Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Малые дворцы Эрмитажи.


Места уединения и тишины- малые дворцы Эрмитажи.





Эрмитаж (фр. hermitage, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах.
Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала подобного павильона. Второй этаж его представлял собой обеденный зал, а первый этаж — кухню.


Постройки отшельников и монастырей

Сады и постройки отшельников и монастырей носили скромный характер. Главным их украшением обычно был отделанный камнем «райский» источник, часто прикрытый ажурным павильоном (так называемым фиалом).
Небольшой сад становился продолжением каждой отдельной кельи и окружал её. Это наиболее характерно для монастырей картезианцев (или картузианцев), орден которых был основан в XI веке и отличался чрезвычайной строгостью устава.




Берёзовский монастырь картезианцев ― католический мужской монастырь XVII века, памятник архитектуры зрелого барокко. Единственный в Великом княжестве Литовском монастырь ордена картезианцев.

Келья картезианца — двухэтажное помещение, на первом этаже находятся маленькая галерея для прогулок, мастерская со столярными принадлежностями. На втором — находятся две комнатки, меньшая, украшенная статуей Пресвятой Девы, называется «Аве Мария», здесь монах читает молитву «Аве Мария», а вторая комната предназначена для других молитв, а также для благочестивых занятий и размышлений, в ней картезианец также ест и спит.






Садик одной из келий картезианского монастыря в Вальдемоссе на Майорке

Такая келья располагается на лоне природы. В «Аллегории камальдолийского ордена» испанского художника Эль Греко (1597) малые садики такого рода покрывают вселенского вида пейзаж. Иллюстрация манускрипта «Сада наслаждений» Геррады Ландсбергской изображает лестницу, представлено несколько падающих с этой лестницы фигур, среди них — фигурка отшельника, который согрешил (как явствует из пояснительной надписи на миниатюре), «заботясь о своём саде и слишком сосредоточившись на своих растениях»



Кстати,а это келья Фредерика Шопена в этом монастыре на Майорке.Портрет любимой...Жорж Санд


Вот такой Эрмитаж


"Тайный сад" эпохи Возрождения






Для человека эпохи Возрождения сад — арт-пространство, приспособленное для созерцания. Среди составных частей подобных садов выделялся «тайный сад», вошедший позже в структуру ранних новоевропейских парков как их составляющий элемент. Это был участок, предназначенный не для публичных приёмов и церемоний, а для частного быта владельца и поэтому тщательно отгороженный от остальной территории фитостроительными (плотными боскетами и шпалерами) и архитектурными приёмами.



сад виллы Джулия

На римской вилле «Джулия» (по имени римского папы Юлия III) «giardino secreto» был создан в 1550-е годы таким образом, что, размещаясь ниже общего уровня парка, он не просматривался от главного входа, хотя находился в самом центре сада.



Сад виллы Боргезе



По мнению современного французского философа Гаэтана Ламарш-Ваделя  , высказанному в книге «Тайные сады Ренессанса» (  «Jardins secrets de Renaissance. Des astres, des simples et des prodiges», 1997), возможна оккультная природа «giardini secreti»: с точки зрения автора они так назывались, поскольку были предназначены для занятий различными тайными дисциплинами.



Вилла Боргезе.

Петрарка и его продолжатели воспевали естественные «giardini secreti», устроенные нерукотворно, позже возникла мода на постройки и планировки искусственных «giardini secreti». Франческо ди Джорджо Мартини в своём «Трактате об архитектуре» (1486) отмечал, что в пристойных садах необходимы «тайные места, отвечающие желаниям философов и поэтов».



Подобные «тайники» предназначались как для бытового досуга, особенно в жаркое время, так и для просвещённых раздумий (и часто поэтому включали постройки с кабинетом). Они стали особенностью ренессансно-барочных садов, а затем привели к появлению эрмитажа (уединённого уголка, обозначенного уже не только ландшафтно, но и архитектурно) 



Эрмитаж-павильон на схеме справа в саду.Замок Гайон

Эрмитаж впервые упоминается в трактате «Прекраснейшие здания Франции» Жака Андруэ Дюсерсо I (1579): там изображена резиденция кардинала Амбуазского в Гайоне, включая «giardino secreto», однако в полном своём объёме он не был осуществлён, а нам известен только по чертежу. На одном конце канала кардинал собирался разместить замок-дворец, а на другом конце — эрмитаж с пещерой и горой. Считаю, что композиция, подчёркнутая формой водоёмов (канала с продолговатым прудом), напоминает весы, застывшие в равновесии между чувственными и духовными ценностями. К XVII веку эрмитаж уже входит в садовую планировку.



Хижина отшельника на скале в парке замка Гайон (слева)

Со временем уединенные жилища стали возводить в своих имениях дворяне, превращая их в малые дворцы для отдыха, раздумий, общения с природой и веселых дружеских  трапез. Томас Уортон, профессор поэзии Оксфордского университета, в стихотворении «Приятности меланхолии» писал об Эрмитажах: «Место для благочестивого размышления, для уединения и размышления; даже если он им редко пользовался, только чтобы обдумать свои недельные заботы или с веселыми друзьями посидеть в нем, выпить, покурить и просто плюнуть».


 

     Впервые применил название -  «Эрмитаж» -  король Людовик XIV, назвав Эрмитажем свой уединённый  дворец в Марли ле Руа (Marly-le-Roi мебелью. 
    По мнению современных исследователей в XVIII—XIX веках в Европе существовало два основных типа эрмитажей: хижина монаха-отшельника и малый сельский дворец, противопоставляемый стоящему поблизости большому парадному.
     В усадьбе Монрепо тоже был свой Эрмитаж. Правда, Людвиг Николаи назвал Эрмитажем не уединенную постройку, а скальный остров.




Утес, заросший лесом, средь потока встал.
Он словно в тростнике бредет неторопливо,
Подставив  обнаженный бок укусам волн…
И в завершенье оголенную вершину
Руины замка придавили…



     О своем намерении построить на скале готический замок Людвиг Николаи писал сыну: «Этой зимой придётся побеспокоить камни на скале Эрмитажа – ты знаешь, как их много и какие они большие – так как готический замок, который будет строиться у верхнего края крутой скалы, надо строить из этих скальных обломков».  Замысел был интересным,  проекты замка-руины были заказаны и Гонзаго, и Мартинелли, и Тома де Томону. Но, то ли времени не хватило, то ли проекты оказались слишком дорогостоящие, но замок так и не был построен. Уже после смерти Людвига Николаи Пауль переименовал Эрмитаж, назвав  остров в честь отца – Людвигштайн.



     Когда Европу охватил культ естественности и сентиментальной меланхолии, на смену роскошным павильонам в русские сады пришли бревенчатые «домики монахов», берестяные «хижины отшельников».

За рощей луг есть с мягкою травой,
За ним глухая местность. Там, в ее глубинах
Сокрыта хижина, в которой жил монах,
Он благочестьем славился. Воздвиг
Ее отшельник из деревьев павших,
Обшил берестою и ликами святых,
Повесил колокольчик деревянный.

     Хижина отшельника (в семейной переписке Николаи  она именовалась  «Einsiedelei» – «Уединение») - постройка из неотесанных бревен, кусков коры – это обязательный элемент английского пейзажного парка.



Хижина отшельника в поместье Пайнс Хилл




Хижина отшельника присутствует в парке «Fürstenlager» в Бенсхайме.

Он возведён около 1790 года, парк и дворец — бывшая летняя резиденция ландграфов Гессен-Дармштадтских



вилла "Меланхолия"

Хижина отшельника — характерная черта предромантических и романтических парков Российской империи. Так, например, в польском романтическом парке в Пулавах, принадлежавшем княгине Изабелле Чарторыйской, в её же парке «Аркадия» имелась готическая хижина, посвящённая Меланхолии.

Дом уединения, созданный из дерева, существовал в усадьбе Алмазово под Москвой на берегу Лебяжьего пруда (60—70-е годы XVIII века), до нашего времени он не сохранился, располагался на берегу пруда среди деревьев. Аналогичны ему павильоны под названием «Кинь грусть» и «Пустынка» в усадьбе Ильинское под Москвой (конец XVIII века). Эти павильоны не сохранились, как и «Берёзовый домик» в Царицыно, по дошедшему до нашего времени чертежу несущие столбы его представляли собой берёзовые столбы, не очищенные от коры и сучьев Иногда каждый элемент усадьбы нёс в себе определённую смысловую нагрузку. 


Эрмитаж — малый дворец в Западной Европе


Различные варианты эрмитажей в XVIII веке



Павильон «Келья Магдалины» на литографии Карла Августа Лебше (англ.)русск., 1830

Павильон «Келья Магдалины» построил в 1725—1728 годах Йозеф Эффнер  в парке «Нимфенбург» вблизи Мюнхена. Вестибюль и капелла выполнены в форме грота. Апартаменты курфюрста в нём — прихожая, кабинет, столовая, дворцовая капелла. Все комнаты аскетичны, выполнены в стиле средневековых монастырских келий ордена капуцинов, они облицованы дубом и украшены гравюрами. Предназначение павильона — уединиться, укрыться от мира, сохранив при этом привычный комфорт.



Вид из парка на Китайский домик в Сан-Суси





Иногда павильоны-эрмитажи приобретают восточный колорит; к этой категории относятся Пагоденбург («Замок-пагода», 1719) в мюнхенском «Нимфенбурге»



, его одноименное повторение в Раштатте (1722)



или Китайский домик в Сан-Суси (1755) (с интерьером из визионерски-сказочного шинуазри)

Храм друидов с соломенными крышами в садах Ричмонда (1748), эрмитажи в арабском стиле, а также с тростниковыми крышами в «китайском вкусе», нарисованные для Ричмонда Эдвардом Стивенсом (1740), эрмитажи в стиле Эдем предназначались для того, чтобы предаваться удовольствиям меланхолии (меланхолию должны были навевать приятные думы о бренности существующего, что символизировали часто античные развалины), наводить на размышления о единении с природой (этому служили гроты, часто строившиеся в склоне горы) или «театрализовать» пребывание в саду.



Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы


Иногда «хижина отшельника» была результатом значительных денежных вложений владельца поместья.



В Вильгельмсхёэ существовала целая Долина философов — небольшая низина, расположенная рядом со строением, называвшимся «Эрмитаж Сократа».

Сложностью отличался «зелёный кабинет» (не отдельный павильон, а целый участок сада) в Белёе, принадлежавший принцу Шарлю-Жозефу де Линю. Рядом с «кабинетом философа» находился в Белёе участок «Возрастов жизни» с жанровыми скульптурами.



В «кабинете» имелся ручей, протекающий «по цветочным эмалям и золочёному гравию серебряной гальки», находились статуя Вольтера (в «трельяже из зимних роз»), скульптурные портреты Лафонтена, Мольера, Монтескьё, Делиля, Руссо и Гельвеция, статуи Фортуны и Плутона (рядом с непонятной из контекста рассказа современника «бездной небытия»). Участок на небольшой береговой поляне включал в себя несколько «хижин-эрмитажей».Храм Истины был создан из массивных каменных блоков, а Храм Иллюзии украшен стёклышками и «новым металлом, имитирующим серебро» (видимо, цинк). Считаю, что в описаниях современников этого комплекса могли сочетаться реальность и замысел, так и не воплотившийся в жизнь 



Эрмитаж в Вагхойзеле, 1724.

Первостепенную ценность для де Линя как для типичного интеллектуала эпохи Просвещения имела «услада блаженных душ» (это же мнение разделяли и гуманисты эпох Возрождения и барокко). Аналогом в России исследователи считают парк Надеждино князя А. Б. Куракина. «Только в мечтах, задумках и импрессиях де Линя всё выглядит ещё более лёгким, непринуждённым, не требующим столь подробного реестра».



Храм Истины в парке имения «Надеждино»

Охотничье шале датского и норвежского короля Фредерика IV, расположенное в Оленьем парке в местечке Йегерсборг на севере Копенгагена, также носило название «Эрмитаж» . Данное сооружение до нашего времени не дошло, изображений не сохранилось, но есть словесные описания. Это был небольшой двухэтажный павильон-бельведер, построенный в 1694 году по заказу короля Кристиана V, отца Фредерика IV, придворным архитектором Гансом ван Стенвинкелем Младшим. Он был расположен на холме в центре охотничьих угодий и получил сразу два имени: французское «Эрмитаж» («Eremitagen») и датское «дом Хубертуса» («Hubertushuset»). Святой Хуберт считался покровителем охотников, оптиков и механиков, а усадьба не только служила для охоты, но и была устроена по последнему слову механики. Имелись здесь механический стол (опускавшийся на первый этаж для сервирования блюд) и подъёмный лифт для гостей.


 

Охотничий дворец Фалькенлюст (Jagdschloss Falkenlust). Он  и дворец Аугустусбург входят в единый дворцово-парковый ансамбль - резиденцию кельнских князей-епископов.(фото platpaul)  

Часто эрмитажем после этого стал называться малый «дачный» дворец, стилизованный под сельское жилище и дополнявшим большой, расположенный поблизости[27]. В XVIII веке эрмитаж мог также представлять собой двухэтажную постройку; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъёмниках доставлялась на верхний этаж, где собирался узкий круг гостей хозяина поместья, однако в Западной Европе такой «гастрономический» эрмитаж был скорее редкостью, чем правилом.


Эрмитажи в России

Русские эрмитажи в Санкт-Петербурге, в Царском Селе и Петергофе не были похожи по своему значению на хижину отшельника. Они открыто предназначались для развлечений. Швейцарский астроном Иоганн Бернулли, путешествуя по России, писал, что русские называют свои павильоны термином «эрмитаж», но не понимают его сути: «В их эрмитажах вы не найдете ничего общего с нашими — это престижные дворцы императрицы и аристократов, предназначенные для конфиденциальных обедов»  Главное отличие российских эрмитажей от европейских он видит в том, что они строились не в отдалении от главного дома или дворца для уединения владельца для раздумий или общения с природой, а являлись увеселительными павильонами, обязательно имеющими «конфиденц-столовую» с особым механическим подъёмным столом. Единственным их предшественником, детально описанным современниками (хотя и не сохранившимся), исследователи считают в Западной Европе датский «Эрмитаж» Кристиана V  .



Дворец Марли.

В этом отношении характерны, по мнению академика Лихачёва, петровские эрмитажи в Петергофе — Монплезир и Марли. Один из них был построен Петром I для отдыха, другой — для развлечений. В Царском Селе, с точки зрения Лихачёва, было два эрмитажа: собственно Эрмитаж, построенный Растрелли, и Грот. Грот должен был служить символом связи с природой, а также знаком и местом уединённых размышлений. Здесь находился «отшельник» — Вольтер: именно тут при Екатерине II стояла мраморная скульптура сидящего Вольтера работы Жана-Антуана Гудона 


Наиболее известные парковые Эрмитажи на территории современной России




Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа.

Дата постройки: 1721—1725 годы, архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны). Построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы. Петергофский приморский павильон послужил прототипом других русских «эрмитажей». Главной достопримечательностью его являлся подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги.




Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке в Царском селе.

Павильон сооружён в 1743—1753 годах одновременно со строительством Екатерининского дворца архитекторами А. В. Квасовым, С. И. Чевакинским, окончательное оформление принадлежит Бартоломео Растрелли. Двухэтажный восьмигранный павильон с четырьмя пристройками по сторонам. Павильон находится на искусственном острове, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой, переправиться на остров можно по подъёмным мостам через ров.



Грот в Екатерининском парке Царского Села.



Павильон Эрмитаж (1765—1767) в Кусково.

Павильон был предназначен для друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги, подача напитков и закусок осуществлялась с помощью изящного подъёмного стола.
Павильон Эрмитаж в Быкове под Москвой (не сохранился) — двухэтажное здание на невысоком цоколе, служило домашним концертным залом. Построен в стиле классицизм в 70-е годы XVIII века. Автором проекта считается Матвей Казаков. Центральная часть представляла собой круглый зал площадью около 60 квадратных метров, по внешнему периметру был расчленён пилястрами, между которыми располагались статуи в нижнем этаже. От главного входа шёл спуск к воде, где располагалась пристань, украшенная вазами и статуями детей.



Павильон Эрмитаж в усадьбе «Черёмушки-Знаменское» под Москвой


(ныне в Черёмушках, районе Москвы), построенный в стиле классицизм. Известно, что в подобных постройках частных, а не императорских усадеб, устраивались танцы, чтения, концерты, выставлялись картины и статуи.


С конца XVIII века не только отдельное здание с живым монахом или его скульптурным изображением, но и целый усадебно-парковый комплекс мог называться «пустыня» (при этом подразумевалось не аскетическое усмирение плоти, а эстетическое наслаждение просвещённого владельца, далёкое от телесных утех). Этот смысл придавал слову «пустынный» А. С. Пушкин, обозначая им дворец князя Николая Юсупова в Архангельском («К вельможе», 1830). Барский дом в Кусково именовался «домом уединения» (хотя преобладали под подобным названием небольшие постройки, например, беседка-«пустынка» в Богородицком)

Википедия.

Лихачёв Д. C. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — М.: Согласие, 1998. — 356 с

https://www.parkmonrepos.org//

Tags: Архитектура, Искусство, История, Познавательно
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Эрнст Гранер/Акварель

    Веселая бабушка Вена Прекрасна и так молода...Ernst Graner Церковь Святого Карла в Вене Эрнст Гранер/Ernst Graner (Austrian,…

  • КЛЭК КОЛИНЕ/скульптуры.

    КЛЭК КОЛИНЕ и ее очаровательные скульптуры в стиле ар-деко В период между двумя мировыми войнами, когда весь мир старался забыть ужасы войны и…

  • Английские домики

    Английские домики…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Мертвое море.

    Мертвое море продлевает жизнь Мертвое море считается одним из самых древних и соленых водоемов на Земле. Оно появилось около 4 тыс.…

  • Карл Флиер/АкварельноПейзажное.

    Австрия горная страна Пышные, зелёные луга, Здесь открыты перед взором, Бескрайние просторы Карл Флиер/Karl Flieher…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Эрнст Гранер/Акварель

    Веселая бабушка Вена Прекрасна и так молода...Ernst Graner Церковь Святого Карла в Вене Эрнст Гранер/Ernst Graner (Austrian,…

  • КЛЭК КОЛИНЕ/скульптуры.

    КЛЭК КОЛИНЕ и ее очаровательные скульптуры в стиле ар-деко В период между двумя мировыми войнами, когда весь мир старался забыть ужасы войны и…

  • Английские домики

    Английские домики…

  • В этот день 6 лет назад

    Этот пост был опубликован 6 лет назад!

  • Мертвое море.

    Мертвое море продлевает жизнь Мертвое море считается одним из самых древних и соленых водоемов на Земле. Оно появилось около 4 тыс.…

  • Карл Флиер/АкварельноПейзажное.

    Австрия горная страна Пышные, зелёные луга, Здесь открыты перед взором, Бескрайние просторы Карл Флиер/Karl Flieher…