Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Петергоф: Павильон "Эрмитаж"

Ансамбль западной части нижнего парка Петергофа:
павильон "Эрмитаж" ,каскады и фонтаны.


П А В И Л Ь О Н   "Э Р М И Т А Ж "




В XVIII веке в среде состоятельных европейцев распространилась мода на строительство особых павильонов, называвшихся "Эрмитаж" или "место уединения". Они представляли собой двухэтажные постройки; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъемниках доставлялась на верхний этаж, где собирался приближенный круг гостей хозяина поместья.



В России первый Эрмитаж был создан в Петергофе по указу Петра I. Он построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Сама идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы, где он впервые увидел подобные строения. Петергофский приморский павильон послужил прототипом всех русских "эрмитажей", построенных впоследствии.







Соответствуя своему названию (в переводе с французского Эрмитаж означает приют отшельника), павильон стоит обрамленный широким рвом. В XVIII веке он был наполнен водой и переход осуществлялся по подъемному мосту. Стенки рва выложены кирпичом, а периметр оформлен каменным поребриком.



Эрмитаж служил как место уединения царской династии и ее приближенных. Каждая деталь здания продумана так, что во время обедов или совещаний прислуга не докучала своим присутствием и гости могли спокойно обсуждать деловые и личные вопросы. Для осуществления идеи были сконструированы хитроумные механизмы. Примером одного из них является подъёмная система для обеденного стола.


 
Фундамент здания был заложен в 1721 году. Главным архитектором был назначен Иоганн Фридрих Браунштейн, который занимался строительством дворцов Монплезир и Марли, а также разрабатывал схемы всего Нижнего парка. Несмотря на свой талант в архитектурном искусстве, Браунштейн слыл интриганом и скандалистом. Ходят слухи, что именно по этой причине он был уволен царем в 1728 году. Свои дни мастер закончил в родной Германии.






 

К 1722 году строение уже имело стены, а также внутреннюю и наружную отделку, которой занимались Конрад Оснер и Яков Алексеев Букв. Это были выдающиеся мастера каменного дела — именно их алебастровые статуи времён года украшают фронтоны здания. Окна Петр I приказал украсить коваными железными и резными деревянными решетками. Также у Эрмитажа появились 2 балкона, выполненных из дуба.



Ров вокруг павильона наполнили водой в 1724 году. Вдоль искусственного водоема расположиться зелёный газон. Для доступа к зданию был построен подъёмный мост.Довести строительство до логического завершения Петру не удалось. Внутренне оформление дворца завершали уже после смерти царя. Как и задумывалось, стены верхнего зала украшали многочисленные картины со всех концов Земли. Нижний этаж был обит дубовыми панелями и имел несколько кладовых и кухню.



Интерьерные задумки Петра I начали претерпевать изменения спустя 20 лет после строительства. Пол нижнего этажа покрылся мрамором, а верхнего паркетом. К концу шестидесятых годов потребовалась реставрация скульптур и ремонт крыши. Оформлением верхнего зала занялся Бартоломео Франческо Растрелли. Для украшения стен он выбрал популярный в то время метод шпатлевной развески картин. Для этих целей были изменены изначальные размеры некоторых стен.



В годы Великой Отечественной войны была разрушена большая часть здания, в том числе северная стена, внутренняя отделка вестибюля и подъёмный механизм стола. Ценные художественные произведения удалось вывезти за пределы Петергофа до наступления немецких войск.Послевоенное восстановление длилось до 2009 года, когда был восстановлен последний элемент — подъёмный стол.

Как и все дворцы Петергофа, Эрмитаж превратился в музей. В нем хранятся предметы интерьера и посуда образца XVIII века. Павильон окружают фонтаны, построенные в конце XVIII начале XIX века.

https://www.youtube.com/embed/z9km5aptTNw

Л Ь В И Н Ы Й   К А С К А Д



Один из них носит название Львиный каскад. Прямоугольный бассейн украшен колоннами и плоскими мраморными чашами, а также львами, вылитыми из бронзы. Фонтан, возведенный спустя 8 десятилетий после строительства Эрмитажа, имеет отличительные черты от общей концепции Петергофа. Созданный в стиле классицизма, он небогат на украшения, позолоту и выполнен в скромной цветовой гамме.



В идею обустройства Нижнего парка был положен принцип: каждому дворцу должен соответствовать каскад. В 1721 году началось строительство павильона «Эрмитаж» и разбивалась аллея, ведущая к нему. По первоначальному плану перспективу Эрмитажной аллеи с южной стороны должен был замкнуть Эрмитажный каскад.



Проект каскада, в петровских набросках именуемого «Моисеевым каскадом», был подготовлен архитектором Николо Микетти, однако первоначальный замысел не осуществился. К реализации принципа «дворец — каскад» вернулись в конце XVIII века, когда по проекту А. Н. Воронихина началось строительство Эрмитажного каскада. Каскад, сооружённый в 1799—1801 годах, представлял собой прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими фонтанными мраморными чашами. В качестве скульптурного декора изначально использовались статуи Геркулеса и Флоры, однако через год их заменили на бронзовые фигуры львов, изготовленные по моделям И. П. Прокофьева. Каскад, по местоположению именовавшийся Эрмитажным, получил своё второе, более известное название.


В 1854—1857 годах по проекту А. И. Штакеншнейдера каскад был полностью перестроен. Бассейн был увеличен (сейчас его размеры 30 х 18,5 м); на гранитном цоколе, повторяющем старый контур, установили трёхстороннюю монументальную колоннаду из 14 восьмиметровых колонн из тёмно-серого сердобольского гранита, с капителями, архитравом и базами, изготовленными из белоснежного карарского мрамора.



В промежутках между колоннами расположили 12 чаш, сделанными из того же мрамора, с одноструйными фонтанами. Снизу каскад декорировали маскаронами, которые расположились под каждой чашей. Посреди колоннады на горке из гранитных глыб была установлена статуя работы Ф. П. Толстого «Нимфа Аганиппа». Из прежнего декора остались только львы, из пастей которых изливаются струи воды.



Каскад, решённый в стилистике позднего классицизма, несколько необычен для петергофского ансамбля. Его выделяют строгость античных форм, лаконичность водного оформления, подчёркнуто сдержанные цвета камня, полное отсутствие золочёных деталей.



Во время Великой Отечественной войны каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. Реставрация заняла продолжительное время — лишь в августе 2000 каскад вновь заработал.



В 50-е годы XIX века Эрмитажный каскад из-за сильного разрушения был разобран. На его месте по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера был построен новый каскад, за которым закрепилось название "Львиный". Прежние скульптуры львов были помещены по сторонам колоннады, выполненной из гранита и мрамора. В центре бассейна, на гранитной скале установлена созданная по модели Ф. П. Толстого статуя нимфы Аганиппы – покровительницы одноименного источника у подножия горы Геликон. Согласно легенде, люди, пьющие из этого источника, поэтически вдохновлялись.



Львиный каскад – это единственный из четырех каскадов Нижнего парка, расположенный не на склоне, а на нижней террасе. Реставрация Львиного каскада в 2000 году завершила послевоенное восстановление фонтанных сооружений Нижнего парка.




Фонтан «Китовый»



1800 г., архитектор Ф. П. Броуэр.

В западной части Нижнего парка, у самого склона, между Львиным каскадом и Большим дворцом, находится Песочный пруд. Он был вырыт в 1724 году для устройства нового гранитного каскада, но работы не были доведены до конца. В ту пору за прудом и закрепилось название «Песочный». Только в 1738 году водоем решено было благоустроить. Пруд углубили, берега привели в порядок, а в 1740 году в его центре поместили огромную, ярко раскрашенную, деревянную скульптуру "в подобие рыбы-кита" с вододействием из головы. Вокруг нее из воды выступали фантастические свинцовые морские быки.



К концу XVIII века скульптуры потеряли свой блеск, и на их месте мастером Ф. А. Стрельниковым был устроен фонтан менажерного типа: из глади пруда бил водяной столб, окруженный четырьмя золочеными дельфинами. В середине XIX века фонтан был разобран, и воссоздали его лишь в 1963 году при послевоенной реставрации. Несмотря на то, что его скульптурное убранство менялось, первоначальное название фонтана "Китовый" сохранилось до наших дней.





В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался металлический шар.


Фонтан Фаворитка (утки и собака)



1725 г., архитектор М. Земцов

По замыслу Петра I вдоль Морского канала планировалось создать серию "фабольных" фонтанов на сюжеты поучительных басен Эзопа, имевших актуальный политический смысл. Напоминанием об этой идее служит созданный М. Земцовым в 1725 году фонтан "Фаворитка", скрытый за западной Воронихинской колоннадой. В глубоком бассейне по кругу движутся четыре утки, которых пытается догнать собачка Фаворитка.



Фигуры животных сначала вырезали из дуба, позже отлили из меди. Из утиных клювов и пасти мопса вылетают водяные струи. Действие сопровождается лаем Фаворитки и кряканьем уток. В XVIII веке звуки производились за счет вибрации пластинок в медных трубках, вмонтированных в фигуры. В камере под бассейном фонтана находится водяное колесо, которое, вращаясь под действием падающей воды, приводило фигуры в движение.



В годы немецкой оккупации фонтан был разрушен, исчезли все скульптуры, за исключением одной уточки, найденной в 1946 году на территории парка. На обнаруженной в земле скульптуре сохранилась даже раскраска. В 1957 году фонтан был восстановлен. И теперь вновь, как и много лет назад, утки весело кружат по бассейну, а Фаворитка, заливаясь лаем, все никак не может их догнать.


Фонтан-шутиха "Водяная дорога"



В мае 2001 года на Монплезирской аллее Нижнего парка, неподалеку от Римских фонтанов, появилась шутиха "Водяная дорога", которая не работала 280 лет. Она была сооружена по затее Петра I архитектором Н. Микетти, а первый пуск состоялся в 1721 году. По царскому замыслу значительная часть аллеи внезапно перекрывалась водяной аркой из трехсот струй, и все гуляющие оказывались мокрыми с головы до пят. Неслучайно шутиху в петровское время называли "Мочильной дорогой". Однако вскоре после открытия фонтан исчез. Видимо, затея оказалась слишком грубой.В основу реставрации "Водяной дороги" были положены сохранившиеся рисунки и описание.



 фонтана 20-х годов XVIII столетия. Изменить пришлось режим работы фонтана: если в XVIII веке обязательным был эффект неожиданности действия "водяной забавы", то в настоящее время эту шутиху включают строго по расписанию – три раза в день, буквально, на одну минуту: в 13:00, в 14:00 и в 15:00.



Петергофские шутихи – единственные в своем роде действующие образцы "водяных забав", которых в XVII-XVIII веках было немало в европейских королевских парках.


Фонтан-шутиха "Зонтик"

Дата сооружения: 1796 год. Архитектор Ф Броуэр.



Замысел создания в петергофской резиденции "мочильных забав" принадлежал Петру I, который, как известно, любил подобные шутки и розыгрыши. Хотя некоторые фонтаны-шутихи Нижнего парка были устроены в конце XVIII века, по действию и принципу декоративного оформления они полностью соответствуют водяным забавам петровских садов.



Шутиху "Зонтик" создали в 1796 году по проекту архитектора Ф. Броуэра под влиянием "китайских" построек в Царском Селе. Фонтан по форме напоминает зонт: массивный столб поддерживает широкую ярко-зеленую кровлю, завершенную деревянным резным цветком.



Столб опоясан креслами с резными локотниками. Как только гости собирались под этой кровлей, из ста шестидесяти четырех трубочек, спрятанных за изящными резными фестонами, начинали бить упругие струи, образуя плотную водяную завесу. В 60-х гг. XIX века кровле фонтана придали облик гриба-мухомора. С тех пор почти целое столетие фонтан-шутиха именовался "Грибком". В 1949 году, при реставрации, вернулись к первоначальному облику и названию, однако имя "Грибок" до сих пор бытует среди жителей Петербурга.


Чаши




1721-1722 гг., арх. Н. Микетти.1854 г., арх. А. И. Штакеншнейдер.


 




У подножия Большого дворца в центре партерных цветников расположены парные фонтаны "Чаши", сооружение которых по проекту архитектора Н. Микетти завершилось в конце 1722 года. Пробный пуск состоялся в присутствии Петра I. Старейшие фонтаны Петергофа за мощь струй получили второе название – "Большие фонтаны". Поскольку работы по гидротехническому устройству восточного фонтана выполнял француз Поль Суалем, а западного – итальянцы Джованни и Джулиано Барратини, восточный фонтан иногда называют "Французским", а западный – "Итальянским".



Первоначально чаши и постаменты были вырезаны из дерева, покрыты свинцом и раскрашены под мрамор, но в середине XIXвека обветшавшие деревянные чаши и постаменты заменили новыми, вырезанными из каррарского мрамора мастерами Петергофской гранильной фабрики.Большие фонтаны" гармонично вписываются в рисунок центральных партеров и подчеркивают мощь "Самсона", находясь с ним на одной линии.



Западная терраса каскад-фонтан в Нижнем парке Петергофа.









Грот, Каскад Драконов («Шахматная гора»), Петергоф.





© https://peterburg.center/maps/petergof-pavilon-ermitazh

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Hermitage_pavilion_in_Peterhof

http://www.advantour.com/rus/russia/saint-petersburg/suburbs/peterhof-cascades.htm/

http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/kaskad_zolotaya_gora/

Гусаров А.Ю. Петербург - столица фонтанов. Путеводитель по фонтанам Санкт-Петербурга. — СПб, 2008.

Tags: Архитектура, Искусство, История, Петергоф, Фонтаны, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal