Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Сергиевка /Петергоф.

Сергиевка (дворцово-парковый ансамбль)Петергофа




Сергиевка  (также Усадьба Лейхтенбергских) — дворцово-парковый ансамбль , располагающийся в Петергофе (Петродворцовый район Санкт-Петербурга) на месте бывшей усадьбы Лейхтенбергских. Дворцово-парковый ансамбль является памятником истории и культуры, памятником архитектуры XIX века федерального значения и входит в состав объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».Парк является памятником природы регионального значения.



В начале XVIII века владельцем этой территории стал сподвижник Петра I Александр Иванович Румянцев, от него усадьба перешла к сыну — фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. По имени уже его сына, Сергея Петровича Румянцева, усадьба стала называться Сергиевкой.



Мария Николаевна (6 (18) августа 1819, Павловск — 9 (21) февраля 1876, Санкт-Петербург) — дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, первая хозяйка Мариинского дворца в Санкт-Петербурге. В браке — герцогиня Лейхтенбергская. Президент Императорской Академии художеств в 1852—1876 годы.

В 1822 году Румянцев продал усадьбу Кириллу Нарышкину, который, по словам В. А. Соллогуба, обзавёлся «помещичьим домом среди разных деревянных павильончиков, где проживали летние гости». После смерти хозяина в 1838 году Нарышкинскую дачу за 560 тысяч рублей приобрёл Николай I. Сергиевка стала загородным домом его дочери Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, а впоследствии их потомков.



Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне 2 октября 1817, Мюнхен — 1 ноября 1852, Санкт-Петербург) — член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств (с 1843) и главноуправляющий Горным институтом (c 1844).



Архитектор Штакеншнейдер, который в Петербурге построил для четы Лейхтенбергских Мариинский дворец, стал также автором их загородного дворца в Сергиевке. Помимо дворца Штакеншнейдер возвёл Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а в 1845—1846 годах православную церковь святой Екатерины.



Дети Марии Николаевны




Портрет княжны Марины Николаевны с детьми. 1849, Кристина Робертсон

Здание храма, как и дворец  было выполнено в популярном в то время  в Европе стиле «неогрек», в духе древних античных построек. Фасады церкви, имевшей лаконичную форму куба и плоскую крышу, украшали пилястры и встроенные в стену с северной и южной стороны барельефы в виде ангелов.Наиболее полная и достоверная  информация о храме содержится  в работах профессора Дмитрия Владимировича Осипова.    


       

«В исторической литературе советского периода её почему-то ошибочно называли «Капеллой».  Это, безусловно, православная церковь, хотя и без каких бы то ни было канонических признаков храма. Прямоугольная в плане с плоской крышей, она была облицована плитами белого итальянского мрамора.




Цоколь церкви был оформлен блоками красного полированного гранита. По фризу шла надпись на древнеславянском языке. По периметру карниза церкви размещались выполненные в технике горельефа головы льва, вола, орла и ангела – раннехристианские символы четырёх евангелистов. Крыша была увенчана фигурой ангела с опущенными крыльями, держащего в руках четырёхконечный крест. Другие восемь фигур ангелов поддерживали архитравы трёх вытянутых прямоугольных окон <…>.



Отличительной особенностью церкви Св. Екатерины в усадьбе «Сергиевка» было то, что здесь впервые в России и в мире скульптурное оформление архитектуры зданий было выполнено в технике гальванопластики, изобретателем которой был известный русский учёный академик Б. С. Якоби.




Восточный фасад - фотография 1867




Восточный фасад - фотография 1870 г., фотограф 

Его ученик – герцог Максимилиан Лейхтенбергский доказал возможность получения полых копий скульптур и в дальнейшем широко использовал гальванопластические копии для скульптурного убранства Исаакиевского собора и дворцово-парковых ансамблей Санкт-Петербурга.



Вышеупомянутые ангелы церкви выполнены по эскизам скульптора И. П. Витали и являлись прототипами (в уменьшенном размере 3:1) девяти из двенадцати ангелов для оформления внутреннего убранства барабана главного купола Исаакиевского собора.  Перед входом в церковь на больших мраморных пьедесталах стояли также гальванопластические статуи евангелистов Иоанна Богослова с орлом и Матфея с ангелом, которые также являлись прототипами (в уменьшенном размере 4:1) для оформления Исаакиевского собора.






Восточный фасад. Фотография 1905 - 1910 г.

Гальванопластическая скульптура церкви загадочно исчезла в конце 1930-х гг. (вероятно, ушла на переплавку). Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны от миномётного обстрела; в послевоенные годы была утрачена мраморная облицовка здания. <…> К сожалению, никаких реальных планов восстановления этого исторического здания пока нет.




Фотография 1864 - 1871 г. (фотограф И.Г.Ностиц)

Ещё одной исторической достопримечательностью церкви Св. Екатерины была семейная реликвия герцогов Лейхтенбергских, великих князей Романовских. На алтаре церкви хранились фуражка и палаш Сергея Максимилиановича князя Романовского, герцога Лейхтенбергского, убитого в Русско-турецкую кампанию под Тырновом (Болгария) 24 августа 1877 г. Это была первая смерть в бою члена семьи Романовых».















(Д. В. Осипов, "Природные и арт-объекты в ландшафте дворцово-паркового ансамбля "Сергиевка", Петергоф" в сборнике "Природные и культурные ресурсы в экосистемах Петергофа", изд-во СПбГУ, СПб, 2016, С. 168-169)



Голова (или Скульптура у источника) — скульптура неизвестного мастера, высеченная в гигантском гранитном валуне и находящаяся на территории бывшей усадьбы Лейхтенбергских в Петергофе. Является объектом культурного наследия федерального значения.



В середине XIX века было продолжено оформление парка. Из огромных гранитных валунов были вырублены скамьи и скульптуры, пополнилась коллекция растительных насаждений. Уникальным памятником является гигантская, высеченная из гранита, «Голова», вызывающая споры искусствоведов и историков.



После революции парк был взят под охрану государства и объявлен в 1921 году памятником природы на основании декрета Совнаркома. Усадьба Лейхтенбергских была передана биолого-почвенному факультету Ленинградского университета. Во дворце и постройках рядом расположился Биологический НИИ Университета.



Во время Великой Отечественной войны усадьба Лейхтенбергских оказалась на линии фронта Ораниенбаумского плацдарма, парк и постройки сильно пострадали. После войны Ленинградским университетом были проведены работы по благоустройству парка, в 1965 году по проекту архитектора В. И. Зейдемана в основном восстановили фасады дворца, после 1969 года по проекту архитектора К. Д. Агаповой велись работы по реставрации парка.




Дворец Лейхтенбергских

Дворец Лейхтенбергских — дворец в стиле позднего классицизма, расположенный на гребне берегового уступа в северо-восточной части парка Сергиевка (западная окраина Петергофа).



Построен архитектором Андреем Штакеншнейдером для дочери Николая I Марии Николаевны и её мужа Максимилиана, герцога Лейхтенбергского, в 1839—1842 годах. Штакеншнейдер также является автором петербургской резиденции Лейхтенберских — Мариинского дворца.




В годы войны здание было сильно разрушено; восстановлено позже.



С советского времени дворец и окружающие постройки заняты Биологическим институтом СПбГУ.




.

При всей кажущейся сложности план дворца тщательно продуман и рационально организован. Отделка стилизована под помпейское искусство. Над лепным и живописным убранством работали мастера И. Табарин, М. Андреев, С. Давыдов, И. Дролингер. Меблировка от братьев Гамбсов утрачена.



На берегу реки находится также Английский домик, в парке капелла (в руинах), чайный домик был разрушен во время войны.




Холл первого этажа






Конференц-зал












Парк






С южной стороны парк начинается у железнодорожной платформы Университет и простирается далее на север до берега Финского залива, на северо-востоке граничит с парком Собственная дача. На территории расположена цепь прудов с мостами и двумя десятками мостов-плотин, от которых в сторону Финского залива вытекает река Кристателька в глубоких оврагах, где сооружены несколько плотин. Перед впадением в залив к северу от пересекающего парк Ораниенбаумского шоссе ручьи сливаются в один поток.




Парк сформирован на месте естественного лесного массива. По оценкам учёных Биологического института СПбГУ в парке зарегистрировали более 250 видов сосудистых растений, 185 видов птиц и 35 млекопитающих. Площадь 120 га.




Верхний пруд

Дренажная система дорожек в парке устроена так, что в самый сильный ливень они всегда остаются сухими.






Огородный пруд












 
















банный дом




английский  домик



























https://www.citywalls.ru/house18483.html/


https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Sergievka


Tags: Архитектура, Искусство, История, Парки, Петергоф
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments