Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Дворцово-парковый ансамбль Сан-суси.Часть 1.

Дворцово-парковый ансамбль Сан-суси(Sanssouci)Часть 1:история,экстерьер,парк






Замок и парк Сан-Суси всецело являются делом рук прусского короля Фридриха Великого. Более двухсот лет назад Фридрих II, устав от многочисленных войн, задумал построить летнюю резиденцию, где бы он мог проводить время в тишине и покое. За реализацией этого проекта он следил с особенным вниманием, ибо хотел здесь, вне города и без забот (по-французски «sans souci») предаваться своим любимым занятиям.



Парк, расположившийся на месте прежних топей и болот, стал блестящим образцом немецкого садового искусства. По всей его территории рассеяно множество отдельных сооружений и скульптур, здесь же были выставлены и древние китайские астрономические приборы. Сан-Суси стал лишь малой частью обширной программы, которую Фридрих II намечал провести в своих владениях в Берлине и Потсдаме.



  Фридрих II принимал активное участие в процессе строительства всех возводимых для него архитектурных сооружений как с административной, так и с художественной точки зрения. Эскизы создавались по заданным им параметрам, до начала строительства составлялась предварительная смета расходов. Работы начинались только с разрешения короля. Он вмешивался во все дела и хотел знать обо всём до мелочей, например, Фридрих был одержим идеей разумной траты средств и контролировал все строительные сметы, чтобы «нечистая рука не коснулась государственной казны».                       



Фридрих.

   Спустя два года после начала строительства 1 мая 1747 года, несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября. Здание дворца предназначалось исключительно для короля и приглашённых им гостей. После вступления на трон в 1740 году Фридрих отдал своей супруге Елизавете Кристине Брауншвейг-Бевернской дворец Шёнхаузен под Берлином. Сан-Суси был не только дворцом без забот, он был также дворцом «sans femmes» — без женщин.





Дворец Сан-Суси считался исключительно частным дворцом и не предназначался для представительских целей. Фридрих, как любой правитель, демонстрировал свои финансовые возможности и военные достижения в строительстве дворцов, которые возвеличивали его лично и его победы, мощь молодого прусского государства. В отличие от Наполеона, у Фридриха хватало средств не только на обелиски, но и на монументальное строительство. Свои победы он демонстрировал роскошными дворцами.



Вместе с тем, Сан-Суси — это не просто дом. Название «Сан-Суси» — «без забот» — отражает воззрения Фридриха на вопросы жизни и смерти. Он жил как философ и хотел умереть как философ и быть похороненным как философ — без помпы и торжественных шествий. Ещё до строительства дворца Фридрих распорядился разместить на верхней террасе холма погребальную камеру, где следовало его похоронить (изначально он хотел быть похороненным в Райнсберге). Как-то прогуливаясь по верхней террасе, Фридрих указал своему компаньону на строящуюся погребальную камеру и пояснил: «Только когда я буду здесь, я буду без забот». На дворце была размещена надпись Sans, souci., но впоследствии никто не вспоминал об этом пояснении Фридриха, что позволило интерпретировать её так, что король якобы там собирался жить без забот и отдаваться развлечениям.



Бельведер


Единственными развлечениями, которым предавался в Сан-Суси прусский монарх, были вечерние концерты, на которых он играл партию флейты и для которых подчас сам сочинял музыку (он был достаточно плодотворным композитором — 4 симфонии (в понятии того времени, примерно по 10 минут каждая), 4 концерта для флейты с оркестром, 122 сонаты для флейты и клавесина, несколько маршей) и занятия философией.





Старый Фриц, как его называли в народе, умер 17 августа 1786 года в кресле в своём кабинете во дворце Сан-Суси. В своём завещании он пожелал, чтобы его похоронили в могиле рядом с его любимыми псами.





Сам дворец Сан-Суси представляет собой вытянутое в длину одноэтажное здание, возвышающееся над шестью заросшими розами и фруктовыми деревьями террасами, с высоты которых открывается восхитительный вид.



Замок имеет полукруглую центральную часть с куполом, образующую круглый павильон. Большие окна дворца одновременно являются дверями, через которые, поднявшись всего на две ступеньки, можно из внутренних помещений выйти на террасу.







В XVIII веке в здание дворца Сан-Суси посетители попадали через его северное крыло, внешнее оформление которого выдержано в очень строгом стиле. Боковые флигели дворца в свое время представляли собой одноэтажные кирпичные постройки. На южной стороне они были скрыты деревянными галереями, а в 1918 году деревянную крытую галерею западной части дворца заменили металлической.









Идея гармонии между человеком и окружающей природой нашла своё отражение в расположении и декоративном оформлении дворца Сан-Суси.



















Здесь на лоне природы, наслаждаясь прекрасными видами из окон дворца, прусский король проводил летние месяцы, предаваясь своим увлечениям и художественным наклонностям и занимаясь государственными делами. Ветряная мельница, стоявшая в этой местности на холме ещё до постройки дворца, подчёркивала сельскую идиллию и являлась по мнению Фридриха украшением Сан-Суси.




Здание паровой машины в форме мечети на берегу Хафеля в Потсдаме.

Фридрих Великий вкладывал большие деньги в систему фонтанов парка Сан-Суси, поскольку фонтаны были неотъемлемой частью барочного сада. Однако фонтаны, как и построенный в 1757 году грот Нептуна в восточной части парка, не использовались по своему назначению. У «фонтаньеров», нанятых Фридрихом, не хватало профессиональных знаний, чтобы добиться нужного для парковых фонтанов напора воды.Лишь спустя сто лет эта проблема была решена с помощью силы пара. В октябре 1842 года начала работать построенная Августом Борзигом паровая установка в 81,4 лошадиных силы, заставившая бить «Большой фонтан» у подножия виноградникового холма на высоту 38 м. Специально для этой паровой машины в бухте Хафеля по заказу Фридриха Вильгельма IV Людвигом Персиусом была построена насосная станция в форме турецкой мечети с трубой в форме минарета.



Картинная галерея Сан-Суси — художественный музей в парке Сан-Суси Потсдама. Галерея была построена в 1755—1764 годах при короле Фридрихе Великом. Ещё в 1761 году, до оформления интерьеров галереи Жан-Батист Аржан в письме Фридриху Великому в его военный лагерь восхищался зданием, называя его красивейшим на земле после собора Святого Петра в Риме.



Архитектором здания галереи выступил Иоганн Готфрид Бюринг (нем.)русск.. Галерея располагается восточнее дворца Сан-Суси и считается самым древним из сохранившихся княжеских музейных сооружений в Германии. С западной стороны дворца ансамбль дополняют Новые палаты.


Аллегория географии и философии, украшающая фасад картинной галереи.



аллегории истории и скульптуры.



Аллегория живописи (Фэнтези) и Оптики.



Аллегория астрономии и  искусства рисования-Heymüller (копия Geiht)

Известна легенда о трениях короля с местным мельником. Шум от работающих механизмов ветряка мешал королю и он решил её выкупить, но мельник не давал согласия на это. Король пригрозил, что отнимет её в силу монаршей власти, на что мельник ответил, что если бы в Берлине не было бы королевского суда, то он бы воспринял угрозу всерьёз. Фридрих, который считал справедливое правосудие одной из основ своего государства, удовлетворился точкой зрения мельника и оставил его в покое.



 К главному корпусу дворца с его боковыми флигелями, образующими Дворик почета, и куполом в центральной части примыкаютеще два флигеля — тоже с небольшими куполами. Перед пилястрамии на аттике стоят 292 большие скульптуры из песчаника, созданныена мифологические сюжеты. Кроме них, на здании Нового дворца установлены еще 196 детских фигур и других скульптурных украшений, которые поддерживают его свод.



Грот Нептуна в 2019 году.

Барельефы на фронтоне дворца со стороны сада посвящены мифу о Персее: его рождение, освобождение Андромеды и т. д. Барельефы со стороны Дворика почета изображают историю возникновения Гиппокрены от удара копыта Пегаса, а также Минерву с музами.



  Коллонада



Знаменитые виды на сады в Сан-Суси появились благодаря решению Фридриха Великого разбить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на холмах росли дубы. При «короле-солдате» Фридрихе Вильгельме I деревья вырубили и использовали для укрепления болотистых почв в строящемся Потсдаме. 10 августа 1744 года Фридрих Великий повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.



Но к концу правления Фридриха II все это великолепие находилось в таком запущенном состоянии, что посетители нередко говорили о «захиревшем» Сан-Суси. Однако Фридрих II был не менее тщеславен, чем король Франции Людовик XIV или Петр I.  



Римские купальни  — архитектурный ансамбль в парке Сан-Суси в Потсдаме, созданный в 1828—1840 годах в итальянском стиле. Римские купальни находятся к северо-востоку от дворца Шарлоттенхоф и отражают итальянские пристрастия короля Фридриха Вильгельма IV.







римские термы 

После смерти Фридриха Великого в Пруссии наступила абсолютно новая эпоха, которая нашла отражение и в изменившихся архитектурных формах. Фридрих II игнорировал уже давно ставший популярным и господствовавший в 1770—1830 годах в Европе классицизм. С вступлением на трон Фридриха Вильгельма II классицизм получил распространение в Потсдаме и Берлине.



















По приказу нового короля в Потсдаме были построены Мраморный дворец и Новый сад, а в Сан-Суси преемник Фридриха жил лишь эпизодически до 1790 года. Ещё в год смерти Фридриха в Сан-Суси заменили мебель и отремонтировали кабинет и спальню короля.





Для восстановления былого величия Сан-Суси в Потсдам приглашаются знаменитые зодчие (Айзербек-младший, Петер Йозеф Ленне), и в результате их стараний и усилий парк приобрел современный вид. В эти годы был построен Новый дворец – последнее и самое внушительное сооружение XVIII века в парке Сан-Суси.



Архитекторы И.Г. Бюринг и Х.Л. Мангер составили первые проекты расширенного дворцового комплекса. Сначала предполагалось возвести здание на продолжении малой оси, ведущей от виноградника замка Сан-Суси вдоль реки Хайфель. Однако Семилетняя война помешала осуществлению этого грандиозного плана, а после ее окончания место для строительства Нового дворца было выбрано в западном конце главной аллеи.


     

Реконструкция Сан-Суси была поручена Фридриху Вильгельму фон Эрдмансдорфу. В то время, когда по приказу Фридриха Великого в 1763—1769 годах возводился барочный Новый дворец, дессауский архитектор создавал в Вёрлицском парке дворец, первое классицистское сооружение в Германии. По его проекту в Сан-Суси появились в потсдамских и берлинских дворцах первые интерьеры в стиле классицизма.


                     

Фридрих Вильгельм III  — король Пруссии c 16 ноября 1797. Сын Фридриха Вильгельма II и Фридерики Луизы Гессен-Дармштадтской, внучатый племянник Фридриха II Великого, дед российского императора Александра II.Правивший с 1797 года Фридрих Вильгельм III останавливался в виноградарском дворце лишь от случая к случаю. Его семья проводила летние месяцы во дворце Парец либо на Пфауэнинзель.



1895


Кронпринцесса Сесиллия,1886 год.Государственный архив Германии



Принц Вильгельм !!


 Почти спустя сто лет после того, как был построен дворец Сан-Суси, на прусском троне появился король, убеждённый в божественности своей короны и превосходстве абсолютизма и преклонявшийся перед Фридрихом II. Фридриха Вильгельма IV, прозванного «романтиком на троне», связывали с Фридрихом Великим общие и разнообразные интересы: архитектура и активное участие в художественном творчестве. Через единение со своим почитаемым предком он пытался легитимизировать свои претензии на власть и роль правителя в новой политической обстановке середины XIX века, где он чувствовал себя неуютно. Это было бегство из реальности в мир грёз.


                       

Фридрих Вильгельм IV — король Пруссии с 7 июня 1840 года из династии Гогенцоллернов. Фридрих Вильгельм IV — старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Стрелицкой. Старший брат первого императора объединённой Германии Вильгельма I.



Ещё будучи кронпринцем, Фридрих Вильгельм проявлял большой интерес к замку и парку Сан-Суси, построенным его прадедом. Старший сын Фридриха Вильгельма III и Луизы Мекленбург-Штрелицской ещё в 1832 году попросил разрешения пользоваться дворцом своего предка, хотя для него и его супруги Елизаветы Людовики Баварской был построен дворец Шарлоттенхоф рядом с парком Фридриха.



После вступления на престол в 1840 году, ровно спустя столетие после прихода к власти Фридриха Великого, королевская чета окончательно поселилась в гостевых апартаментах в «божественном Сан-Суси», как его называл Фридрих Вильгельм IV.



Кирха.




 

Саркофаг Фридриха III в мавзолее при Фриденскирхе. Открытка 1900



Сохранившаяся оригинальная обстановка дворца была дополнена мебелью эпохи Фридриха II. Фридрих Вильгельм собирался вернуть прежний вид отремонтированной при Фридрихе Вильгельме II комнате, где умер Фридрих II. Однако этому плану не суждено было реализоваться, поскольку оригинальные эскизы и проекты не сохранились. На своё прежнее место в 1843 году удалось вернуться только креслу, в котором умер Фридрих Великий.



Храм дружбы   — небольшой круглый павильон в западной части парка Сан-Суси в Потсдаме. Построен недалеко от Нового дворца к югу от главной парковой аллеи архитектором Карлом фон Гонтардом по заказу прусского короля Фридриха II в память о его любимой сестре маркграфине Вильгельмине, умершей в 1758 г. Ротонда Храма дружбы является панданом к находящемуся севернее Античному храму. 



Античный храм   — небольшого размера моноптер в западной части парка Сан-Суси в Потсдаме. Построен при Фридрихе Великом по проекту Карла фон Гонтарда для хранения королевской коллекции произведений античного искусства, монет и гемм. Здание было возведено в 1768-1769 годах близ Нового дворца севернее главной аллеи парка как пандан к Храму дружбы. С 1921 года Античный храм выполняет функцию мавзолея для членов дома Гогенцоллернов и закрыт для доступа публики.



Обелиск и портал  в восточной части парка Сан-Суси установлены в 1747 году по заказу короля Фридриха Великого.
Боковые флигели дворца Сан-Суси нуждались в ремонте, для размещения придворных не хватало места, и Фридрих Вильгельм IV поручил Людвигу Персиусу подготовить проект реконструкции Сан-Суси.Руководство строительством на месте возглавил Фердинанд фон Арним. С большим архитектурным чутьём были восстановлены элементы оформления фасада северной стороны, которые по представлению Кнобельсдорфа придавали ему более серьёзный репрезентативный характер по сравнению с более легкомысленным фасадом, обращённым в сад. Новое связывалось со старым с большим чувством стиля.







Stieler, Joseph Karl - Alexander von Humboldt - 1843


После тяжёлой болезни Фридрих Вильгельм IV умер 2 января 1861 года в своём любимом дворце Сан-Суси и был похоронен во Фриденскирхе, возведённой в парке Сан-Суси в 1845—1848 годах. Последней во дворце проживала его вдова Елизавета Людовика. В уединении она проводила здесь лето в течение тринадцати лет.



В феврале 1861 года она писала своему племяннику, Оттону I, находившемуся тогда на греческом престоле: «Я продолжаю тихо жить в том месте, которое он так любил, которое он всегда украшал и где он провёл все последние годы своей жизни… Многочисленные грустные воспоминания о счастливом времени и особенно о его последних страданиях разбили мне сердце. Но я остаюсь. Ничто не поможет мне избежать боли, она остаётся со мной, а тоска вновь приводит меня сюда…». Елизавета Людовика умерла 14 декабря 1873 года и была похоронена рядом с Фридрихом Вильгельмом IV во Фриденскирхе.




  
После смерти последней его обитательницы королевских кровей дворец Сан-Суси был превращён в музей и тем самым стал одним из первых дворцов-музеев в Германии.Благодаря Фридриху Великому и Фридриху Вильгельму IV в XVIII и XIX вв. и их архитекторам, скульпторам, художникам, декораторам и садоводам вокруг виноградниковых террас и венчающего их дворца в Сан-Суси появился комплекс произведений архитектуры и садового искусства. Исторический парк Сан-Суси площадью в 290 га и общей длиной парковых дорожек в 70 км является самым крупным на территории Бранденбургской марки.



После Первой мировой войны и ликвидации монархии виноградарский дворец сначала оставался в собственности Гогенцоллернов, а в 1927 году был доверен попечению созданного 1 апреля того же года Управления государственных музеев и садов. В комплекс Сан-Суси был открыт доступ публики.



После начала бомбардировок Берлина во Вторую мировую войну в 1942 году из соображений безопасности особо ценные предметы искусства из потсдамских и берлинских дворцов были вывезены на хранение в бранденбургский Райнсберг и тюрингский Бернтероде. Здание дворца уцелело в боях за Потсдам в апреле 1945 года, хотя в ходе боёв, проходивших у северной стороны дворца между подъездом к нему и исторической мельницей, сгорела галерея с ветряной мельницей.





Tags: Архитектура, Германия, Дворцы, Искусство, История, Парки, Экстерьер
Subscribe

promo ariananadia март 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments