Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Каменноостровский дворец.

Каменноостровский дворец — памятник времён Екатерины II


 






Каменностровский дворец — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.




Расположен: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


 

Великий князь Павел Петрович.



Щедрин С. Вид Каменного острова и дворца в Санкт-Петербурге (1803).


В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова . Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен.

 


Ю.М. Фельтен.



В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.




Дж.Кваренги.





Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.



Здание экзерцизгауза  у Каменноостровского дворца в Петербурге.


Так называемый флигель у оранжереи,  Этот изящный ампирный домик построен в 1824 г. по проекту Л.И.Шарлеманя 2-го .Жаль только, что при строительстве моста уровень земли на дорогах был поднят и дом как бы врос в землю. 




Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.


На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.


Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной




Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.

 
Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце.


   

Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.



В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, вВ 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

 

Станислав Август Понятовский.

  В дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".



  












   

Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.



В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства.


В открытые двери мы видим ранее известную как Малиновуюгостинную, а сейчас центр игр, именно в этой гостинной любил бывать А.С.Пушкин, как отметил гид, но фото гостинной, как выглядела ранее, не нашла. 



Двусветный или Овальный зал — центральное помещение дворца. В его названиях отразились как его форма, так и способ освещения двумя рядами окон, расположенных друг над другом. Барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих «Правосудие и Надежду»



После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.




В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.


   



В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти. Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.    


Великий Князь Михаил Павлович, портрет И.Крамского.










После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.















Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение. Она была одарена музыкально, стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.




Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.




Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.


В.Стасов

Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.

 

С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.

 



Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова, 1803 – 1805 гг. 

Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.



Ж. Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки (1786)


  ярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.



Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Вид на Каменноостровский дворец вечером


Барт И. В., после 1813 года. 




Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.




Каменноостровский театр в Санкт-Петербурге   

На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы. 



 Ворота хозяйственного двора


Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.


Ворота парка Каменноостровского дворца в Петербурге (со стороны набережной Малой Невки.



В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.




Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.



Набережная Малой Невки в Петербурге, вид со стороны Каменноостровского дворца к проспекту


Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место. 



Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.
Каналы расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.








 






 

Часовня во имя Иконы Божией Матери "Всецарица", Санкт-Петербург. Архитекторы В.С.Васильковский и П.А.Арешев. 1953 - 1954 годы, реконструкция В.С.Васильковский - 2002 год.



В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.


 

Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.



Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.


С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.



Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.









Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.14 дек. 2015 г. была представлена организованная городскими властями для школьников "Академия талантов" Санкт-Петербурга" бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования, анонсированное в марте того же года.



 Теперь во дворце работает 24 зала с оборудованием для телеконференций, постановки спектаклей, занятий по робототехнике, музыке, моделированию костюмов. Программы академии подразумевают углубленное изучение гуманитарных, технических и естественных наук и творческие занятия с профориентационной практикой. Всего образовательная площадка состоит из 12 тематических зон.



Александр I в рабочем кабинете в Каменноостровском дворце.Начало 1820-х гг. Яков Залесский (1799 – 1891).  




Так, в зоне занимательных наук будут проводиться экологические экскурсии и устраиваться проектно-исследовательская деятельность с помощью цифровых образовательных лабораторий, рассказывают в компании "Полимедиа", которая занималась реализацией проекта. В зоне интеллектуальных игр дети смогут пользоваться интерактивным комплексом средств визуализации для проведения игр «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг» и «Умники и умницы».


  


В зоне «Музей» работает виртуальная примерочная, где ребята смогут промерить исторические костюмы, сфотографироваться и получить снимок. В коворкинг-пространстве есть все для творческой коллективной работы.


  


Также в академии будет работать детская телестудия, а для учеников и их родителей будут проводить интерактивные экскурсии. В пресс-службе администрации губернатора отмечают, что тесное сотрудничество с Академией талантов будет вестись с городскими школами по системе класс-проект.



Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…



Источники:

http://www.polymedia.ru/o-kompanii/novosti/47271//

https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/sobytiya/kamennoostrovskiy-dvorets//>

https://synoptic-slava.livejournal.com/23874.html/

Портреты:Википедия.

Витязева В. А. Дворец на острове в излучине Невы // Белые ночи. Л., 1985 г.Витязева В. А. Каменный остров. — Л.: Лениздат, 1991 г.
Калюжная А. Д. Петербургская сторона. — СПб.: Остров, 2007. — С. 207—209. — 240 с. 

Tags: Архитектура, Дворцы, Искусство, История, Королевские династии, Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Литографии Луиса Хэйга/4.

    Святая Земля. Литографии Луиса Хэйга (Louis Haghe) по рисункам Дэвида Робертса (David Roberts). Часть 4. Украшенные столбы в портике храма в…

  • Остров Чеджу.

    Чеджудо: Хэнё, харыбаны и Парк Любви. Остров Чеджу, или Чеджудо, представляет собой вулканический остров в Желтом море,…

  • Эмиль Леви / Франция.

    Эмиль Леви (Еmile Lеvy), 1826-1890гг. Франция. Портрет Жюля Барби д'Оревилли Эмиль Леви родился в Париже в 1826 году.…

  • (no subject)

    Александр Петрович Швабе или Иоганн-Александр-Готлиб Швабе (Alexander Schwabe),1824-1872гг.Россия. Николай I Любимцы…

  • Гора Фаньцзиншань.

    Гора Фаньцзиншань, «буддийский рай» Поднебесной. Гора Фанцзиншань имеет немало «титулов» — самая высокая…

  • Поль Мерварт.

    Аукционно-Разноплановое...Paul Merwart (Polish/France, 1855-1902) ДАМА С СОБАЧКОЙ, 1894 Поль Мерварт/Paul Merwart (Polish/France,…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments