Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Часть 1.Экстерьер.Парк да Винчи.

Замки Франции: Кло-Люсе(Manoir du Clos Lucé) Часть 1.Экстерьер.Парк да Винчи.






Франция

Вот так и проходит вся слава земная, -
Как листья с дерев, облетает, шурша.
А время неспешно наш мир изменяет,
Суровый свой суд равнодушно верша.




В долине крепостей и замков, долину Луары, которую много веков назад облюбовали французские короли и выстроили прекрасные произведения искусства, которыми можно восхищаться по сей день.


 



Сегодня там тихо и пустынно,только ветер с реки гонит прошлогоднюю листву и зловеще завывает в старых дымоходах...Пандемия разогнала всех почитателей луарских замков и самого мэтра Великого Леонардо.Его грустные глаза провожают каждого случайно забредшего посетителя...замку одиноко.Посты о замке выкладывала несколько раз,добавляя новые фото и сведения...Назло Турпедии,таскающей мои посты и как дань уважения и привязанности к данному замку.Благодаря Мадам Рюдо,хранительнице музеялюбезно приглашающей меня в гости ежегодно...





Замок Кло-Люсе – шедевр, построенный Карлом VIII – известен тем, что стал последней резиденцией великого Леонардо да Винчи. По приглашению короля Франциска Iзнаменитый тосканец прожил здесь 3 последние года своей жизни, успев доработать ряд своих старых изобретений и разработать новые, в том числе и проект идеального дворца в идеальном городе. Считается также, что именно в Кло-Люсе художник заканчивал работу над всемирно известной «Джокондой».




 




Мысленно переношусь в те далекие времена,когда по этому двору гулял седобородый старец,именем Леонардо,гость самого короля...он живо интересовался историей  этого строения...Замок не замок,дворец не дворец...И парк с его гениальными творениями




 История замка Кло-Люсе начинается еще с галло-римских времен, на месте замка находилось небольшое поселение. В 1107-1115 годах здесь по приказу Гуго Амбуазского было возведено первое на этом участке здание из белого и розового кирпича. Это было во времена короля Людовика XI.



В 1214 году Сульпиций Третий пожаловал земли женскому монастырю. В 1477 году Этьен Ле Лу, любимый повар и фаворит короля Людовика XI, на останках древних галло-римских построек строит небольшой замок, который был окружен огромным количеством защитных укреплений, в том числе сохранившейся до наших дней квадратной сторожевой башней. В замке было множество потайных ходов, красивых галерей, узких окон и коридоров.



 В 1477 г. построили небольшой усадебный дом, ставший собственностью Этьена Лелу, фаворита короля, помощника повара королевской кухни замка Плесси-ле-Тур.



 2 июля 1490 года замок приобрел Карл VIII. Покупка обошлась ему в 3500 золотых экю. Акт продажи, записанный на пергаменте, до сих пор хранится в Кло-Люсе. Новый владелец дворца начинает его перестраивать, добавляя постройкам новые черты архитектуры эпохи Возрождения. Карл VIII хотел построить не просто замок, а королевскую резиденцию. Он собрал здесь архитекторов, строителей, скульпторов, художников со всего мира. Строительство было закончено в 1490 году.



 За свою историю замок Кло-Люсе повидал много владельцев, жителей и гостей. Здесь долгое время жила Анна Бретонская – жена Карла VIII , а позже и Людовика XII. Анна рано потеряла своих сыновей и всю жизнь их оплакивала, для нее любящий муж построил в замке часовню, где она часто плакала и молилась. Анна была самой популярной из правителей Бретани и самой богатой женщиной своего времени в Европе. В честь нее в замке над входной дверью создали фреску, которая отображает ее ум и превосходное ораторское искусство.





В Кло-Люсе провел юность будущий король Франции Франциск I.




 В замке частенько бывали Франциск I и его не менее известная сестра Маргарита Наваррская (кстати, одна из первых женщин-писательниц во Франции). Они провели здесь почти все детство и юность. Франциск планировал здесь свои Крестовые походы. В замке некоторое время жила молодая дама Бабу де ла Бурдьезер — фаворитка короля. Также здесь обитал Мишель дю Гаст, убийца Герцога де Гиза, фаворит короля Генриха III.



В начале 1516 года король Франции Франциск I приглашает в замок Леонардо да Винчи, который, будучи уже немолодым (в возрасте 60 лет) вместе со своим верным учеником и слугой Франческо Мельци покидает Рим и переезжает во Францию.



Его дорога в новое место обитания была сложной, Леонардо да Винчи пересекает Альпы из Италии во Францию на своем муле, везя с собой три самых главных картины в его жизни — «Мона Лиза», «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» и «Иоанн Креститель». Во Франции он жил и работал три последние года своей жизни. Художник был очень дружен с королем и его сестрой Маргаритой, получал от них пенсию около 800 экю в год. Этого хватало на безбедное существование и беззаботную жизнь.




 Вот одна из местных легенд,которая передается из поколения в поколение владельцев замка




Запыхавшийся парнишка как раз вовремя отодвигает обивку, скрывающую и одновременно согревающую мастерскую художника. В следующее мгновение на пороге вырисовывается, словно портрет в полный рост, двухметровая фигура Франциска I.





Высокий старик в черном платье, стоящий возле деревянного полированного мольберта, быстро откладывает свои кисти, однако не успевает раскланяться. Юный король уже возле него, сжимает его своими огромными руками и целует его с какой-то необыкновенной, исходящей от него теплотой, которой он так щедро одаривает тех, кого любит и кем восхищается.И потом Франциск необыкновенно гордится тем, что ему удалось убедить одного из величайших художников всех времен покинуть Италию, чтобы поселиться в его дорогом Валь де Луаре.



Осенью 1516 года Леонардо да Винчи только что приехал в Амбуаз вместе со своим любимым учеником Франческо Мельци и своим слугой Зороастро. Их встреча с королем состоялась немногим больше года назад, как раз после победы в Мариньяне, которая принесла такую славу французской армии, и сразу же художник полюбил короля.



 


Прежде всего, возможно, потому что Франциск красив, а Леонардо очень чувствителен ко всему прекрасному, но еще, очевидно, и потому что почувствовал в этом молодом коронованном великане необыкновенную силу воли, глубокое великодушие и, наконец, обаяние, причем настолько сильное, что перед этим обаянием не могли устоять не только женщины, но и мужчины. И вот, после смерти Жульена Медичи, своего последнего покровителя, старый художник отправляется во Францию, где его ждут и где на него возлагают надежды.







В Амбуазе, где в основном живет Франциск I, ибо это замок его детства, король предоставляет Леонардо маленькую усадьбу дю Клу — в настоящее время Кло-Люсе — построенную сорок лет назад неким Этьеном Ле Лу, метрдотелем Людовика XI, человеком талантливым и ловким, что позволяло ему быть довольно умелым шпионом. Король высоко оценил его службу, а дом, который Этьен Ле Лу благодаря его благоволению построил из розового кирпича, белого камня, и с высокой тонкого шифера крышей, в самом деле очень красив.





Франциск хорошо знает этот дом. Ребенком он часто играл в нем. Знает он и о подземном ходе, соединяющем его с замком. Этот подземный ход, вероятно, был очень удобным во времена Этьена Ле Лу, но абсолютно бесполезен для Франциска. Ему нет необходимости прятаться, чтобы увидеться со своим художником.





Сегодня он впервые наносит ему визит. Просто-напросто королю хочется посмотреть, как устроился мастер. Возможно, это только предлог, под которым прячется его любопытство: любопытство, вызванное желанием увидеть полотна, прибывшие из Италии. И тотчас же по приезде он получает возможность на них посмотреть, так как Леонардо их не скрывает. У него всего два полотна, одно лучше другого: Святая Анна с Непорочной Девой и Ребенком, и Святой Иоанн Креститель. И король очарован этой красотой. Есть ли еще на свете что-либо более прекрасное, чем эти две картины?



Кажется, есть и еще одно полотно. Не в силах скрыть своего любопытства, король признается в истинной цели своего визита. Откуда ему это известно? Кто сказал Франциску, что художник привез еще одну картину, поменьше, которую он не желает показывать? Портрет женщины, который мастер держит в секрете.



Возможно, вопрос короля застал врасплох Леонардо да Винчи. Он немного побледнел, и взгляд его потух. Впрочем, этому королю, скорее другу, чем господину, можно сказать правду.





Слухи оказались правдивыми: у него есть еще один портрет, довольно старая его работа, но которой он дорожит больше, чем своей собственной жизнью. И так как он знает, что нельзя перечить желаниям короля, он идет за картиной, проскользнув в велюровую комнату, в которой она спрятана, и выносит оттуда изображение темноволосой женщины в черном, чьи длинные волосы наполовину скрыты легкой прозрачной тканью и руки которой покоятся одна на другой. Вдали вырисовываются река и скалы. Красота женщины захватывает, но особенно поражает едва уловимая, загадочная улыбка, смягчающая рисунок ее губ.




У короля захватывает дух, он быстро встает. Долго с восхищением смотрит он на необыкновенную картину, и, кажется, не может отвести взгляд. Когда он приходит в себя, то немедленно просит художника продать ему этот портрет, обещая осыпать его золотом. Он даст три… нет, четыре тысячи экю! Но Леонардо отказывается. Продать этот портрет для него означало бы продать свою душу. Он никогда никого не любил так, как эту модель… И так как чувствует, что Франциск сможет его понять, он рассказывает ему историю этого портрета.


 



Студия Леонардо да Винчи» на гравюре 1845 года: Джоконду развлекают шуты и музыканты.


Эту даму звали Лизой Герардини. Она была неаполитанкой, но вышла замуж за богатого флорентийца по имени Франческо дель Джиокондо, сколотившего состояние на продаже кожаных изделий. Конечно, этот брак был не совсем удачным: мужу было 50 лет, а жене всего двадцать. Он был тщеславным мужланом, а Лиза происходила хотя и из бедной, но очень достойной семьи. Разоренные французским вторжением, осуществленным Карлом VIII, ее родители были очень обрадованы возможности отдать свою дочь, красивую бесприданницу, этому флорентийскому торговцу, который к тому моменту был дважды вдовцом.



Однажды Джиокондо заказывает Леонардо да Винчи портрет своей жены. Вовсе не из любви к искусству, но из-за обычая, принятого в богатых кругах Флоренции: заказывать портреты, дабы оставить свои изображения последующим поколениям.Художник чуть было не отказался, представив себе жену этого старикашки такой же глупой и уродливой, как и он сам. Все же он согласился, потому что его ученик Джиованни Бельтрафио заверил его, что дама молода и необычайно красива.



 


Мона (сокращенное от «мадонна», что означало «мадам») Лиза приходит позировать, и Леонардо видит только ее. Он настолько охвачен чувством восхищения к ней, что даже по истечении трех лет портрет все еще не закончен.По правде говоря, Франческо дель Джиокондо не очень нравились визиты художника к нему: они сопровождались всегда крупными суммами денег, которые приходилось платить. Ему достаточно было и того, что вся Флоренция знала о том, что великий да Винчи делает портрет его жены. Однако художник и не думал покидать его дом. Тогда он объявил Леонардо о своем намерении увезти жену в Неаполь по семейным делам.



 



Скрепя сердце, Леонардо расстается с Лизой, утешая себя тем, что портрет, дорогой ему, остается с ним. Ему приходится долго ждать новой встречи. Но в один прекрасный день случай сводит его лицом к лицу с Джиокондо на улице во Флоренции. Он сообщает художнику, что Лиза умерла несколько месяцев назад в Лагонеро. Он говорит ему также, что собирается снова жениться и что теперь он опасается, что портрет этот не понравится его невесте. И потом ведь нужно за него заплатить… Но ни за какие деньги Леонардо не согласился бы теперь отдать милый его сердцу портрет.


 


Вот какую историю рассказал художник Франциску I. Так ли было все на самом деле, или здесь кроется что-то еще? Секрет улыбки Джоконды никогда не будет раскрыт, но к чему Леонардо да Винчи говорить не правду?



  




Мы знаем точно только то, что король не хотел отказаться от мысли завладеть этой картиной. Он предложил четыре тысячи экю и собирался их заплатить… но, чтобы не разбивать сердце старому художнику, он пообещал, что Джоконда станет достоянием королевской коллекции только после смерти ее автора. Художник умер 2 мая 1519 года в Кло-Люсе. А историю эту поведал миру Вазари, которому в свою очередь об этом рассказал Франческо Мельци, любимый ученик гениального художника. Вот как он описал кончину мастера:


 

Картина XIX века кисти Энгра в преувеличенно-сентиментальной манере показывает горе короля Франциска у смертного ложа Леонардо да Винчи



Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи. 1828


«Король часто навещал его по-дружески и в этот день тоже внезапно появился. Из уважения к королю Леонардо привстал на своей кровати и поведал ему о своей болезни, извиняясь перед Богом и людьми за то, что не сделал для своего искусства всего того, что мог бы сделать. Сам король поддерживал его голову и, почувствовав, что это самая великая почесть, которая только может быть оказана на этой земле, великий мастер испустил дух на руках у короля…»




Жан Франсуа Жигу. Последние моменты жизни Леонардо да Винчи. 1835





Франсуа-Гийом Менагот. Смерть Леонардо да Винчи на руках Франциска I. 1781


Tags: Архитектура, Замки, История, Ланшафт, Музеи, Парки, Франция
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal