Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Петергоф(1) Дворец и сад Марли .

Ансамбль западной части Нижнего парка Петергофа(1):
Дворец и сад Марли.





Марлинский сад и дворец Марли.



Сад Венеры композиционно перекликается с садом Бахуса: оси поперечных дорожек садов зрительно продолжают друг друга.




Марли — миниатюрный павильон-дворец в западной части Нижнего парка дворцово-паркового ансамбля Петергоф.


 
Дворец получил своё имя в память о посещении Петром I в 1717 году резиденции французских королей в Марли-ле-Руа под Парижем (дворец в 1806 году был разобран). Петергофский Марли и окружающие его пруды и сады не повторяют французский прототип; от него заимствованы общие композиционные решения и идея сочетания декоративного и хозяйственного предназначения парка. В Петергофе Пётр I распорядился создать «каскады против пруда… во всем пропорциею против каскады Марлинской, которая против королевских палат…»  



Сооружён одновременно с закладкой Марлинских прудов по проекту Иоганна Браунштейна в 1720—1723 годах. Первоначально планировался одноэтажным. В процессе постройки по распоряжению Петра в проект внесли изменения, и дворец приобрёл второй этаж, что придало пропорциям дворца уравновешенность и законченность (в объёме дворец — чётко выявленный куб). В строительстве и декоре дворца Марли принимали участие скульптор Николя Пино, каменных дел мастера Яков Неупокоев и Антуан Кардасье.




Отмечается особая скромность дворца относительно других построек Петергофского ансамбля, характерная и для других малых дворцов, созданных для Петра (см. Летний дворец в С.-Петербурге). Фасады декорированы лаконичными деталями — рустованные лопатки с дорическими капителями, балконы с коваными решётками, переплёты мелкой квадратной расстекловки окон. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).




Первоначально Марли использовался для проживания знатных особ, гостивших в Петергофе; однако уже в середине XVIII века он приобрёл мемориальный характер. Во дворце хранятся некоторые личные вещи Петра I: суконный плащ-епанча, две фляги из коричневого стекла, привезённые им из города Спа, штофы из цветного стекла с печатями «Данциг» и «Лондон». В дальнейшем за всю историю дворца его предназначение не менялось.



В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент. Необходимость радикальных работ возникла из-за того, что пошли трещины по стенам дворца. Руководил реставрационными работами инженер А. Семёнов; все подлинные детали отделки были сохранены, а точность воссоздания была превосходной .


  Начну с кухни.


 В Марли, так же, как и в Монплезире, кухня находится в центре дворца.В углу — огромная плита под шатром, пол мраморный, стены от пола до потолка выложены кафельными плитками. Это диктовалось уже новыми требованиями к удобствам и гигиене быта.


Плитки с кобальтовой росписью первоначально привозили из Голландии, но в скором времени русские мастера в совершенстве освоили подобную технику. Они стали изготавливать кафли, которые по внешнему облику нельзя было отличить от голландских образцов. В 1721 году в Стрельне был построен кирпичный завод, где изготавливали кафельные изразцы. Их делали по голландскому образцу и поэтому на них были изображены голландские пейзажи XVIII века. И на изразцах Кухни дворца Марли изображены голландские пейзажи и бытовые сценки. Каждая плитка имеет свой неповторимый рисунок.



На печи можно увидеть типично русскую посуду из меди: две сковороды, большую кастрюлю, братину, четыре ендовы. Для готовки предпочиталась медная посуда — она не боялась открытого огня, изнутри её лудили, чтобы предохранить от окисления.



На полках, столах и плите расставлена кухонная посуда — типичная кухонная утварь первой половины XVIII века. На колпаке плиты представлены предметы знаменитого походного оловянного сервиза, который Петр I заказал в Англии. В начале XVIII века олово ценилось более высоко, нежели медь.




Буфетная.

В Буфетной дворца Марли можно увидеть фляги из темно-коричневого стекла, привезенные Петром I из Фландрии, из города Спа, куда он ездил лечиться. Эти фляги предназначались для минеральной воды.В той же комнате хранятся штофы с надписями на печатях «Лондон» и «Данциг», которые также принадлежали Петру I.Также на полках нарядного буфета представлены изделия из фаянса дельфтских мастеров и тарелки китайского и японского фарфора.



Умывальник родом из Германии.



Передний зал.

В Переднем зале представлены картины самых разнообразных жанров.



Спальня





Дворец сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны от попадания мины замедленного действия (коллекции эвакуированы в 1941). Фасады были восстановлены после 1955 года, причём с 1982 Марли снова открыт для посещения как музей.



Чинаровый кабинет.


Необычная и редкая по тем временам отделка комнаты натуральным деревом сразу же выделяет её среди других дворцовых помещений.Именно в первой четверти XVIII века кабинеты стали еще одним новым по назначению и отделке помещением во дворце. Обычай устраивать такие комнаты пришел из Франции.Стены целиком облицованы чинаровым деревом, расчлененным на филенки в профилированных рамах. Первоначально эта работа была выполнена столярным мастером Мишелем, который также принимал участие в отделке дворца Монплезир и павильона Эрмитаж.




 Деловому характеру Чинарового кабинета соответствует его убранство: шкаф-бюро работы северо-итальянских мастеров конца XVII века, выполненный из ореха, украшенный набором из палисандра и кости, два стула голландской работы начала XVIII века из ореха и стул русской работы начала XVIII века.На бюро представлены изделия из меди работы русских мастеров начала и середины XVIII века: шкатулка, чернильница на цепочке и два подсвечника, солнечные часы и часы с горизонтальным циферблатом работы немецкого мастера Карла Крессинга (бронза золоченая и патинированная с гравировкой I-я половина XVIII века). Также здесь представлена круглая астролябия – прибор для определения точек на местности при построении чертежа.



Дубовый кабинет


Искусство декоративной обработки интерьеров деревом в России традиционно стояло на большой высоте. Дерево всегда широко использовали в отделке жилых и парадных помещений. Дубовые панели, сплошь закрывая стены, придают интерьеру удивительную теплоту и уют.



В отличие от подобного кабинета Петра в Большом дворце, Дубовый кабинет в Марли, созданный по проекту И. Ф. Браунштейна, имеет гладкие дубовые панели, и лишь на их завершении размещаются удивительные по выразительности маскароны в резном орнаментальном обрамлении. Работу выполнил французский резчик Николя Пино. Он же оформлял Дубовый кабинет в Большом Петергофском дворце.
 




На откидной крышке секретера — личные вещи Петра I: часы походные баварской работы. Их убирали в кожаный футляр на длинном ремне, что было очень удобно. Интересны они тем, что не имеют ни секундных, ни минутных стрелок — в ту пору их не устанавливали — а всего лишь одну часовую. Также здесь артиллерийские измерительные приборы. Петр I знал четырнадцать ремесел, в том числе очень хорошо знал артиллерийское дело, которому обучался в Германии во время Первого Посольства.



Петр I с большим уважением относился к наукам и учению. Во время второго заграничного путешествия в 1717 году ему было присвоено звание почетного члена Французской Академии наук. Тогда же задумал Петр создать отечественную Академию. В 1724 году он подписал указ об её основании, правда, открылась Российская Академия наук уже после смерти его создателя.Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Академический университет, по сути дела, явился первым высшим светским учебным заведением страны.



Два марша лестницы с забежными ступенями на повороте выстланы дубом, а ограждение выполнено из кованого железа с выколотными золочеными деталями и вороненой стали. Неповторимый орнаментальный рисунок решетки лестничного ограждения с вензелем Петра I, птицами, военными трофеями и пр. позволяет предположить, что автором её проекта был Н. Пино , создавший эскизы для балконных решеток дворца.



Туалетная.

Туалетная комната иногда называлась Гардеробной, поскольку здесь также хранились личные вещи из гардероба Петра, но по своим размерам она намного превосходит аналогичную по использованию комнату, о которой говорилось ранее.Одежда на протяжении тысячелетий хранилась в сундуках. И здесь представлен массивный сундук итальянской работы, выполненный из ореха и богато украшенный вставками из слоновой кости. В допетровской Руси сундук был самый распространенный предмет мебели. В нем хранили буквально всё — и одежду, и обувь, и ткани, и книги, и посуду, и наиболее ценные вещи. На сундуках сидели, на них спали, ими украшали помещения. Сундук был лучший подарок на свадьбу и на новоселье.При Петре I изменилась не только архитектура, убранство зданий, мебель, но значительные изменения произошли и во внешнем облике людей, в их прическах, в одежде и обуви.



В современной экспозиции дворца Марли представлены уникальные экспонаты: морская шинель императора Петра I и кафтан с шитым орденом Андрея Первозванного, книги из его библиотеки, стол с «аспидной» доской, выполненный руками царя, его личная посуда. . Некоторые предметы меблировки аутентичны, другие тщательно подобраны по аналогии, в соответствии сохранившимися документами.Уже говорилось о том, что с середины XVIII века весь Гардероб Петра (более 500 предметов) находился во дворце Марли. Но в 1848г. почти все вещи были переданы в Эрмитаж, в Петровскую галерею. Сейчас в коллекции ГМЗ “Петергоф” находится 13 вещей из Гардероба Петра I, и в Туалетной экспонируется плащ-епанча первого русского императора.



Столовая


Столовая — самое большое помещение второго этажа, расположена над передним залом и в плане соответствует ему. Это как бы второй Парадный зал, за которым впоследствии закрепились функции и название Столовой.В убранстве Столовой представлена мебель, соответствующая назначению помещения: большой обеденный стол итальянской работы XVIII века, выполненный из ореха, ореховое кресло, украшенное ажурной резьбой западноевропейской работы XVII века, два полушкафа для хранения столового белья и посуды южно-германской работы (дуб, чинара, тополь, XVIII века) и четыре стула французской работы XVIII века, обитые шпалерой.



Гостиная.


Законы с реформами и преобразованиями Петра I. До него русские бояре и дворяне сидели “каждый сам в своем терему” и довольно редко ходили друг к другу в гости. Особенно строго следили за поведением замужних женщин. Они практически не появлялись на людях. Петр I всё это изменил. 26 ноября 1718 года был обнародован указ об ассамблеях.



Библиотека — это комната, которая предназначалась специально для хранения книг. Она невелика по размеру и скромна по своей отделке и убранству. Мебельное убранство Библиотеки соответствует деловому назначению помещения.


 <

Здесь вы видите бюро красного дерева английской работы начала XVIII века, стул дубовый и кресло дубовое работы французских мастеров середины XVIII века. Её стены украшают две картины голландских художников: “Праздничное гуляние” Якоба Толленвлита (1640–1719), “Порт с городскими воротами Роттердама” А. Сторка и работа фламандского художника Д. Тенирса “Диоген с фонарем, ищущий человека”.


Архивные материалы и довоенные фотографии помогли воссоздать внешний облик и внутреннее убранство дворца, вновь открытого для посетителей в 1982 году.



Самую западную часть Нижнего парка занимает Марлинский сад, разделённый Большим прудом на Сад Бахуса (расположен к югу от пруда) и Сад Венеры (расположен с северной стороны, ближе к морю). Сады закладывались одновременно со строительством дворца и имели утилитарное значение. В саду Венеры выращивали фрукты для придворных трапез. Название сада Бахуса прозрачно: при Петре I здесь пробовали выращивать виноград, но неудачно. Сад Венеры защищён от ветров со стороны Балтики земляным валом, насыпанным при закладке прудов.


 

Сад Венеры - фруктовый сад, созданный в 1721-1724 гг. Сейчас это яблоневый сад у дворца Марли с северной стороны Марлинского пруда. Раньше кроме яблонь здесь росли и вишневые деревья.







С восточной стороны от дворца Марли расположен Марлинский, а с западной — Секторальные пруды. Их предназначение было не только декоративным: в прудах содержалась рыба к царскому столу, привезённая из различных уголков России, а с 1724 её здесь стали разводить. Марлинские пруды — своего рода действующий памятник. Традиция разводить рыбу возобновлена в наше время, и любители рыбной ловли могут провести досуг в Марли за любимым занятием.






Планировка Марлинского сада выполнена по канонам регулярного парка; удачное сочетание живописной парадности и хозяйственно-бытового предназначения привело к тому, что Марли стал образцом для устройства русских усадеб в XVIII веке.





От моря и ветров его защищают земляной вал (земля для него взята из котлованов марлинских прудов) и примыкающая к нему массивная кирпичная стена, более трех метров высотой, протянувшаяся на четверть километра, ритмично разделена контрфорсами на 76 полуциркульных ниш.



На центральной аллее сада возвышается мраморная статуя богини любви Венеры, в честь которой и был назван сад.
В восточной части сада Венеры в XVIII в. находился большой трельяжный павильон, а в западной - голубятня.










Афина.

Tags: Архитектура, Искусство, История, Парки, Петергоф, Русь, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal