Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Особняк Н.Д.Стахеева.

Старая Москва:особняк Н.Д.Стахеева на Новой Басманной



 





Особняк Николая Дмитриевича Стахеева, московского коммерсанта, золотопромышленника и мецената, был построен на Новой Басманной улице архитектором М.Ф. Бугровским в 1898-1899 гг.



Сохранились сведения, что постройка этого почти дворца обошлась ему в 1 миллион рублей. Для сравнения, многокомнатная квартира в центре Москвы, после ремонта и с современной, для того времени, обстановкой обходилась квартиросъемщику примерно в 150 рублей в месяц.

 


Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка. Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле.



Парадная часть особняка состоит также из залов, выполненных в стилях готики, барокко, восточном и классицизма. Каждый из них настолько проработан до мелочей, что выглядит как оригинал из своей эпохи. В отделке использованы десятки пород дерева, камня и мрамора.



Стахеев Николай Дмитриевич (1852—1933) — купец 1-й гильдии, золотопромышленник, меценат, племянник художника И. И. Шишкина, коллекционер живописи.


Родился Н. Д. Стахеев в городе Елабуга, где и провёл своё детство. Отец его был местным купцом и оставил сыну в наследство пять миллионов рублей. Мать Н. Д. Стахеева была урождённая Шишкина и приходилась, как можно догадаться, родной сестрой автору небезызвестного полотна «Утро в сосновом бору». Таким образом, с детства Николай Дмитриевич находился в обществе, тесно связанным с творческой средой, где видимо он и научился понимать искусство и чувствовать его.
Впоследствии, переехав в Москву, он не терял связи со своим дядей, оказывал ему поддержку и приобретал его картины. Знаменит Н. Д. Стахеев и своим покровительством курортной Алуште, где до сих пор сохранилась его дача. Становление это прибрежного крымского города во многом связано с его именем. Здесь на средства московского коммерсанта и мецената были созданы – земское училище, ремесленная школа, ночлежный приют, первый в Алуште театр, купальни устроенные на набережной, пристань и многое другое.
Свои дела Н. Д. Стахеев успешно вёл в разных областях бизнеса. Тут были и золотые прииски, и доходные дома в Москве, и ткацкие мануфактуры, и нефтяные промыслы и торговля чаем. По всем пунктам Николай Дмитриевич мог похвастать завидной удачей. Но она отворачивалась, когда он садился за зелёное сукно игорных столов. Это происходило регулярно в Монте-Карло, куда Н. Д. Стахеев любил приезжать.
Переехав на жительство в Москву, начал скупать старые особняки на лучших улицах и строить многоэтажные дома, что приносило ему большой доход. Например, в 1890-х годах он покупает землю у дворянки Рожковской на улице Мясницкая и строит доходный дом № 6 с книжными магазинами, который теперь известен как «Библио-Глобус», потом — дом на Тверской, дом № 3 в Лубянском проезде — всего 11 дорогостоящих зданий.




Обширный участок земли с садом на Новой Басманной улице в Москве Стахеев купил в 1890-х гг., где в 1898—1899 гг. архитектором М. Ф. Бугровским бы построен особняк Н. Д. Стахеева. К работам был привлечён скульптор В. Г. Гладков.



Постройка этого здания обошлась заказчику в 1 миллион рублей. Это один из наиболее ярких и хорошо сохранившихся до наших дней примеров эклектической архитектуры конца XIX века, а его интерьеры являются ценнейшими памятниками прикладного искусства.



Будучи большим ценителем и знатоком искусства, Н. Д. Стахеев с соответствующим вниманием подошёл и к оформлению своего особняка.
Фасады и холл с беломраморной лестницей были выполнены в греческом стиле, парадные апартаменты включают готическую столовую, мавританскую курительную, залы в стиле классицизма, барокко и т. д. Хорошо сохранилась обильная деревянная резьба, сложного рисунка паркет, витражи, мраморная и лепная отделка.



В   центре  лужайки установлен фонтан «Богиня ночи» (действующий и сейчас), увенчанный чугунной скульптурой девушки с электрическим светильником в руке. Фигура изготовлена в конце XIX века парижскими мастерами. Установленные на главном фасаде в нишах второго этажа фонари и скульптура «Богиня плодородия» напротив окна зимнего сада также произведены в Париже. За особняком имелся большой сад, на территории которого был устроен руинный грот «Бельведер»




















Белый зал, оформленный в греческом стиле, был недоступен для посетителей: там обработали паркет и ходить по нему было нельзя. Вот фото зала из дверей


По другую сторону холла расположена готическая столовая, резная песнь пламенеющей готики.






Потолок.





Особняк использовался под сдачу в аренду богатым москвичам. Так, в 1910-х гг. он сдавался Зинаиде Григорьевне Морозовой, вдове мецената Саввы Тимофеевича Морозова за 25 тыс. рублей в год.



Н. Д. Стахеев жил на широкую ногу. Много путешествовал. Он был не только щедрым меценатом, но и страстным игроком, завсегдатаем казино в Монте-Карло.



Как отмечали современники, он проматывал свои капиталы «без жалости и сожаления», его приезд в Монте-Карло всегда сопровождался повышением курса акций казино, так как он играл крупно и обыкновенно проигрывал.





Не забывал и о благотворительности, которой славились его отец и дядя. Однаждыв 1908 г., к ужасу родственников и компаньонов, он проиграл в казино Монте-Карло 15 миллионов(!) золотых рублей. (Огромные деньги по тем временам, строительство Ливадийского дворца, например, обошлось казне в 4 миллиона.)











 

Точной информации о том, как окончилась жизнь Н. Д. Стахеева, найти не удалось. По одной из версий он обанкротился и покинул Россию незадолго до 1917 года, оставив особняк жене, с которой развёлся.





Ненадолго особняк арендовала вдова Саввы Морозова, а с началом революции его по традиции большевиков национализировали. Здесь особняку сказочно повезло, поскольку его не стали перепрофилировать в коммуналку или фабрику, в результате чего большая часть интерьеров сохранилась до наших дней без серьёзных реставраций и переделок. В 40-х годах он стал клубом детей железнодорожников.








 
И заканчивая краткий экскурс в историю, приведу одну из легенд, связанную с Н. Д. Стахеевым и его особняком на Новой Басманной улице. Она повествует о том, что после революции бывший коммерсант инкогнито вернулся в Москву, чтобы забрать драгоценности из тайников особняка и был задержан. На допросе он предложил Дзержинскому рассказать, где они спрятаны в обмен на возможность уехать или спокойную жизнь на родине.





















 
Сделка по слухам была совершена, и Н. Д. Стахеев до конца жизни получал пенсию, а на средства от найденных в особняке ценностей, был построен Дом культуры железнодорожников на Комсомольской площади.



В посвящённой этой истории статье журнала «Московское наследие» № 9 за 2009 год, также говорится о том, что её записали со слов самого Стахеева корреспонденты газеты «Гудок» Е. Петров и И. Ильф и она легла в основу известного всем сюжета «Двенадцати стульев». Так это или нет сказать сейчас сложно, но эта история помогает более живо ощутить прошлое особняка, когда гуляешь по его залам.  















Дом имеет ярко выраженные черты эклектики. Фасады особняка относятся к «греческому стилю». Залы выполнены в разных стилях: классицизма, барокко, «рокайльная» гостиная, «готическая» столовая, «мавританская» курительная. Интерьеры отличаются доскональной проработкой деталей отделки, в оформлении использованы витражи, инкрустированные паркеты, шёлковые обои, мраморный и лепной декор.







От входа в особняк начинается лестница из белого мрамора, ведущая в холл в греческом стиле, который оформлен колоннами и пилястрами из искусственного мрамора розового цвета.







На полу возле колонн расставлены высокие светильники с декором в виде сфинксов, а в нишах стен установлены похожие на факелы светильники. В оформлении стен и кессонированного потолка «готической» столовой широко использована деревянная резьба тонкой работы. Стены и потолки «мавританской» курительной комнаты покрыты восточными орнаментами, а для создания оконных откосов этой комнаты были использованы цельные плиты редких пород камня.



Восточное крыло особняка Стахеев отвёл под галерею своей коллекции картин. В западном размещалась контора. Дом отстоит от красной линии улицы, перед ним разбита лужайка.







В 1918 году здание заняло подразделение Народного комиссариата путей сообщения, в 1940 году особняк превратился в Центральный дом детей железнодорожников. В нём начинали свой творческий путь Светлана Варгузова, Валентина Толкунова, Олег Даль, Майя Кристалинская, Людмила Чурсина и другие артисты, а в настоящее время находится множество детских студий и кружков.




Подавляющее большинство интерьеров сохранилась до настоящего времени почти без переделок реставраций. Усадебный сад в 1920-е годы был включён в состав недавно созданного сада имени Н. Э. Баумана, расположенный в саду грот сохранился до настоящего времени.



 
Особняк Стахеева после национализации передали железнодорожникам. С 1918 года он находился в ведении Народного комиссариата путей сообщения (впоследствии Министерства путей сообщения). Там в разное время находились различные учреждения: клуб железнодорожников имени Дзержинского, Деловой клуб транспортников, и Всесоюзное объединение лесной и деревообрабатывающей промышленности на транспорте.



Покидать особняк совсем не хотелось, напротив было желание пройти по всем его залам заново, насладиться и насмотреться его красотами невозможно.Он роскошен, но в нем нет вычурности, он эклектичен, но во всем присутствует чувство высокого стиля и вкуса. Его хозяин вызывает чувство уважения и даже восхищения, а история особняка представляется немного таинственной и заманчивой.


Фото:http://bdb-2000.livejournal.com/,

http://www.otzyv.ru/

Tags: Архитектура, Дворцы, Искусство, История, Москва, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

Recent Posts from This Journal