Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Ансамбль Сан-Суси .Часть 4.

Дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси (Schloss Sanssouci)
Часть 4. Интерьеры старого дворца





Фридрих Великий детально проработал и оформление интерьеров. Художники Иоганн Август Наль, братья Иоганн Михаэль и Иоганн Кристиан Хоппенхаупты, Генрих Вильгельм Шпиндлер и Иоганн Мельхиор Камбли многие из своих произведений в стиле рококо для Сан-Суси создали по эскизам Фридриха Великого.

Фридрих монарх и человек — были два разных человека, что выражалось в том, что как монарх Фридрих строил роскошные дворцы и окружал себя исключительно дорогими вещами (как пример — маленькая деталь, которая не сразу бросается в глаза — цифры цифферблата часов в антикамере в его «квартире» в Новом дворце выложены бриллиантами), поскольку это свидетельствовало о мощи и престиже государства, но как человек при этом довольствовался походной солдатской кроватью, которая резко контрастировала с интерьером роскошной спальни дворца Сан-Суси, или старым военным мундиром с протёртыми от старости дырками и следами нюхательного табака.

Вестибюль 



Центральное место во дворце Сан-Суси занимают вестибюль (северная сторона дворца) и обращённый к саду мраморный зал (южная сторона дворца). В западной части дворца разместились пять гостевых комнат, а в восточной — королевские апартаменты, состоящие из зала аудиенций, концертного зала, кабинета и спальни, библиотеки и длинной галереи на северной стороне.



Вестибюль продолжает сдержанную атмосферу парадного двора с его колоннадой. Стены вестибюля делят десять пар коринфских колонн из белого гипса под мрамор, украшенных позолоченными капителями. Три десюдепорта на вакхические темы на входе напоминают о находящемся рядом винограднике. Позолоченные стукко созданы Георгом Францем Эбенхехом. Строгую элегантность нарушает лишь живописный потолок шведского художника Иоганна Харпера, на котором на небе изображены богиня Флора и её гении, сбрасывающие вниз цветы.







вестибюль




гостевая комната







           

   В основе планировки внутренних помещений дворца лежит схема «двойных апартаментов», разработанная французскими архитекторами. Комнаты располагались двумя рядами, следующими один задругим, а главные помещения имели выход в сад. В своем черновом наброске, переданном архитекторам для исполнения, Фридрих II исходил именно из такого принципа планировки.

Гостевая комната



2=я гостевая комната


С запада к мраморному залу примыкают пять гостевых комнат. Благодаря двум именным комнатам достоверно известно, что привилегией проживания в Сан-Суси пользовались близкое доверенное лицо короля — граф фон Ротенбург, проживавший во дворце вплоть до своей смерти в 1751 году, и философ Вольтер, проживавший здесь летом во время своего пребывания в Потсдаме в 1750—1753 годах. 





Лука Карлеварийс - Причал, смотрящий на Дворец Дожей



Лука Карлеварийс - Площадь Сан-Марко 



Роспись Дворца Дожей (Венеция)



Комната Вольтера



Вольтер, проживавший здесь летом во время своего пребывания в Потсдаме в 1750—1753 годах. 



Здесь «философ из Сан-Суси» мог укрыться в уединении. Обитые кедровыми панелями стены и книжные стеллажи из кедрового дерева придают законченность интерьеру помещения. Гармоничное сочетание коричневого с золотом богато украшенных рокайлей обеспечивает в библиотеке спокойную атмосферу. Использование кедра имело тайный смысл — этим деревом был отделан храм Соломона в Иерусалиме. Храм Соломона был краеугольным понятием для т. н. вольных каменщиков, к числу которых одно время принадлежал король. В свою очередь Соломон был знаменит своею мудростью.



















Комната Вольтера отличается декоративностью оформления. Её второе название — «цветочная комната». Окрашенная в жёлтый цвет деревянная облицовка стен украшена разноцветной деревянной резьбой в виде обезьян, попугаев, журавлей, аистов, фруктов, цветов, цветочных гирлянд работы Иоганна Кристиана Хоппенхаупта Младшего 1752—1753 годов.

Другие гостевые комнаты



Комната Ротенбурга, также не входящая в анфиладу залов. Остальные гостевые комнаты образуют «двойные апартаменты», оборудованные альковом в округлой стене напротив окон.









Зал аудиенций



Зал аудиенций



Соседний с мраморным залом зал аудиенций использовался под столовую. Его облик определяют многочисленные полотна французских художников XVIII в.: Жана-Батиста Патера, Жана-Франсуа де Труа, Пьера-Жака Каза, Луи де Сильвестра, Антуана Ватто. Путто с цветами и книгами на рельефных супрапортах выполнены Фридрихом Кристианом Глуме. На потолочной картине «Зефир увенчивает Флору» придворного художника Антуана Пэна изображены бог ветра и богиня цветов.



Концертный зал





Концертный кабинет дворца в Сан-Суси считается одним из самых красивых помещений эпохи немецкого рококо. Живопись, скульптура, прикладные искусства, представленные здесь, гармонично образуют единое целое. Тематика большинства картин в этом кабинете заимствована из «Метаморфоз» Овидия («Пигмалион и Галатея», «Купающаяся Диана с нимфами», «Пан и нимфа Сиринга»). Все они выполнены придворным живописцем Песне.



В концертном зале наиболее ярко проявляется характерное для рококо изобилие декоративных деталей. Рокайлями украшены стены и потолок и обрамлены настенные зеркала и фрески Антуана Пэна. Деревянная обшивка выполнена скульптором и декоратором Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим.





Рояль работы Готфрида Зильбермана 1746 года и пюпитр для нот Фридриха Великого, выполненный скульптором-декоратором Мельхиором Камбли в 1767 году, красноречиво говорят о назначении помещения. Праздничную атмосферу зала во время королевского концерта точно передаёт картина Адольфа фон Менцеля «Флейтовый концерт в Сан-Суси».                                     

Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея.На заднем плане на софе расположилась любимая сестра Фридриха Великого — Вильгельмина Прусская. 

Фридрих Великий играет на поперечной флейте, ему аккомпанирует Карл Филипп Эммануил Бах, сын Иоганна Себастьяна Баха. Именно в этом помещении 7 мая 1747 года состоялась музыкальная встреча двух гениев — Иоганна Себастьяна Баха и Фридриха Великого. Во время этой встречи король попросил Баха сыграть фугу на тему, которую подготовил лично Фридрих. Бах блестяще сымпровизировал трёхголосную фугу, но для шестиголосной была нужна подготовка. Бах позднее сочинил шестиголосную фугу (т. н. ricercar a 6 voci) и ряд других произведения с использованием «королевской темы» (thema regis), которая потом вылилась в посящение, названное «Музыкальным приношением».


 























Мраморный зал                      


    

   Мраморный зал, имеющий эллиптическую форму, был творением Г. В. фон Кнобельсдорфа.





Овальный мраморный зал с богато украшенным золотом куполом и потолочным окном на его вершине является парадным залом дворца. Образцом для него Фридриху Великому послужил римский Пантеон. Парные колонны и мозаика пола выполнены в этом зале из высококачественного каррарского и силезского мрамора.







Сочетание слов «Пантеон» и «силезский мрамор» являются ключевыми к пониманию идейного смысла этого помещения. Использование силезского мрамора подчёркивало присоединение Силезии в состав Прусского государства. В свою очередь тема римского Пантеона — как храма всех богов, символизировала для Фридриха тему толерантности в государстве. Можно сказать, что купол — это лейтмотив вообще всех фридерицианских построек.



Впервые купол и тему Пантеона мы видим в соборе святой Хедвиги, который был построен в центре Берлина рядом с оперным домом. Прусский двор того времени был кальвинистским, но Силезия как бывшая австрийская провинция — была католической. Фридрих, придерживавшийся мнения, что в его королевстве каждый может спасать свою душу на свой собственный фасон, придерживался толератности (не отрицая существование Бога, Фридрих не отличался какой либо набожностью).



Адольф фон Менцель. Круглый стол в Сан-Суси. 1850. Утеряна при пожаре в 1945.


В центре — Фридрих Великий, слева — Вольтер в окружении ведущих умов Прусской академии наук во дворце Сан-Суси.

В библиотеке хранится около 2100 томов древнегреческой и древнеримской поэзии и исторических трудов на французском языке, а также французской литературы XVII и XVIII вв., в том числе произведения поэта и философа Вольтера. Вопреки распространённому ложному мнению, что «немецкую литературу Фридрих особо не уважал», на самом деле франкоязычное наполнение библиотеки (всех библиотек Фридриха) было обусловлено тем, что король кроме родного немецкого языка (на котором он писал с чудовищными ошибками), прекрасно знал французский язык, любовь к которому привили воспитатели-гугеноты.



Бюст  Карла XII       


Купол был также возведён над новостроящимся Домским собором в Берлине. Библиотека в Райнсберге, Сан-Суси и его кабинет в Берлинском дворце были также круглыми. Куполом увенчаны и Картинная галерея в Сан-Суси и аналогичной внешней конструкцией Новые палаты. Также купол имеет и Новый дворец, не говоря уже о том, что даже проездная арка «Коммун» Нового дворца тоже имеет купол.


 


В двух нишах находятся скульптуры французского скульптора Франсуа Гаспара Адама: Венера Урания, богиня природы и жизни, и Аполлон, бог искусств. Аполлон держит в руках открытую книгу — «О природе вещей» Лукреция. Текст на открытой странице, служащий девизом дворца, звучит:



Совсем другую картину являет собой переоборудованные в 1786 году Фридрихом Вильгельмом фон Эрдмансдорфом кабинет и спальня Фридриха Великого. Здесь господствует прямой и суровый классицизм. Обивка стен из зелёного шёлка с позолоченной резьбой по дереву уступила место опять же зелёной обивке, но уже без декоративной резьбы. Позолоченные потолочные рокайли из гипса были сняты и заменены живописным кругом, вокруг которого сгруппированы знаки зодиака.



  Помещение делится на две части двумя высокими ионическими колоннами на постаментах, которые заменили богато украшенный парапет. В середине XIX в. интерьер был дополнен недостающими элементами мебели фридерицианской эпохи и живописными портретами, а также письменным столом Фридриха и креслом, в котором он умер.









Изначально спальня в Сан-Суси задумывалась как копия спальни из Потсдамского городского дворца с балюстрадой и путти над нею. На сегодняшний день из оригинальной фридерицианской обстановки остался только портал камина. Изображений спальни при жизни Фридриха не сохранилось, однако, при переделке интерьера в конце 18 века много лепных деталей не были окончательно сколоты и при проведённых в 19 веке исследованиях поверхностей стен позволило детально точно восстановить облик спальни во фридерицианский.



Рабочий кабинет и спальня Фридриха II еще в 1786 году — в год смерти короля — были по-новому оформлены для его наследника. Отстарой планировки архитектор Ф.В. фон Эрдманнсдорф оставил лишь камин, и в настоящее время рабочий кабинет оставляет впечатление холодной деловитости, характерной для стиля классицизма: преобладание прямых линий и полное отсутствие каких-либо закруглений.Первоначально в рабочем кабинете и спальне находилась рококо, но потом ее убрали, так как ко времени правления Фридриха Вильгельма II интерес к этому стилю почти пропал. Однако в середине XIX века ее опять сюда вернули.


  


Малая Галерея 


 


         В нишах Малой галереи разместились античные скульптуры, приобретенные в 1742 году в составе коллекции кардинала Полиньяка. Впоследствии собрание этих скульптур было значительно пополнено, в основном это римские бюсты. Среди них особое внимание следует обратить на бронзовый бюст принца Генриха (работа скульптора Худона), а также бюст Фридриха II, созданный в 1787 году с использованием посмертной маски короля.


                 







     



   Библиотека      




Помещение библиотеки является одним из красивейших и гармоничных помещений в стиле роккоко, которые когда либо были созданы. Круглая комната вне анфилады залов практически спрятана в конце королевских апартаментов, а с кабинетом и спальней короля её связывает узкий коридор, что подчёркивает её частный характер.






                                                  

Учитывая интерес Фридриха к античности, Фридрих читал античных авторов по-французски, так как не знал древнегреческого и достаточно плохо знал латынь. Именно наличие качественных переводов на французском языке было главной причиной, что книги Фридриха были все сплошь франкоязычные. Сам Фридрих не интересовался Францией — во время Семилетней войны он с ней воевал, никогда её не посещал (в отличие, от Голландии), практически не коллекционировал французскую живопись (кроме нескольких картин Ватто, купленных в составе коллекции кардинала Полиньяка), оперные либретто писал по-французски, но слушал по-итальянски и под музыку немецких композиторов. Любовь Фридриха к французскому языку носила исключительно потребительский хара       


               


Фридрих держал по библиотеке в каждом своём дворце — Сан-Суси, Потсдам, Новый доворец, Бреслау, Берлин и Шарлоттербург. В каждой библиотеке было совершенно идентичное собрание книг, более того, все они были расставлены идентично. Таким образом, королю требовалось только прибыть в другой свой дворец и взять книгу на том же месте, где она находилась в другом дворце. Была также походная библиотека. Книги отличались лишь монограммой на переплёте, например: V — дворец Сан-Суси (V=Vigne=виноград), S = Новый дворец в Сан-Суси, P = Городской дворец в Потсдаме, B (курсив) = Берлинский городской дворец, B,BR = дворец в Бреслау. Переплёт книг выполнен из козьей кожи коричневого и красного цвета с позолотой, их делали французские и немецкие мастера, тем более, что разницы качества при том усердии в развитии ремёсел в Пруссии при Фридрихе Великом уже не было.


   


  








   В замке Сан-Суси бережно сохраняется комната, в которой останавливался великий французский философ Вольтер, с которым прусский король был дружен и переписывался.


 




источники

 офсайт комплекса Сан-Суси  -http://www.spsg.de/schloesser-gaerten/

Hans-Joachim Giersberg, Hillert Ibbeken: Schloss Sanssouci. Die Sommerresidenz Friedrichs des Großen. Mit Beiträgen von Thomas Blisniewski, Tilo Eggeling, Jürgen Hamel u.a. Nicolai, Berlin 2005. 
Autorenkollektiv unter Hans-Joachim Giersberg, Sanssouci — Schlösser Gärten Kunstwerke, Potsdam-Sanssouci 1979 (7. Auflage) — Bildband
Hans-Joachim Giersberg: Friedrich als Bauherr. Studien zur Architektur des 18. Jahrhunderts in Berlin und Potsdam. Berlin 2001.
Hans-Joachim Kadatz: Georg Wenzeslaus von Knobelsdorff. Baumeister Friedrichs des Großen. Leipzig 1998, hier S. 190—214.
Портреты -Викимедия

Tags: Архитектура, Германия, Дворцы, Искусство, История, интерьер
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Михаил Строй (Mihael Stroj)

    Михаил Строй (Mihael Stroj),1803-1871гг.Австро-венгерский художник словенского происхождения. Луиза Песьякова Юдита…

  • Храм Неба в Пекине.

    Храм Неба в Пекине, сокровище «Дороги духов» В 1368 году в истории Китая начался длительный и противоречивый этап, вошедший…

  • Фотосессия.

    //♔ Автор

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal

  • Михаил Строй (Mihael Stroj)

    Михаил Строй (Mihael Stroj),1803-1871гг.Австро-венгерский художник словенского происхождения. Луиза Песьякова Юдита…

  • Храм Неба в Пекине.

    Храм Неба в Пекине, сокровище «Дороги духов» В 1368 году в истории Китая начался длительный и противоречивый этап, вошедший…

  • Фотосессия.

    //♔ Автор