Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Коломенское.

Коломенское, летняя царская резиденция.


Музей-заповедник «Коломенское» над Москвой-рекой — самая известная из летних «дворцовых» усадеб столицы и одна из удивительнейших достопримечательностей России.








Первое письменное упоминание о ней относится к 1336 г. Здесь, в своей вотчине, жили великие князья и цари. Музейный статус Коломенское обрело в 1923 г. Среди его памятников — храм Вознесения Господня, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, и много других достопримечательностей, гармонично вписавшихся в окружающий природный ландшафт.



Панорама села Коломенского в XVIII веке. Работа Дмитрия Сухова по рисунку Джакомо Кваренги, 1930 год



Панорама села Коломенского в XVIII веке. Работа Дмитрия Сухова по рисунку Джакомо Кваренги, 1930 год





Гравюра Коломенского дворца Алексея Михайловича, 1780 год





Зарисовка дворца Екатерины II, начало XIX века





Дворец Екатерины II в Коломенском работы Фёдора Алексеева, 1800-е





Коломенское в 1800 году. На переднем плане церковь Казанской Божией Матери



Усадьба Коломенское, история возникновения



Коломенское раскрывается в разных ракурсах. Как вотчина нескольких властителей России. Как архитектурно-парковый ансамбль. И как свидетель археологической истории Москвы.



Дьяково городище в южной части парка — самая древняя стоянка людей на территории Москвы — относится к раннему железному веку. Археологи находили здесь артефакты VIII вв. до н. э., давшие название целой археологической культуре — дьяковской, связываемой с финно-угорскими племенами мери и веси. Славяне пришли сюда в VIII в., а в XII в., как установлено, на правом берегу Москвы-реки уже стояло крупное поселение вятичей. В 1238 г. к этому берегу подошли на лодках несколько семей из Коломны, спасавшихся от хана Батыя, стершего с лица земли их город в отместку за гибель Кюлькана, сына Чингисхана. Убежавшие от этой беды назвали свое новое село Коломенское.



Но это только легенда, документальных подтверждений ей нет. Существует и другая версия, столь же гипотетическая: по ней, название Коломенское происходит от древнеславянского слова «коло» — окрест. Действительно, отсюда, с высокого правого берега реки, хорошо просматриваются окрестные дали, а это в Средневековье было жизненно важным фактором. Его не могли не учитывать московские князья. Первое письменное упоминание о Коломенском как о великокняжеской вотчине относится к 1336 г. в духовой грамоте (завещании) Ивана Калиты. Во второй половине XIV в. Коломенским управлял внук Калиты князь Владимир Серпуховской, соратник Дмитрия Донского, и здесь москвичи встречали русское войско после победы над монголо-татарами на Куликовом поле в 1380 г.

Адольф Ивон. «Куликовская битва». 1859 год


Адольф Ивон. «Куликовская битва». 1859 год


По преданию, Дмитрий Донской и Владимир Серпуховской построили в Коломенском первый храм, деревянный, в честь Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Самый древний же из сохранившихся храмов и вообще строений Коломенского, он же самый совершенный в художественном отношении — шатровая церковь Вознесения Господня, с 1994 г. объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построена она при Василии III в 1532 г.


XVII в. ознаменовался для Коломенского тревожными событиями. В 1605 г. здесь готовился к вступлению в Москву Лжедмитрий I; в 1606 г. стояла крестьянская армия Ивана Болотникова; в 1612 г. — войско Лжедмитрия II.



После освобождения Москвы от поляков в 1612 г. наступает время преображения Коломенского. Начало ему положил Михаил Фёдорович Романов, продолжил его сын Алексей Михайлович, построивший свой Теремной дворец. В Коломенском прошли детские и юношеские годы его сына Петра Алексеевича — Петра I: на здешних лугах проходили сражения его потешных отрядов, из которых были сформированы лейб-гвардии Преображенский и Семёновский полки. В 1709 г. здесь родилась дочь Петра Елизавета, будущая императрица. Дворец для Екатерины II был построен в 1766-1767 гг., но пострадал в 1812 г. от французов, настолько, что восстанавливать его не имело смысла, и в 1816 г. он был разобран. В 1878 г. та же участь постигла дворец, построенный для Александра I в 1825 г., правда, по какой-то другой, неясной, причине, и от него сохранился всего один флигель.



В 1923 г. благодаря энтузиазму и настойчивости Петра Дмитриевича Барановского, архитектора и реставратора памятников древнерусского зодчества, был создан музей-заповедник «Коломенское», первым директором которого он и стал. Вступив в должность, Барановский немедленно занялся реставрацией строений Коломенского, а также стал свозить сюда из окрестных деревень и заброшенных дворянских гнезд разобранные деревянные строения, которые еще можно было спасти и заново собрать здесь. Так в Коломенском появился Музей русского деревянного зодчества под открытым небом. Первые музейные экспозиции в бывшей царской вотчине пополнились уцелевшими предметами из разрушаемых и закрываемых церквей и тех же усадеб. И находками археологов.



Музей-заповедник «Коломенское» находится в южной части Москвы на правом, высоком, берегу Москвы-реки. Территорию пересекает глубокий и протяженный, длиной более 1 км, Голосов овраг. Ландшафт Коломенского включает в себя пологие холмы, луга, сады, небольшие речки и ручьи. Планировка его в целом сохранилась почти точно такой же, какой она была в XVI-XVII вв.




Коломенское, архитектура и достопримечательности



Самое узнаваемое светское сооружение Коломенского — Теремной дворец царя Алексея Михайловича. Сегодня это — копия сооружения XVII в. Причин заново воспроизвести дворец было более чем достаточно. Алексей Михайлович имел прозвище Тишайший за свой мягкий и добрый нрав. Его сын, Петр I, обладал характером, прямо противоположным отцовскому, а Алексей Михайлович тяготел к жизни размеренной, покойной, наполненной «забавами», под которыми подразумевались псовая и соколиная охота, долгие прогулки, неторопливые беседы с учеными людьми. Коломенское всем вкусам царя отвечало идеально.



И свой дворец он здесь построил в стиле Древней Руси, в подчеркнуто декоративном ключе, наказав мастерам, чтобы он вышел «всем на диво» и снаружи, и внутри. Царя можно считать отчасти автором проекта дворца со всеми его 26 теремами, 270 комнатами, сенями, галереями и крылечками. Пока шла стройка, Алексей Михайлович бывал здесь часто: руководил работами. Все терема высотой от 2 до 6 этажей были нарядно и богато украшены. Царь позаботился также о расширении и окультуривании садов, там были устроены крытые навесами дорожки и обширные цветники, разбит огород с целебными травами.



После смерти Алексея Михайловича дворец замер: наследники царя здесь бывали редко, и в 1762 г., когда его увидела Екатерина II, он был уже в таком состоянии, что она с сожалением, но приказала его разобрать. Воссоздан он был в 2010 г., на бетонной основе, на новом месте с облицовкой из бревен. В нем размещаются музейные экспозиции и проводятся выставки, посвященные русской истории, в том числе бытовой. Строгие ученые и архитекторы квалифицируют этот нынешний дворец как «макет», но обычные люди не столь взыскательны, они считают дворец сказочно прекрасным и радостным. Уместным именно в «царском» Коломенском.



В летописи Коломенского немало таинственных историй. Одна связана с иконой Богоматери, которая с 1990 г. хранится в здешнем Казанском храме. Рассказывают, что некая простая женщина видела то и дело повторяющийся сон о том, как находят в подземелье черную икону, которая становится красной. Она рассказала об этом настоятелю Вознесенского храма, и вскоре в его подклете была найдена потемневшая от времени икона, после расчистки засветившаяся алым покровом Богородицы. Произошло это 2 (15) марта 1917 г., в день, когда Николай II отрекся от престола. Верующими такое совпадение истолковывается как знак того, что Богородица в этот день приняла на себя попечение о России. И назвали икону «Державная».



Голосов овраг в старину звался Болотов по имени языческого бога Волоса (Белеса), повелителя недр и потустороннего мира. На дне оврага лежат два песчаниковых камня: Гусь и Девичий (Девий), первый дает силу мужчинам, второй — женщинам. Над Девичьим камнем висит множество разноцветных ленточек, это оставленные современными женщинами символы молитв, просьб о даровании благополучия семье и счастливого материнства.



Однако, как выяснили исследователи, в древности эти камни не считались сакральными, такая традиция, со ссылкой на якобы предания, — устное народное творчество 1970-х гг Парадокс, но это связано не с приверженностью мистике, а… с научными данными. Тогда было подтверждена гипотеза о том, что овраг проходит над разломом Русской платформы, на которой стоит Москва, следовательно, зона здесь особая, и люди сами решили, что аномальная она, конечно же, в благоприятном смысле: в таком-то красивом месте иначе и быть не может!



В наше время в Коломенском парке кроме познавательных экскурсий проводится и много праздников. С 2007 г. летом здесь проходят опен-эйры журнала «Афиша» — многолюдные музыкальные фестивали под открытым небом, принимающие звезд российской и зарубежной музыкальной сцены. Большинство же мероприятий ориентировано на семейный отдых. Парк предлагает также игровые квесты для молодежи и детей. Яркое впечатление оставляет фестиваль исторических реконструкций «Времена и эпохи», он проходит с 2011 г.



Любопытные факты Строили храм Вознесения Господня, судя по приемам работы, русские мастера. Архитектором же его принято считать (предположительно) Пьетро (или Франческо) Аннибале, которого в русской традиции звали Петр Фрязин, или Петрок Малой, т. е. младший. Архитектурные детали, указывающие на участие итальянцев в возведении церкви, однако, имеются. На одном пилястре читается дата 1533. На Руси в XVI в. летоисчисление велось от Сотворения мира, а для обозначения лет использовались буквы кириллицы, снабженные особым знаком — титлом. Да и начертание цифр отсылает к готическому шрифту. Еще один итальянский след — резные капители и полуколонки, характерные для Ренессанса. Почему указан 1533, а не 1532 г., когда храм был освящен? Ответ подсказывает предание: у князя Василия III долго не было детей, и храм он задумал с молитвой «о чадородии». Сын у князя родился здесь, в Коломенском, в 1530 г., это был будущий царь Иван Грозный. Номинальным правителем — великим князем Московским и всея Руси — он стал в три года, после смерти отца, а венчался на царство в 1547 г. Грозный любил Коломенское и часто бывал здесь.
Слово «баба» тюркского происхождения, и означает оно «отец», так что Половецкая баба в Коломенском — это памятник мужчине, скорее всего, родовитому воину.
Выражение «верста коломенская» возникло в XVII в. при Алексее Михайловиче. Построив в Коломенском дворец, он велел заново разметить дорогу от Кремля до его хором. И верстовые столбы сделать гораздо выше, чем их обычно делали. Потом, по образной ассоциации, «верстой коломенской» стали в шутку называть высоких людей худосочного телосложения. Домик Петра I в Коломенском — довольно произвольная конструкция: зарисовок с подлинного строения не сохранилось.
Домик был построен на острове в устье Северной Двины в 1702 г. специально для царя, прожившего в нем два месяца во время возведения Новодвинской крепости и строительства военных кораблей. Оттуда его в разобранном виде перевезли в 1877 г. в Архангельск, а в 1934 г. — в Коломенское. И все же это не новодел в полном смысле слова. На его стены пошли не тронутые тлением и сохранившиеся в неприкосновенности трехсотлетние дубовые бревна разобранного Теремного дворца, а внутри экспонируются подлинные артефакты петровской эпохи.
До самого начала 1980-х гг. на территории музея-заповедника существовали натуральные села — Коломенское и Дьяково. После того как их жителей переселили в обычные городские дома, села снесли: исторических построек в них не сохранилось. А интересен в связи с ними другой факт: родословная многих здешних семей насчитывала более 300 лет, и роды свои они вели от дворовых Алексея Михайловича.


Источник: http://tourpedia.ru/kolomenskoe/#more-26267/ © Энциклопедия Туризма TourPedia.r
Tags: Архитектура, История, Музеи, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal