Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Маршрутки эпохи стимпанка, продолжение.

Оригинал взят у vikond65 в Маршрутки эпохи стимпанка, продолжение.
Появление и распространение омнибусов неразрывно связано с промышленной революцией, вызвавшей рост городов и резкое увеличение числа людей, регулярно ездивших из своих домов и квартир на работу или на службу в другие, порой весьма отдаленные районы. К середине прошлого века количество "маршруток" в Лондоне возросло до 800. Однако и этого уже не хватало, а дальнейший рост их числа ограничивала пропускная способность улиц, на которых то и дело возникали заторы и пробки. Спешащим по делам жителям европейских столиц все чаще приходилось чертыхаться, видя, как забитый под завязку омнибус проезжает мимо них без остановки.
В общем, встал вопрос об увеличении пассажировместимости экипажей. Сперва его пытались решить путем удлинения корпуса, но эта конструкция оказалась слишком громоздкой и неуклюжей, она не вписывалась в повороты и зачастую не могла развернутся на перекрестках узких улиц тогдашних городов. Выход был найден в 1847 году, когда фирма Adams & Company наладила выпуск двухэтажных "Усовершенствованных омнибусов" (в кавычках и с большой буквы, поскольку это их официальное название). К плоской крыше "Усовершенствованного омнибуса" крепились две продольные деревянные скамьи со спинками, на которых пассажиры сидели по пять человек в ряд. Еще двое могли занимать места справа и слева от кучера. Таким образом, число пассажирских мест в экипаже стандартной длины увеличилось вдвое - с 12 до 24.  А неудобство поездок на открытой всем стихиям верхней площадке, почему-то названной "империалом", компенсировалось половинной ценой за проезд.

Далее - небольшой обзор конструкций омнибусов.

Adams Improved Omnibus-1847
"Усовершенствованный омнибус" Адамса, он же даблдеккер. Обратите внимание, что наверху сидят только мужчины, поскольку женщины в их пышных длинных юбках не могли вскарабкаться туда по узкой и почти вертикальной лестнице, прикрепленной к задней стенке вагона.

1860
На этом фотоснимке 1860 года хорошо видно, как тяжело и неудобно приходилось взбираться на империалы первых даблдеккеров. А с поклажей в руках это было просто невозможно.


Man215
Со временем лестница на империал стала гораздо более удобной, а вокруг него появилось ограждение с перилами, делавшее пребывание там более безопасным. Благодаря этому поездки на "верхней палубе" стали доступными для женщин, детей и пожилых. На снимке - британский омнибус второй половины XIX века. Можно заметить, что его салон - пуст, а все пассажиры сидят наверху, то ли экономя деньги, то ли наслаждаясь свежим воздухом и хорошей погодой.

o_18sniu2ld5tb17ak1rrc7p91dtb11
В индустриальном Манчестере и некоторых других городах ходили большие двухэтажные "супер омнибусы", вмещавшие до 50 пассажиров. В них запрягали не пару или тройку, а четверку коней-тяжеловозов.

france-new-style-of-omnibus-at-havre-1859
Во французском портовом городе Гавр в 1859 году запустили "омнибусы нового стиля" с закрытым империалом, обеспечившим пассажирам второго этажа такой же комфорт, как и на первом. Однако из-за слишком высокого центра тяжести эта конструкция оказалась неустойчивой и при крене порой опрокидывалась. В результате от "нового стиля" вскоре пришлось отказаться.

london-omnibus-1860-granger
В 1860 году англичанин Грэнджер предложил "омнибус для индивидуалистов", в котором каждый пассажир первого этажа сидел в отдельном маленьком купе с двустворчатыми дверями, похожем на шкаф. Всего таких купе было семь: три - по бокам с выходами в разные стороны и одно - сзади. Из-за относительно высокой цены проезда, обусловленной малой вместимостью, этот экипаж не получил распространения, так как обеспеченная публика, для которой он предназначался, предпочитала кэбы.

9887083
Еще одна оригинальная конструкция - восьмиколесный омнибус повышенной проходимости. В позапрошлом веке грунтовые дороги, превращавшиеся после дождей в грязевую кашу, были не редкостью даже в предместьях европейских столиц. Такая дорога соединяла, в частности, пригороды Лондона - Гринвич (да, да, тот самый, по которому сверяют время) и Вулвич, а по ней одно время курсировал этот конный "вездеход".

stockholm
Суровые и закаленные потомки шведских викингов поначалу ездили в омнибусах, напоминавших простые деревенские телеги без крыш, хотя и с рессорами. На фото - стокгольмский омнибус середины XIX века.

Horse_bus_in_Stockholm_1902
Но к началу ХХ века стремление к комфорту охватило и Скандинавию, поэтому в 1902 году омнибусы в шведской столице выглядели уже вот так.

Posta-Bernardo_Rodriguez-1861
Испанский одноэтажный омнибус. Крыша использовалась для перевозки багажа.

Stratton-1878
Нью-Йоркский омнибус фирмы Джона Стефенсона образца 1878 года. Довольно простая конструкция, похоже, даже без тормозов и рессор на задних колесах, зато пышно декорированная.

1843
Французский одноэтажный омнибус образца 1843 года.

france-1855
Французский омнибус с империалом образца 1855 года. Лестница наверх, как и в ранних английских даблдеккерах - вертикальная.

1392285920-92-4
Один из парижских двухэтажных омнибусов в финальной конфигурации, сохранившейся до завершения их использования в столице Франции. Уменьшение числа и сокращение протяженности омнибусных маршрутов пошло уже с конца XIX века в связи с распространением конок, трамваев, а затем - автобусов и метрополитена. Но окончательный удар по омнибусным компаниям нанесла мировая война. В самом начале боевых действий для нужд армии реквизировали городских лошадей, кроме тех, которые были необходимы для работы коммунальных служб. Разумеется, почти все они до победы не дожили. Ну а после войны при наличии большого числа автомобилей возрождать гужевой общественный транспорт уже не имело смысла. Аналогичная ситуация сложилась в Англии и Германии.

windsor arcade steinway-1901
В 1882 году фирма London Road Car вывела на линии уменьшенные даблдеккеры с поперечной скамейкой для четырех пассажиров на империале и лестницей в передней части вагона, сразу за местом кучера. Потом эти повозки появились и в других английских городах, снимок сделан в Виндзоре в 1901 году.

1898 SYDNEY
К концу XIX века конные маршрутки распространились по всем странам европейской культуры и их колониям. На фото - омнибус в австралийском Сиднее, 1898 год.

GRACE DARLING
Помимо чисто утилитарных, существовали прогулочно-экскурсионные омнибусы, как правило - открытые и богато украшенные. Этот агрегат принадлежал фирме S.P.Huntress из английского курортного городка Саут Бервик.

1911._An_omnibus_of_Selig_s_Gro_e_Rundfahrt_in_Hamburg_photo_of_Selig_s_omnibus_horse_bus_before_start_just_in_front_of_Caf_Belvedere_Hamburg.
А это немецкая повозка аналогичного назначения из Гамбурга, 1911 год.

Окончание следует.

Tags: транспорт
Subscribe

  • Барбара Радзивилл .

    Барбара Радзивилл - королева польская и великая княгиня литовская. Ба́рбара Радзиви́лл (Варвара Радзивилл, белор. Барбара Радзівіл,…

  • Несвиж, родовое гнездо князей Радзивиллов.

    Несвиж, родовое гнездо князей Радзивиллов. Один из старых городов и достопримечательность Беларуси — Несвиж…

  • Индийский художник Амит Бар.

    Элегантные реалистичные акварели индийского художника Амит Бара Амит БАР - известный индийский художник-акварелист. Амит Бар родился в…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments