорского кабинета; тем не менее, специалисты усматривают основания относить его к «императорской серии».


 

Яйцо изготовлено из горного хрусталя, окаймленного по вертикали алмазным бордюром. Внутри яйца расположена скульптурная группа, представляющая Христа и двух коленопреклоненных ангелов, стоящих по обе стороны от его гробницы. В оформлении группы использованы эмаль и алмазы. Подставка имеет вид четырёхчастной орнаментированной ножки, украшенной пятью жемчужинами. Стоящие на изделии клейма позволяют установить, что оно было изготовлено главным мастером фирмы Фаберже М. Е. Перхиным и что в его оформлении использовано 14-каратное золото.



Данное яйцо не имеет сюрприза. Ряд исследователей и искусствоведов, принимая во внимание некоторые сопутствующие факты, считают возможным предполагать, что «Воскресение Христово» само по себе является сюрпризом, содержавшимся в яйце «Ренессанс». В частности, указывается на его точное соответствие внутренним размерам этого яйца, стилистическую схожесть с ним, а также на тот факт, что в счёте на «Ренессанс» был указан жемчуг, который в оформлении этого изделия не использовался.



Весенние цветы




«Весенние цветы» — пасхальное яйцо фабрики Фаберже, изготовленное около 1899 года в мастерской Михаила Перхина. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственниковВ настоящее время ювелирное яйцо находится в постоянной экспозиции Музея Фаберже в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых.




Ювелирное яйцо «Весенние цветы» выполнены в стиле неорококо. Снаружи оно покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Его створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Сверху яйцо закрывается алмазной защёлкой. Оно располагается на круглом двухступенчатом постаменте, изготовленном из бавенита, сверху заключённого золотом поясом, инкрустированным алмазами, а у основания оформленного золотым орнаментом в стиле рокайль.



Внутри яйца помещён сюрприз в виде миниатюрной вынимающейся корзинки с подснежниками, лепестки которых изготовлены из халцедона, а пестики из демантоидов. Этот сюрприз очень похож на корзинку с цветами, размещённую в «Зимнем» яйце, изготовленном в 1913 году.
Дата изготовления яйца до сих пор остаётся загадкой, как и то, каким образом оно попало в коллекцию императрицы Марии Фёдоровны, хранившуюся в Аничковом дворце. На нём стоят раннее клеймо мастера Михаила Перхина и пробирное клеймо, которое применялось в Санкт-Петербурге до 1899 года, при этом на футляре яйца имеется штамп Фаберже с адресами Санкт-Петербургского, Московского и Лондонского отделений фирмы. На первый взгляд эти данные противоречивы, поскольку клеймо мастера говорит о том, что яйцо было выполнено до 1899 года, однако футляр указывает на то, что оно было создано после 1903 года, когда в Лондоне открылось отделение фирмы.




При описи имущества императрицы Марии Федоровны, хранившегося в Аничковом дворце, составленной в середине сентября 1917 года перед передачей его в Оружейную палату Кремля, упоминаются «портмоне из позолоченного серебра в форме яйца, покрыт красной эмалью, с сапфиром», и как отдельный предмет — «корзинка с цветами, украшенная бриллиантами». Вполне возможно, эти строчки относятся к данному яйцу и его сюрпризу. В 1933 году объединение «Антиквариат» продало яйцо «Весенние цветы» неизвестному лицу за 2000 рублей ($1000). Позднее оно было продано фирмой A La Vieille Russie коллекционеру из Лонг Айленда Ландсделлу Кристи, а затем, в 1966 году, Малькольму Форбсу (англ.)русск. как императорское пасхальное яйцо.



Яйцо «Весенние цветы» дважды выставлялось в качестве императорского пасхального яйца в музее Метрополитен в Нью-Йорке — в 1961 и 1996 годах, а также в Музее Виктории и Альберта в 1977 году. До 1993 года все публикации, посвященные данному пасхальному яйцу, причисляли его к серии императорских пасхальных яиц. Этого мнения придерживались многие ведущие специалисты, однако после более глубокого анализа Татьяна Мунтян исключила пасхальное яйцо «Весенние цветы» из списка подарков, сделанных императорами России. Она считает, что яйцо принадлежало императрице Марии Фёдоровне и было подарено ей кем-либо из родственников или близких друзей.


«Блестящая эпоха Фаберже. Санкт-Петербург — Париж — Москва», каталог выставки, М., 1992


https://fabergeresearch.com/eggs-faberge-imperial-egg-chronology//

Часть 6(1) здесь
Tags: История, Прикладное иск-тво, Русь, Ювелирка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments