Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Монплезир:музей "Банный корпус"

Ансамбль восточной части Нижнего парка Петергофа :
комплекс Монплезир:музей "Банный корпус"






Известно, что бани пользовались огромной любовью и уважением на Руси во все времена. Не исключением были и представители августейшей фамилии. Специально для них в Петергофе возвели так называемый Банный корпус, примыкающий к флигелю дворца Монплезир.



Банный корпус — исключительно изящное строение, которое сегодня может похвастаться невероятной прелестью архитектурных форм — начинался с совсем небольшой деревянной мыльни. Нетрудно догадаться, что как и ко многим, некогда весьма скромным и аскетичным постройкам Петергофа, к корпусу приложил свою мастеровитую руку первый русский император Петр Великий. Через некоторое время маленькую мыльню заменила куда более обширная постройка, а во внутреннем убранстве появилась ванна из хрусталя.




В годы правления императрицы Екатерины II, которой идеалы комфорта были не чужды, в Банном корпусе установили бассейн с поднимающимся дном, вода в этот резервуар подавалась прямиком из Финского залива. По тем временам это был нетривиальный и сильный инженерный ход. В центре купальни располагался фонтан с пресной водой, носивший название «Мужичок». Также здесь были прихожая, туалетная и комната для холодных ванн.




Каменное здание вместо деревянного появилось тут в 1866 г. по проекту знаменитого архитектора Эдуарда Львовича Гана. Это была эпоха правления императора Александра II, отмеченная прогрессом и переменами.




Супруга самодержца, Мария Александровна, хотела обустроить здесь купальню по образцу тех, что были в других европейских странах.Даты постройки Мыльни: 1800 г. - архитетор Джакомо Кваренги (1744-1817); 1866 г. - архитектор Э. Л. Ган.Екатерина II также не обделила эту часть дворца вниманием. Ей захотелось устроить бассейн с подъемным дном, который наполнялся бы морской водой. Но, чтобы выровнять дно бассейна с морским, требовался слишком глубокий колодец




Сделали проще. Морскую воду накачивали через восемь расположенных по углам чаши трубок, а пресная била из фонтана “Мужичок с волынкой” работы итальянца Алессандро Мартелли: он стоял в середине купальни и соединялся с общей системой петергофских водоводов. К 1770-м работы закончили. Впечатление от скульптурного фонтана и солоноватости воды возникало несколько скабрезное. Императрицу оно веселило, а ее серьезному и раздражительному сыну Павлу I не нравилось. После вступления на престол он повелел заменить “Мужичка” на колонну с золоченым шаром наверху, откуда вода и лилась всю первую половину XIX века. Саму мыльню под наблюдением Джакомо Кваренги в 1800 году сделали кирпичной.







 Основатель Петербурга любил париться в бане до страсти. Как во многом прочем, и здесь он не знал меры, отчего приближенные, удостоенные милости мыться вместе с ним, “упаривались” до полусмерти, а некоторые после царского мытья даже отправлялись в мир иной. В 1722 году мыльню отремонтировали, но особенно ничего не поменяли.








Богатство в отделку петергофских бань впервые принес обер-архитектор императрицы Елизаветы Петровны граф Франческо Бартоломео Растрелли. Чего бы ни касалась его рука, все покрывалось позолотой, зеркалами, янтарем и хрусталем. Банный корпус в Петергофе, возведенный им в 1748 году, снаружи остался деревянным и сохранил жаркую парную, до которой императрица, так же как ее августейший родитель, была великая охотница.




люстра-душ



Люстра-душ. Банный корпус. Петергоф

Когда Мария Александровна садилась в холодную ванну, сверху спускалась люстра и поливала императрицу. Над потолком находился резервуар, который наполняли водой. Смотрите - вода и огонь, кажется это несоединимо. Но нет...Во время войны люстра была утрачена. Позже ее заказали в Германии, где она и была воссоздана по нескольким фрагментам.





Но внутри появились хрустальная ванна в медном футляре (чтобы, не дай бог, не разбили) и бассейн, окруженный золоченой балюстрадой с фигурами амуров и цветочными гирляндами. Что же до бани Петра Великого, то ее уже тогда музеефицировали: осторожно разобрали и перенесли на другое место в парке, где она простояла еще целый век.



Барочные “отдыхательные” покои Банного корпуса были оборудованы для императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.



Александр II привел Банный корпус в соответствие с устройством подобных заведений в Европе. Рядом с мыльней в 1866 году придворный архитектор Эрих Ганн построил каменный флигель с комнатами для бассейна, холодных и обыкновенных ванн. Не забыли и последнее новшество – душ (правда, и парная осталась). В архитектуре наступил тогда период историзма, и фасад Банного корпуса выдержан в “исторических” формах эпохи Петра I.









Внутри небольшое здание оказывается просторным. В центре главного золотисто-белого зала – купальня. Ее при желании наполняли морской водой. Бассейн похож на большую замочную скважину из позолоченной меди. Все вокруг – люстра-душ над бассейном, зеркала, столы, печь – отделано растительными орнаментами. Ванна и лечебный душ, устроенные для императрицы Марии Александровны, скрыты за ширмой красного дерева в соседней комнате. Ванна наполнялась простыми кранами с холодной и горячей водой, правда, лилась она из отлично сделанных львиных морд.






Банные корпуса дворцов предполагали устройство рядом с ванными “отдыхательных покоев”. Тут они выдержаны в успокоительном голубовато-зеленом колорите. Золоченая мебель XIX века, обитая голубым шелком, исполнена в подражание барокко. Кресла и диваны исключительно удобны – с широкими, низкими и мягкими сиденьями. Есть и туалетный столик в фарфоровой раме, и важный для ритуала омовения чайный стол. Сидя в покойном кресле у серебряного самовара и серебряного сервиза, августейшие особы отдыхали после купания в морских и пресных водах, готовясь погрузиться в пучину придворного этикета, даже в загородной резиденции весьма строгого.








Обычная ванна и лечебный душ для той же императрицы Марии Александровны установлены в боковой комнате, по соседству с главным залом.

И чем ближе был конец Романовых, тем скучнее шла их банная жизнь: не стало ни петровского смертельного жаркого пара, ни екатерининских шаловливых соленых струй. Сплошные европейские лечебные процедуры. Так что в Банном корпусе можно посмотреть как мылись русские цари.Каменное здание Банного корпуса было построено во второй половине XIX века для супруги императора Александра II Марии Александровны.


   


  








Императрица, страдавшая болезнями легких, принимала различные процедуры по модной в то время в Европе системе водолечения. Банный корпус включает в себя Паровую – традиционную парную с печкой-каменкой, на которой вместо камней сооружена пирамида из чугунных ядер. Рядом с парной находится помещение, где императрица принимала теплые ванны и ванны из отваров целебных трав. Для холодных водных процедур предназначался отдельный зал – Холодная ванная, интересным экспонатом которой является душ, замаскированный под нарядную люстру из бронзы и стекла, украшенную гроздьями винограда и цветками вьюнка.




Банный корпус — часть ансамбля дворца Монплезир, расположенного в восточной части Нижнего парка Петергофа.

Музей находится на территории Монплезирского ансамбля и представляет собой комплекс зданий парадного и бытового назначения, построенных в разное время с восточной стороны Монплезирского сада. Самая ранняя постройка, относящаяся к петровскому времени, – Гостевые покои или "Покои для Фамилии", примыкающие к зданию "Монплезира". В Гостевых покоях размещали родственников и приближенных императора. Здесь можно осмотреть одну из комнат, предназначавшихся для царских гостей, а также ознакомиться с особыми петровскими "Пунктами о Петергофе" – правилами, которые посетители должны были соблюдать.















К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров. Она находится на месте первой деревянной бани, построенной для Петра I. Записи поденных журналов сообщают, что в монплезирской бане царь не только мылся, но и проводил традиционные медицинские манипуляции, как то: принимал лекарство из толченых червей и мокриц, "пущал кровь". В Мыльне посетителей ждет водяная забава, которую они смогут увидеть в действии.



парная
















Возле Банного корпуса на берегу Финского залива для императрицы был разбит миниатюрный пейзажный садик, позже названный "Китайским". На небольшом пространстве сада расположены петляющие между цветочных клумб дорожки, извилистый ручеек, с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, небольшой каскад и фонтаны – самые поздние в Нижнем парке по времени создания. С южной стороны к Банному корпусу примыкает комплекс зданий, состоящий из парадного Ассамблейного зала, Тафельдекерской, Кухни и Кофишенской.



Посуду и столовое белье хранили в Тафельдекерской, куда кушанья подавались для сервировки через раздаточное окно из Кухни, оборудованной русской печью и плитами с вытяжными шатрами для удаления дыма. Здесь представлена уникальная кухонная утварь XVIII-XIX вв., и именно здесь знаменитые повара готовили изысканные кушанья для царского стола. А в соседней Кофишенской, где можно полюбоваться коллекцией старинных самоваров, готовили чай, кофе и горячий шоколад.


Несмотря на то, что здания комплекса строились в разное время, стилистически они составляют единый ансамбль с дворцом "Монплезир".  


Ассамблейный зал





На месте Ассамблейного зала ранее находились построенные М. Г. Земцовым Поваренные палаты. В 1748 г. их переустроили по проекту Ф.-Б. Растрелли, и вместо кухни (которую перенесли в два соседних корпуса, где до этого были «покои для служителей») устроили просторный (площадью 170 кв. м) парадный зал с большим столом. В XVIII — XIX веках здесь устраивались торжественные обеды и ужины. Сначала это помещение именовалось «залом, где кавалеры кушают»; название «Ассамблейный» (в память учрежденных Петром I ассамблей) появилось позднее.



Этот зал называли также и «Арапским», так как его обшитые дубом стены декорированы шпалерами, вытканными в первой половине XVIII в. на основанной в 1717 г. Петербургской шпалерной мануфактуре. Шпалеры изображают пейзажи с темнокожими жителями Африки («арапами»), туземцами Америки и Азии, экзотическими растениями, дикими зверями, рыбами и птицами. Восемь больших сюжетных шпалер воспроизводят сюжеты «индийских гобеленов», вытканных во Франции по картонам художника А.-Ф.Депорта и подаренных Петру I в 1717 г. Эффектно построенные композиции шпалер отличаются красивым колоритом, исполненным в теплой гамме золотистых, коричневых и зеленовато-синих тонов.



Сегодня Ассамблейный зал является единственным в России сохранившимся образцом использования шпалер в оформлении интерьера XVIII в. Чтобы сохранить их, в зале всегда поддерживается полумрак, окна занавешены шторами, так как солнечный свет вреден для тканых изделий.



Торжественное застолье предполагало нарядную сервировку обеденного стола: его накрывали большой белоснежной белой скатертью и украшали лентами, бантами, цветами, скульптурными группами.




В центре стола Ассамблей-ного зала расставлены фарфоровые фигурки, декорированные яркой росписью и позолотой.Сейчас стол накрыт предметами из Вседневного сервиза, сделанного на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII — начале XIX в. и использовавшегося для каждодневных обедов. В то время русский фарфор был еще далек от совершенства, и поэтому трещинки и ямочки на поверхности замаскировывались ассиметричными рисунками в виде букетов цветов («блумен-де-кор») в подражание майсенскому фарфору.




Сервиз включает в себя столовые и десертные тарелки, терины (блюда с крышкой для горячей пищи), рюмочные передачи, мороженицы, вазы для ягод и фруктов и пр. Привлекает внимание судок с сосудами для перца, горчицы и уксуса. Рядом с тарелками разложены столовые приборы русской и английской работы XVIII в.: вилки с тремя зубцами и стальные ножи с черенками из кости. Здесь же изделия Петербургского стеклянного завода: стаканы, рюмки, штофы, графины и бокалы.В буфете Ассамблейного зала представлены салфетки, запасные тарелки, наборы вилок и ножей, ложки, флаконы для специй и серебряная посуда работы русских и западноевропейских ювелиров XVIII в.


Тафельдекерская




Это небольшое гладко оштукатуренное помещение с куполообразным потолком и деревянным полом, соединяющее Ассамблейный зал с Кухней, предназначалось для хранения столового белья и посуды. С восточной стороны в дверях было устроено раздаточное окно, через которое блюда передавались из Кухни. Вдоль стен комнаты установлено пять дубовых застекленных шкафов, сделанных по чертежу Ф.-Б. Растрелли специально для Петергофа и состоящих из двух частей: верхняя служила для размещения посуды, а нижняя, с выдвижными ящиками,— для столового белья (салфеток, скатертей, фартуков, полотенец).



В коллекции столового белья XVIII — XIX веков, находящейся в экспозиции Тафельдекерской, представлены, среди других экспонатов, льняные вышитые полотенца Петра I и Александра III, салфетки Петра II, Николая I, Николая II, придворная скатерть Екатерины II, вытканная русскими мастерами.
В центре помещения находится стол красного дерева на колесиках, раздвинутый только на одну треть. На нем представлены образцы того, каким причудливым образом складывали столовые салфетки: в виде лотоса, лилии, треуголки Наполеона, кораблика, пирамиды, конвертика.





Здесь же можно видеть холодильники для белых вин и шампанского, наполнявшиеся льдом, соусники, вилки для буженины и ветчины, лопаточки для икры, лимонодавилки, орехоколки, штопор для бутылок.








В Тафельдекерской были и утюги, которыми гладили салфетки и полотенца. Скатерти же по французской моде должны были иметь складки в виде крупных квадратов. Чтобы получить такой рисунок, их после стирки влажными клали под пресс для белья, подобный тому, какой стоит на рундуке.


В верхней части шкафов представлены предметы Расхожего сервиза, изготовленные на Императорском фарфоровом заводе, а также образцы фарфора, выполненные на заводе Ф. Гарднера и на Королевской мануфактуре в Майсене. В Тафельдекерской выставлена великолепная коллекция стекла XVIII — XIX вв. Императорского стеклянного завода: графины, рюмки, штофы из бесцветного стекла, украшенные золотой росписью. Особый интерес представляет графин для четырех вин с перегородками внутри и четырьмя пробками для четырех различных напитков (водки, рома, мадеры и вина).




Здесь же хранились и столовые приборы. В экспозиции можно увидеть наборы вилок, ножей и ложек золоченой вороненой стали с черенками из фарфора и полудрагоценных камней: лазурита, змеевика, нефрита. Привлекает внимание столовый набор из золоченой бронзы, с фарфоровыми черенками, покрытыми росписью с изображением цветов, сделанный на Королевской мануфактуре в Майсене.

















Здесь висят две соответствующие по тематике характеру помещения картины художника Я. Гиллеманса «Натюрморт с омаром» и «Натюрморт с апельсинами и рябчиком». Кроме того, в Тафельдекерской можно увидеть художественно исполненные образцы меню и костюм официанта XIX в., выставленный в угловой витрине.



Кухня и тафельдекерская с оригинальной посудой и блюдами, которые можно перепутать с настоящими:




Вдоль стен установлены разделочные столы, на которых сейчас разложены изготовленные в Голландии муляжи овощей и фруктов. Там же стоит колода для рубки мяса. На металлической перекладине в простенках между окнами — безмены и весы.















Рядом находится плита кондитера, где стоят тазы для варки варенья, чан, формы для кексов, печатных пряников и вафель. Кондитер готовил пастилу, мармелад, желе из ягод, печенье, конфеты, засахаренные фрукты и другие сласти.



За плитой — русская печь, выложенная внутри огнеупорным кирпичом. Рядом с ней — ухваты для чугунов и лопаты для выпекаемых хлебов. Когда повар уставал, он мог залезть на печь спать.

















У входа в Тафельдекерскую находится стол для раскатывания теста с совками для муки, сахара и круп, подставка для яиц и форма для печенья, а на стене висит приспособление для колки сахара, который производили в виде больших конических голов. На полу стоят бочонки для пива и кваса. На столе и полках посудного шкафа — бутылки, сковородки, дуршлаги, разнообразные формы для кексов, желе, муссов, кремосбивалка, мороженица, ступки с пестиками, чтобы толочь пряности. Здесь же непременные стеклянные мухоловки, куда наливалась для приманки подслащенная жидкость. На верхней полке — серебряные холодильники для воды и вина, сделанные во второй половине XIX в. Над столом-катком — оловянные блюда 20-х годов XVIII в., изготовленные по заказу Петра I в Англии.






https://zen.yandex.ru/media/aroundtravel/glavnaia-zabava-v-muzee-bannyi-kompleks-v-petergofe-ili-kak-prinimala-dush-imperatrica-5e70ee5f68ba6d5a3c401326


https://obiskusstve.com/1908942582200404380/


https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_banniy_korpus/


https://www.admagazine.ru/interior/dom-legenda-bannyj-korpus-v-petergofe/

Tags: Архитектура, Искусство, История, Петергоф, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments