Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Альбрехтсбург(Albrechtsburg)Часть 2.

Замки Германии: Альбрехтсбург(Albrechtsburg)Часть 2.





               


Строительство замка было поручено архитектору Арнольду фон Вестфалену. Он и сотворил чудо-замок, смешавший в себе позднюю готику и Ренессанс. Он первым создал винтовую лестницу и стрельчатые своды, которые до сих пор восхищают посетителей Альбрехтсбурга.
Братья замок не жаловали, и не очень-то им пользовались. 



                             


Альбрэхт Энергичный. Герцог  Саксонии, Губернатор Фрислэнда  и основатель нашего замка.Маркграф Мейсена .


В 1485 году после так, называемого «Лейпцигского раздела» земельных владений княжеского Дома Веттинов между братьями Эрнестом и Альбрехтом, замок в Мейсене остаётся в пользу последнего. Однако сын Альбрехта герцог Георг Бородатый (прозванный так потому, что после смерти жены, совсем перестал бриться)...



Период расцвета замка приходится на время правления курфюста Саксонского и короля Польши Августа Сильного. Т.к. в те времена идеей фикс всего дворянства был поиск чудодейственной формулы, которая превратит простой металл в золото, то всеобщей золотой лихорадке подвергся и Август. Но об этом чуть позже.



Modell im Zustand des 18

При Августе был изобретен знаменитый мейсенский фарфор, в замке сто пятьдесят лет работала мануфактура по производству фарфора. Естественно, такое использование пагубно сказывается на состоянии замка. После того, как для производства построили новое здание, мануфактура покидает эти стены. Обветшалый замок решают восстанавливать. После восстановительных работ, в замке был основан музей, который и по сей день принимает посетителей.



Но Август Сильный мечтал о простом золоте. Для этого он нашел молодого аптекаря-алхимика Иоганна Фридриха Битгера. Именно он и был поселен в замке Альбрехтсбург для поиска жидкости, которая превратит металл в золото. Зал дворца до сих пор украшает огромное полотно, на котором изображен молодой аптекарь со стеклянной колбой в руках. Его вид неряшлив, но взгляд горит фанатичным огнем. Он близок к разрешению главной задачи.



 За владение мейсенским маркграфством вели борьбу германские, польские и чешские феодалы, но к XI веку верх одержали германцы. В это время города еще не было, он состоял всего лишь из замка с военным гарнизоном и резиденций нескольких светских и духовных феодалов. Вся округа по-прежнему была заселена крестьянами, но потом рядом с замком возник рынок, где продавали свои товары заезжие купцы, а со временем вокруг рынка стали селиться и ремесленники .Но в нем нет ничего от готической мистики, готические вертикали замка больше не выражали оторванности от земли, более того — здание подчинено членению по горизонтали, не свойственному готике.



Во время строительства нового замка резиденцией курфюрстов стал Дрезден, а Мейсен быстро превращался в провинциальный городок. Может быть, благодаря этому Альбрехтсбург в последующее время не подвергался переделкам и в почти нетронутом виде сохранился до наших дней. Он высится над Мейсеном на скале на берегу Эльбы.Его башни и шпили, часто окутанные дымкой тумана, видишь задолго до того, как въезжаешь в город. Издали он похож на другие немецкие замки — угрюмые, неприступные крепости, в которых средневековые бароны без труда месяцами выдерживали осаду и откуда частенько совершали набеги на земли соседей.Лишь вблизи можно заметить, что у замка Альбрехтсбург нет ни скрипучих подвесных мостов на толстых железных цепях, ни окованных дубовых ворот, прострелить которые не под силу пушке. В замке открытый изящный парадный вход, вместо узких окон-бойниц — широкие окна с ажурными деревянными переплетами.


   

 Начало XVIII века, казалось, навсегда покончило с пышными приемами и шумными празднествами, прославившими Альбрехтсбург. Сотни мастеровых под бдительным надзором перегородили анфилады замка грубыми деревянными стенами, положили печи, пробили дымоходы, в блистательных прежде залах появились унылые ящики и кадки.






 


  

Когда работы были закончены, в закрытой карете под эскортом роты драгун в замок доставили какого-то человека. Хозяин расположенного на окраине города трактира рассказывал потом, что это был совсем еще юноша — лет девятнадцати, не более .





По городу поползли слухи: в замке поселили алхимика, чтобы он делал курфюрсту золото. Да и ради чего другого стал бы курфюрст превращать свой замок в мастерскую?! В XVIII веке алхимия еще не сделалась областью преданий, и потому в королевских дворцах, резиденциях епископов, замках крупных феодалов и уединенных лабораториях часто трудились люди с безумными глазами.


           


Золото нужно было всем, и алхимики довольно легко находили кров и стол у европейских владык того времени. Алхимиков носили на руках, их берегли так, что практически каждый из них становился узником, за любым шагом которого следила специально приставленная стража. История сохранила имя мейсенского алхимика: Иоганн Фридрих Бётгер, аптекарь, 19 лет…


 


В 1701 году его доставили сначала ко двору курфюрста Августа Сильного в Дрезден, а затем в замок Альбрехтсбург. В одном из залов замка висит большая картина, на которой И.Ф. Бётгер изображен в минуту сосредоточенных размышлений 













Он действительно молод, красив и без придворного парика, который был не нужен среди тиглей и лабораторных посудин. На плечи алхимика наброшена меховая шуба, ведь в просторном каменном замке всегда очень холодно, но рубашка на груди распахнута, чулок на одной ноге спустился, другая нога, похоже, и вовсе не обута.









В перепачканных руках И.Ф. Бётгер держит колбу с золотистой густой жидкостью. Может быть, это и есть та самая тинктура, с помощью которой можно любые металлы превращать в золото? Однако, займись И.Ф. Бётгер поисками, например, философского камня, история вряд ли сохранила бы его имя, ведь так много алхимиков кануло в безвестность. А он обессмертил свое имя тем, что открыл тайну производства фарфора.











Еще со времен раннего Средневековья фарфор попадал в Европу из Китая, но все попытки выведать у китайцев секрет его изготовления заканчивались неудачей. Фарфор стоил в Европе страшно дорого: он был предметом не просто роскоши, а роскоши королевской. Известен, например, случай, когда китайский столовый сервиз выменяли на полк бравых прусских солдат. В Италии и во Франции делались попытки создать свой фарфор, но он ни в какое сравнение не мог идти с китайским.



Иоганн Фридрих Беттгер



     

 

И вот аптекарь И.Ф. Бётгер, изобретатель и экспериментатор, сделал первый фарфор в Европе — настоящий фарфор! Другим «отцом» саксонского фарфора считается известный математик, физик и минеролог Э.В. Чирнгаузен. Вдвоем они установили, что таинственный «петунцзе», который входит в состав необходимого для фарфора каолина, — это полевой шпат. Но годился только тот, что добывался в Скандинавии, а догадаться об этом можно было, только обладая солидными научными знаниями.



 . По соседству, в городе Фрайбурге, находилась старейшая в мире Горная академия, в которой были собраны данные о минералах чуть ли не со всей Европы. В ней в то время работали ученики знаменитого Георга Агриколы, впервые обобщившего опыт горно-металлургического производства и написавшего 12-томный труд «О горном деле и металлургии"






 




   А в Дрездене тогда жили и творили выдающиеся скульпторы, художники и ювелиры, без которых фарфор так бы и остался ценным, но бесформенным керамическим материалом. Художник Г. Герольд открыл немеркнущие краски, позолоту и подглазурную живопись: он был первым и до сих пор остался непревзойденным мастером «мейсенского декора» — художественной росписи по фарфору.




   



                     







       



                 


Так появился на свет саксонский фарфор, и вскоре его марка — два голубых скрещенных меча — стала известна всей Европе. Краски, сделанные 300 лет назад, не потускнели: они такие же яркие и живые, как и на только что созданных вазах, чашках и сервизах, на которых скрестились голубые саксонские мечи.



 Полтораста лет фарфоровая фабрика не выходила за пределы нагорного замка Альбрехстбург, в котором не раз возникали пожары. Только в 1864 году расширившаяся мануфактура была переведена вниз — на окраину Мейсена.



А 36-летний алхимик И.Ф. Бётгер, безнадежно отравленный химикатами и хронически простуженный сквозняками замка Альбрехтсбург, скончался 13 марта 1719 года. Никто не знает, где он похоронен, и под установленным много позже памятником открывателю фарфора никто не лежит.



" Когда Август Сильный открывает в замке первую фарфоровую мануфактуру, которая занимала вплоть до 1863 года все го помещения. Понятно, что такое применение не лучшим образом сказалось на состоянии замка. Поэтому после того как для мануфактуры было построено новое здание, обветшавший замок решают радикально отреставрировать и сделать музеем.




 

Tags: Германия, Замки, Искусство, История, Фарфор
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal