Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Верхний сад Петергофа.

Верхний сад садово-паркового ансамбля Петергофа.




1 этап формирования ансамбля: 1714-1724 гг. Архитекторы И. Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, садовый мастер Л. Гарнихфельт.



Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны.



Верхний сад, расположенный на террасе перед южным фасадом Большого дворца, воспринимается сегодня, прежде всего, как парадный въезд в императорскую резиденцию. Это своеобразный зеленый вестибюль под открытым небом – гармоничный, светлый, просторный. Его планировка была выполнена по наброскам самого Петра I и лишь незначительно менялась со временем.



2 этап формирования ансамбля: 1733-1739 гг. Архитекторы И. Я. Бланк, И. П. Давыдов; скульптор Б. К. Растрелли.



3 этап формирования ансамбля: 1754-1760 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.Площадь сада - 15 Га.



При жизни первого российского императора парадный характер сочетался с хозяйственным назначением. Здесь выращивали овощи, фрукты, пряные травы и лекарственные растения, а в прудах, служивших накопителями воды для фонтанной системы, разводили рыб.



Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны.



Лишь в 30-х годах XVIII века Верхний сад приобрел исключительно парадный вид. Из него были убраны грядки, в партере поставлены трельяжные беседки и золоченые скульптуры, а в бассейнах устроены фонтаны. В середине XVIII века, в связи с перестройкой дворца по проекту Ф. Б. Растрелли, сад был несколько расширен и с трех сторон обнесен оградой с каменными столбами и решетками из деревянных копий. Парадный вход со стороны Петергофской дороги украсили ворота с массивными пилонами и коваными створами.



Композиционно сад связан с архитектурой Большого дворца. Центральной части соответствует партер с зелеными газонами, включающий в себя три бассейна с фонтанами, расположенные на центральной оси. По сторонам партера находятся два квадратных пруда и три пары симметрично расположенных боскетов, обрамленных стриженым кустарником. По принципу планировки боскеты называются квадратными, косыми и круговыми.



Со времен Анны Иоанновны Верхний сад украшают пять фонтанов, в боскетах у восточного пруда разбит розарий, а у западного – возрожден петровский аптечный огород, на грядках которого выращивают зверобой, душицу, эхинацею, мелиссу, мяту и другие лекарственные травы.



Верхний сад является прекрасным образцом регулярного паркостроения. Его геометрическую планировку подчеркивают прямые аллеи из подстриженных лип, увитые зеленью галереи-берсо, зеленые газоны, обрамленные туями в виде шаров и конусов.



Обязательным элементом регулярных садов является скульптура. Самая интересная барочная скульптурная группа – "Нептун" – находится в центральном бассейне. Она была изготовлена в Германии в 1650-х гг., приобретена императором Павлом I и пережила на своем веку немало приключений.



Небольшой каскад с южной стороны бассейна украшает бронзовая статуя Аполлона Бельведерского.



Партер оживляют выразительные силуэты мраморных изваяний бога садов Вертумна.




богини плодородия Помоны,




бога тёплого ветра Зефира.



и Флоры – богини весны.



Это произведения итальянского скульптора XVIII века Антонио Бонацца.

В результате комплексной реставрации, проведенной на основе исторических документов в 1960-х годах, Верхний сад стал одним из лучших примеров восстановления регулярного парка XVIII века.



Притягательный в любое время года – и в цвету плодовых деревьев, и пылающий красками осени, и похожий на хрустальный волшебный лес зимой, Верхний сад является прекрасным местом для прогулок жителей Петергофа и его гостей. 


 











Фонтаны Верхнего сада

Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны.


«Дубовый» (1734 год)

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску». Фонтан известен традицией, возникшей со времён императрицы Елизаветы Петровны и возрождённой в наши дни, ежегодно 1 августа (14 августа по новому стилю) совершать в его бассейне ритуал водосвятия и окропления святой водой полковых знамён всех военных частей, расположенных в Петергофе.






Ф О Н Т А Н    " Н Е П Т У Н "



Фонтан «Нептун»-один из фонтанов дворцово-паркового ансамбля Петергоф, купленный императором Павлом I в Германии.



 Петергоф. Вид фонтана до 1918 года.

В 1736 году в центральном бассейне Верхнего парка поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. Центром композиции являлась фигура Нептуна «с коляскою», а также дельфины и «верховые» на лошадях. Центральная струя фонтана поднимала золоченый медный шар. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в 1797 году всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне.



Первоначально фигуры фонтана были созданы в Нюрнберге (Германия), однако сам фонтан там никогда не функционировал. Заказывая композицию, горожане Нюрнберга хотели увековечить память о Вестфальском мире, завершившем тяжелую для Германии Тридцатилетнюю войну (1618—1648).



В 1660 году Георг Швайгер (Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (Christoph Ritter) представили модель в виде её составных частей. Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688—1694 годах. Отливка была произведена Херольдтом (W. H. Heroldt). Всего в группу входило 27 фигур и декоративных деталей.



Нептун в Петергофе и Нюрнберге.

На площади городского рынка был построен бассейн с пьедесталом для установки композиции, однако затем выяснилось, что для функционирования фонтанов в местных реках просто недостаточно воды. После этого скульптуры разобрали и сложили в амбар, где они пролежали около ста лет.


 

Даже находясь на складе в разобранном виде, фонтан был известен как своеобразная городская достопримечательность. В 1781—1782 годах, путешествуя по Европе, Нюрнберг посетил цесаревич Павел Петрович. Решив приобрести фонтан, он предполагал установить его в своей резиденции в Гатчине. Власти Нюрнберга продали композицию, оценив её в огромную по тем временам сумму — 30 тысяч рублей. В 1796 году (год вступления Павла на российский престол) основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.



В 1798 году последовал царский указ: «Привезенный из Нюрнберга фонтан Нептун поставить в петергофском Нижнем парке…». Однако там установить её не удалось также из-за недостаточного водоснабжения бассейна. Тогда и было решено поместить скульптурную группу в Верхнем парке, в бассейне, оставшемся от разобранной «Телеги Нептуновой». Что и было сделано в 1799 году.



Водная декорация «Нептуна» состояла из 26 разнообразных водяных струй. От прежнего убранства фонтанов оставили только дельфинов и две свинцовые гирлянды из листьев дуба, раковин и цветов.



Фигура Нептуна установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Плоская заложенная туфом площадка вокруг пьедестала несет на себе изваяние парных групп всадников на гиппокампах (морских крылатых лошадях), погоняющих дельфинов. Кроме того, сам пруд украшен восемью фигурами дельфинов, из пастей которых поднимаются невысокие струйки воды. Размер бассейна — 33×92 м.



Во время Великой Отечественной войны все скульптуры были демонтированы и вывезены в Германию. В 1947 году скульптурная группа вновь была доставлена в Петергоф и установлена на прежнем месте, однако запущен фонтан был лишь в 1956 году.



Установленная в настоящее время в городском парке Нюрнберга копия находится там с 1902 года.





Фонтаны Квадратных прудов


Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.


«Межеумный» (1738 год)



Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.



Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью парк восстановлен в 1968 году.



Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен декора сооружения.В 1738 году архитектор Иван Яковлевич Бланк поставил свинцовою фигуру Андромеды. Вскоре её сняли, и в бассейне осталась одна «вид имеющая змея». Прошло чуть более полувека, и место крылатого дракона заняла фигурка «Стерлядки». В последний раз об этом упоминается в описи 1877 года.



В 1925 году «Стерлядку» сменила чугунная ваза, стоявшая до этого в Дубовом бассейне. Из обложенной туфом вазы выбивалась неравномерная струя воды — то выше, то ниже. Публика была в восторге от такой придумки, но началась война и фонтан был разрушен. При его восстановлении в 1958 году остановилась на варианте декорации бассейна по изображению в альбоме XVIII века.


Фонтаны Квадратных прудов







Фонтан восточного квадрата.



В 1737 году в них поместили свинцовые золоченые скульптурные композиции, созданные по моделям Б. К. Растрелли. Западный пруд украсила группа "Купание Дианы", изображавшая богиню охоты в окружении нимф, собак и дельфинов. В восточном пруду установили фигуры речного бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженные сиренами и дельфинами.
К концу XVIII века свинцовые скульптуры потеряли былой блеск, и в каждом из прудов от них остались лишь по шесть вызолоченных дельфинов "с вододействием".
В начале XX века бассейны прудов украшали мраморные скульптуры XVIII века "Весна" и "Лето", а в период послевоенной реставрации их место заняли статуи Венеры Италийской и юного бога Аполлона. Дельфины для фонтанов были отлиты в бронзе по сохранившимся образцам.














  

http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof//

Tags: Искусство, История, Парки, Петергоф, Экстерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal