Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Дворце Григория Потёмкина .

Дворцы вельмож Санкт-Петербурга: резиденция князя Григория Потёмкина




Таврический дворец — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведён в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.



Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.


.


От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка.



Светлейший князь(c 1776 года) Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (13 (24) сентября 1739, село Чижово, Смоленская губерния — 5 (16) октября 1791, на пути из Ясс у села Рэдений-Векь, Молдавское княжество ) — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал.Руководил присоединением к Российской империи и первоначальным устройством Крыма, где обладал колоссальными земельными наделами. Основал ряд городов, включая современные областные центры: Екатеринослав (1776 год), Херсон (1778 год), Севастополь (1783 год), Николаев (1789 год). Возвысился как фаворит (морганатический супруг) Екатерины II. Первый хозяин Таврического дворца в Петербурге. В 1784 году пожалован чином генерал-фельдмаршала. Фактический правитель Молдавского княжества в 1790—1791 годах.



В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792—1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.



Князь Потёмкин владел дворцом немногим более года, а жил здесь и того меньше.
Служба требовала его постоянного пребывания на юге России. Пребывая в Санкт-Петербурге, Потёмкин устраивал здесь пышные приёмы или был в одиночестве.
В 1790 году он продал дворец в казну за 460 000 рублей и уехал на юг.
Однако, после взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил, дворец снова оказался у князя. Он был подарен ему Екатериной II за заслуги в участии в этой военной кампании.



Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).




В.Нестеренко. "Триумф Екатерины"


В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793—1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.




Ограда Таврического дворца.



Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).



28 апреля 1791 года здесь состоялся торжественный пир по случаю взятия Измаила. Для этого во всём городе был скуплен свечной воск. Его не хватило, пришлось закупать воск и в Москве. На торжестве присутствовала практически вся знать Санкт-Петербурга - три тысячи человек.
Не забыли и простой народ - у входа во дворец поставили бочки с вином и столы с закуской.




Потёмкин умер 5 октября 1791 года. У его наследников дворец был выкуплен Екатериной II за 2 611 144 рубля и 1,5 копейки.
Здание было отреставрировано архитектором Ф. И. Волковым. Вместо Концертного зала зодчий создал Театр, а вместо Большого зала - церковь. От Невы к зданию был прорыт канал, завершающийся гаванью.




 Изначально Таврический дворец был построен по указанию Екатерины II для своего фаворита, светлейшего князя Г. А. Потёмкина. На возведение и отделку дворца было затрачено около 400 000 рублей золотом. Дворец получил своё название по титулу князя Таврического, который был пожалован временщику в 1787 году, после присоединения к Российской империи Крыма (Тавриды). Одним из его украшений была античная статуя Венеры Таврической, привезённая в Россию при Петре I.




Купольный зал.






Купольный зал.



























 25 апреля 1795 года в домовой церкви Таврического дворца венчались дочь А. В. Суворова и брат фаворита Екатерины II Николай Зубов. 3 декабря в дворце поселился сам Суворов и прожил здесь три месяца. Когда полководец принимал гостей, то часто водил их смотреть "птицу" - часы "Павлин" работы механика-изобретателя Ивана Петровича Кулибина.





Павел I, придя к власти, разместил здесь Конногвардейский полк. Дворец он приказал называть Замком. Ценности из здания были вывезены. Так, наборные паркеты были использованы при строительстве Михайловского замка. В зимнем саду была устроена конюшня, в Екатерининском и Купольном залах - манеж, в других помещениях - казармы. За 4 года они оказались очень сильно испорчены, прогнили полы.  




Екатерининский зал.






Люстра Екатерининского зала.



Сразу после смерти Павла в 1801 году Таврический дворец был восстановлен в качестве одной из императорских резиденций.  
18 мая 1802 года Александр I пожелал реставрировать здание. Эти работы были поручены Л. Руска. Из зимнего сада исчезла ротонда, при использовании новых строительных технологий стало возможным перекрыть большое пространство без дополнительных опор.
С 1819 года восстановлением интерьеров дворца руководил К. Росси.




Последние дни своей жизни писатель-историк М. Н. Карамзин провёл в Таврическом дворце. Здесь он и умер 22 мая 1826 года.
В 1829 году здесь жил персидский принц Хосров Мирза, в 1830 году - наследный шведский и норвежский принц Франс Иосиф.





Думский зал.




Гостиная Александра 1




Потолок зала Александра 1


 



Вся роскошь, привычная для князя, всё волшебство, которым он умел окружать себя, были превзойдены в этот день. Не как государыня, а как богиня была встречена Екатерина в Таврическом дворце, ныне ветхом и пустынном. Великолепные ткани гобеленов развертывали перед ней наводящую на размышления историю Амана и Мардохея, а хоры стихами Державина (муза которого, принадлежавшая уже новому фавориту, на сей раз изменила ему), поясняли эти изображения. Напрасное старание; на другой день Екатерина показала вид, будто приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.

— К. Валишевский. «Вокруг трона».



После пожара в Зимнем дворце в 1827 году многие вещи из императорской резиденции хранили в Таврическом дворце. В последствии здесь хранили вышедшие из моды мебель и предметы искусства.В 1858-1863 годах перед фасадом Таврического дворца построили здание водонапорной башни и другие сопутствующие сооружения. Таким образом, усадьба стала отрезана от берега Невы. В 1890-е годы центральной частью здания заведовала Дирекция императорских театров.С 1898 года здание использовали как выставочный зал.



Бенжамин Петерсен,
«Вид Таврического сада в Санкт-Петербурге» (1797)
После смерти Потёмкина два малоросса, Гарновский и Грибовский (первый был управителем у Потёмкина, второй — секретарём Зубова), вывезли к себе всё убранство бесхозного дворца: статуи, картины, мебель и даже строительные материалы.Узнав об этом, наследники остановили через полицию расхищение имущества, перехватывая на Фонтанке нагруженные барки, как сказано у Державина:


И, ах, сокровища Тавриды
На барках свозишь в пирамиды
Средь полицейских ссор.



Таврический сад 


В 1906 году Николай II отдал дворец для работы первой Государственной Думы.
Половина зимнего сада перекрыли амфитеатром, здесь устроили зал для заседаний. Перестройкой внутреннего пространства руководил архитектор П. И. Шестов. Первое заседание Думы в Таврическом дворце состоялось 27 апреля 1906 года. Но и после начала её работы дворец продолжал перестраиваться.
В 1908 году был принят проект архитектора А. А. Бруни, который предусмотрел замену деревянных перекрытий на железные и бетонные.





В середине и конце XIX века у дворца не было строго определённого назначения. Иногда здесь проживали те или иные члены императорской фамилии, у которых не было собственного «именного» дворца. Время от времени здесь селили почётных гостей русского императора, и не только иностранных. Например, в 1826 году Мария Фёдоровна пригласила пожить во дворце придворного историографа Карамзина; здесь же он и умер.В конце XIX и начале XX вв. в Таврическом дворце проводились общественные мероприятия, балы, иные торжества, например, Таврическая выставка старинных портретов (1905), по итогам которой было подготовлено многотомное издание.




Первый русский парламент.
В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).




Заседание Петроградского совета.



Группа депутатов Первой Государственной думы, осужденных за подписание Выборгского воззвания на 3 месяца тюремного заключения, у ворот тюрьмы Кресты. С.Петербург. 1906 гВ 1917 году Таврический дворец стал политическим центром жизни страны.После февральской революции в правом крыле заседал Временный комитет Государственной думы, позже ставший Временным правительством.В левом крыле заседал Петроградский совет рабочих депутатов. Временное правительство переехало отсюда в Мариинский дворец, а рабочие депутаты - в Смольный институт..С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.




Думка — 1000 рублей Временного правительства 1917. Самая крупная купюра России в 1917. Изображён Таврический дворец.


В январе 1918 года в Таврическом дворце прошёл Третий Всероссийский съезд Советов, в марте 1918 года — Седьмой съезд РКП(б), в июле 1920 года — Второй конгресс Коминтерна. В 1918 году Таврический дворец переименован в Дворец Урицкого (в память о М. С. Урицком), однако название не прижилось. В 1930-х годах в Таврическом дворце помещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И. В. Сталина.



Таврический дворец и сад 1960-е гг.




Колонный зал Таврического дворца. Международная выставка садоводства 1899 г.



Выборы в Государственную думу Российской империи первого созыва проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 года и были многоступенчатыми, проводились по четырем куриям: 1) крестьянской, 2) землевладельческой, 3) городской и 4) рабочей.
После Великой Отечественной войны Таврический дворец был отреставрирован, и до 1990 года в нём размещалась Ленинградская высшая партийная школа (проект приспособления здания — архитектор И. Г. Капцюг).




Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ (2015)
В постсоветское время передан в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. В здании проходило несколько выездных заседаний Государственной думы и Совета Федерации.

Потёмкинские вечера

В феврале 2010 г. в Таврическом дворце стартовал
проект «Потёмкинские вечера» — регулярные концерты старинной музыки в исполнении лучших музыкантов, занимающихся историческим (аутентичным) исполнительством музыки прошлого, и их студентов. Здесь звучит европейская музыка барокко и классицизма, а также забытые шедевры русской музыки XVIII века. Проект организован при участии «Капеллы Таврической» и фестиваля EARLYMUSIC. В этих концертах можно услышать музыкантов из ансамблей Солисты Екатерины Великой, Musica Petropolitana, Prattica Terza. В начале 2011 года в Купольном зале дворца был установлен духовой орган на 24 регистра, изготовленный в Барселоне фирмой «Grenzing»

===============

https://xn--c1acndtdamdoc1ib.xn--p1ai/kuda-shodit/mesta/tavricheskiy-dvorets//


https://www.citywalls.ru/photo266387.html/


Tags: Архитектура, Дворцы, История, Личности, Питер, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Миниатюры.

    Миниатюры Автор

  • В этот день 1 год назад

    Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • Нойшванштайн.Ч.3.(2)

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein) Ч.3.(2)Интерьеры Остальные предметы мебели представляют собой курульные стулья, форма…

  • Нойшванштайн.Ч.3.(1)

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein) Ч.3.(1)Интерьеры Нойшванштайн не спешит раскрывать свои тайны. Каждому, кто пытается…

  • Нойшванштайн.Ч.2.

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein)Ч.2. Двор и окрестности Замок Нойшванштайн благодаря своей архитектуре кажется…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Миниатюры.

    Миниатюры Автор

  • В этот день 1 год назад

    Этот пост был опубликован 1 год назад!

  • В этот день 3 года назад

    Этот пост был опубликован 3 года назад!

  • Нойшванштайн.Ч.3.(2)

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein) Ч.3.(2)Интерьеры Остальные предметы мебели представляют собой курульные стулья, форма…

  • Нойшванштайн.Ч.3.(1)

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein) Ч.3.(1)Интерьеры Нойшванштайн не спешит раскрывать свои тайны. Каждому, кто пытается…

  • Нойшванштайн.Ч.2.

    ЗамкиГермании:Нойшванштайн(Schloss Neuschwanstein)Ч.2. Двор и окрестности Замок Нойшванштайн благодаря своей архитектуре кажется…