Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Регенсбург - Германия.

Регенсбург, столица империи Каролингов.










Подобно Аахену, южнонемецкий город Регенсбург (Ратисбон) был некогда столицей империи Каролингов. Его прошлое уходит в глубь веков. Город возник как кельтское поселение при слиянии двух рек — Дуная и Регена. Выгодное стратегическое положение не раз делало Регенсбург яблоком раздора, однако это же положение превратило его в эпоху Средневековья в процветающий торговый центр. Город рос и богател. Долгие годы он оставался важным политическом центром немецких земель. И напоминанием об историческом значении Регенсбурга сегодня служит монументальный собор Святого Петра — Санкт-Петер Дом, одна из самых прекрасных готических церквей Германии, благодаря которому город вошел в мировую сокровищницу архитектуры и был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Регенсбургский собор, жемчужина южной Германии




Лучший вид на собор открывается с Каменного моста. Две его гигантские башни возвышаются над городскими кварталами, раскинувшимися по берегам Дуная. Издалека собор выглядит нагромождением шпилей и пинаклей.



Собор в Регенсбурге — яркий образец чистой немецкой готики. Он сохранил свой готический облик, несмотря на чрезвычайно долгое, растянувшееся на семь столетий строительство. Закладка храма состоялась в 1254 году. Первыми были выстроены хор, центральный и боковые нефы, затем трансепт. Сооружение южной башни началось около 1340 года, северная башня была заложена в это же время или чуть позже.











При архиепископе Венцеле Рорицере (ок. 1340—1420) были завершены верхние ярусы южной башни, наружное убранство северной и создана часть деталей центрального портала западного фасада. Работы, неоднократно прерывавшиеся из-за финансовых трудностей, велись до 1525 года и снова возобновились в XVII столетии. К 1634 году собор был в основном завершен, за исключением увенчанных ажурными шпилями башен: они достроены уже в 1859—1872 годах по распоряжению короля Людвига I Баварского.









Мощные контрфорсы, подпирающие стены снаружи на всю высоту боковых нефов, придают собору облик крепости. Западный фасад с глубоко утопленным в толщу стены центральным порталом (1482 г.) украшен резным шпилем, который был сооружен в 1859—1869 годах. Среди рельефов западного фасада выделяются изображения короля, сидящего верхом на странном звере, и образ святого Мартина Турского.








Однако, пожалуй, самой необычной является размещенная на стене с видом на еврейский квартал (с южной стороны) скульптура «Еврейская свиноматка» (judensau), изображающую евреев, сосущих молоко свиньи. Смысл ее оскорбителен, так как свинья в иудаизме животное некошерное и грязное, но он отражает настроения, бытовавшее в немецком обществе в те годы и приведшие к тому, что в 1519 году после смерти императора Максимилиана евреев из Регенсбурга изгнали, а синагогу снесли.



Внутри собор выглядит чрезвычайно привлекательно. Последняя реконструкция его интерьера имела место в 1985—1988 годах. Высокий центральный неф освещается большими полукруглыми окнами. Мягкий приглушенный свет, льющийся через цветные витражи, создает ощущение нереальности — эффект, который так любили средневековые мастера!



Витражи Регенсбургского собора считаются лучшими витражами в Германии. Большинство их создано между 1220—1230-ми и 1320—1370-ми годами. Наиболее известен витраж «Благовещение», который можно увидеть в одном из окон правой стороны хора: крылатый ангел, одетый в красные и золотые одежды, предстает перед смущенной Девой Марией в розово-зеленом облачении; над головой Богоматери парит голубь — символ Святого Духа. Витражи в окнах западного фасада поздние, они созданы в 1860-х годах. Витражи левой стороны хора относятся уже к 1967—1968 годам. Их автор — профессор Йозеф Обербергер. Он же создал витражное окно «Пятидесятница» на западной стороне северного трансепта и ряд других, расположенных в клерестории центрального нефа (1987—1989 гг.).



Скульптурное убранство интерьера является гордостью собора. Созданные в разные времена и разными мастерами, скульптуры Регенсбургского собора объединены единым замыслом и отражают центральные истины христианской веры: воплощение Христа, Его искупительную смерть и Воскресение, основание Им Церкви (персонифицированной в образе папского престола и портретах представителей духовенства) и ее пастырскую роль.



Знаменитый «Смеющийся ангел» создан около 1280 года мастером Эрминольдом и представляет собой часть скульптурной композиции «Благовещение». Улыбающееся лицо ангела буквально преисполнено радости от великой новости, которую он должен сообщить Марии.



Статуи святых апостолов Петра и Павла в восточной части средокрестия относятся к 1320 и 1360—1370-м годам соответственно. Интересна также скульптурная композиция «Мария Магдалина у Креста Христова», расположенная в хоре.



Регенсбургский собор построен на месте более древних, несколько раз сменявших друг друга церквей, самая ранняя из которых была основана еще в эпоху Каролингов (ее остатки были обнаружены в ходе реконструкции собора в 1980-х гг.). Остатки предыдущей постройки, относящейся к 1155—1164 годам, сегодня можно увидеть в капелле Всех Святых. Куполообразный потолок капеллы напоминает дворцовую капеллу Карла Великого в Аахене и церковь Сан-Витале в Равенне. До нашего времени сохранились настенные и потолочные росписи, отличающиеся прекрасным качеством исполнения. Фрески посвящены библейским сюжетам и сценам из жизни святых.



В передней части хора, слева от нового алтаря (1976 г.), стоит трон епископа, символизирующий особую роль Регенсбургского собора как крупного духовного центра Южной Германии. Всего в соборе устроено пять алтарей, и все они оформлены с духе господствующей в храме готики. Главный алтарь, расположенный в восточной части собора, изготовлен из серебра неизвестными аугсбургскими мастерами в 1695—1785 годах. Новое бронзовое распятие выполнено местным регенсбургским скульптором Рудольфом Кёллером.



Многочисленные надгробия, памятники и мемориальные доски напоминают о религиозных и общественных деятелей прошлого, погребенных в стенах Регенсбургского собора. В их числе — епископы Иоганн Михаэль фон Сайлер (1829—1832 гг.), Георг Михаэль Виттманн (1832—1833 гг.), архиепископ Михаэль Бушбергер (1927—1961 гг.). В восточной части нефа установлен бронзовый памятник принцу-епископу и кардиналу Филиппу-Вильгельму (ум. в 1598 г.), брату баварского герцога Максимилиана I. Мемориальная доска, посвященная памяти пастора Иоганна Майера, напоминает о трагических событиях последних дней Второй мировой войны: доктор Майер, пытавшийся спасти жизнь своих сограждан, в апреле 1945 года, незадолго до вступления в город американских войск, был казнен нацистами.



Старый город в Регенсбурге, памятник Средневековья



Наряду с собором гордостью и архитектурным символом Регенсбурга является знаменитый Каменный мост, переброшенный через Дунай в 1135–1146 гг. Это один из самых старых мостов Европы, по его образцу были построены мосты во многих других городах, в частности Карлов мост в Праге. Перед входом на мост возвышается старинная Мостовая башня – Бруктурм, в Средние века игравшая роль предмостного укрепления.


Средневековые оборонительные сооружения Регенсбурга сохранились плохо, зато в городе можно увидеть остатки стен римской крепости, включая Порта-Претория – ворота, построенные в 179 г. Расположенные между Соборной площадью и Дунаем, они служили северным входом в крепость.



Исторический центр города сохранил застройку XIII–XVIII вв. Поблизости от собора находится аптека «Под орлом», основанная в 1610 г. и ныне являющаяся одной из самых старых аптек в Регенсбурге. Сохранилось и множество особняков городских патрициев, соперничавших друг с другом в попытках построить самую высокую в городе башню. Памятниками их тщеславию ныне служат Золотая башня (1260 г.) и четырехъярусная башня особняка Кастенмайерхаус (XIII в.). Исторический интерес представляет также старинная гостиница «У Золотого креста».



Городская ратуша, часть построек которой относится еще к XIV столетию, включает в себя Зал имперских ассамблей, где с 1663 по 1806 г. проводились заседания рейхстага Священной Римской империи. Наиболее «молодой» частью ратуши является барочный зал городских собраний, строительство которого завершилось в 1723 г.



Один из наиболее ярких памятников Регенсбурга – аббатство Санкт-Эммерам (XIII в.). Его церковь, построенная в XIII в. и позже переделанная в стиле барокко, примечательна как одна из немногих немецких церквей с отдельно стоящей колокольней.





Живописный клуатр древнего аббатства, один из самых старых в Германии, хорошо сохранился до наших дней. В 1809 г. монастырские здания были перестроены и приспособлены во дворец для князя Турн-и-Таксис, наследственного министра Священной Римской империи.
Tags: Архитектура, Германия, Искусство, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal