Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Андрей Петрович Рябушкин (1861 - 1904)

Андрей Петрович Рябушкин (1861 - 1904)





  Андрей Петрович Рябушкин - хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (Михаил Васильевич Нестеров).



  Двадцать девятого октября 1861 года в городе Борисоглебске Тамбовской губернии, в Станичной слободе в семье государственного крестьянина Петра Васильевича и Пелагеи Ивановны Рябушкиных родился сын Андрей. Петр Рябушкин был ремесленником, но не простым – он писал иконы и был довольно известен в округе. По традиции своему ремеслу стал учить младшего сына, как и его старшего брата.



  



  Андрей оказался очень способен к рисованию и уже к семи годам с успехом помогал отцу и брату в работе.
Наряду с художественными способностями мальчик оказался одарен и абсолютным музыкальным слухом и красивым голосом. Талант крестьянского сына был замечен руководителем архиерейского хора, и Андрея привлекли к участию в церковных песнопениях. Музыка всецело захватила мальчика, даже свободное время он не проводил праздно, осваивая игру на различных музыкальных инструментах. Репетиции и выступления не оставляли ему много этого самого времени, ведь участие в работе хора оказалось тяжелой работой. Однажды во время исполнения «Херувимской» Андрей, пытаясь взять очень высокую ноту, сорвал голос. Как оказалось, навсегда, с пением пришлось распрощаться.
Тесные контакты в музыкальной среде наложили отпечаток на дальнейшее творчество Андрея Рябушкина, вызвав в мальчике живой интерес к русской культуре и истории.
   Отчаянность ситуации усугубилась тем, что почти одновременно с этим мальчик осиротел. Трудно сказать, как могла сложиться дальнейшая судьба Андрея Рябушкина, если бы художественные способности четырнадцатилетнего юноши не заметил его тезка и земляк - Андрей Харлампиевич Преображенский, тоже художник-иконописец. В один из приездов к родственникам Преображенский решил забрать молодого Рябушкина с собой в Москву, где и определил его на учебу в Училище живописи, ваяния и зодчества (1875-82).





«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» 1880



  После смерти своего учителя, Василия Григорьевича Перова, Андрей Петрович Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90). Работы его неизменно отмечались наградами.





«Возвращение с ярмарки» 1886



Диакон. 1888



"Диакон". 1888





«Пир богатырей у ласкового княза Владимира», 1888



  За дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Андрею Петровичу Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.





«Голгофа (Снятие с креста)». 1890



  Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания.


  Все это интересовало его давно: еще с 1880-х вынужденный все время подрабатывать студент Андрей Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он занимался и позже). История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает Василия Ивановича Сурикова.</p>





«Потешные Петра I в кружале». 1892



  Андрей Петрович поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.







«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате». 1893



   Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.







«Московская улица XVII века в праздничный день». 1895.



  В 1895 художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта.





«Семья купца в XVII веке» 1896.



"Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.





«Русские женщины 17 столетия в церкви» 1899



  Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.





«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». 1901.



  Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)". Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу.



  Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.





"Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века" 1901



  Андрей Петрович Рябушкин и прежде не отличался богатырским здоровьем, а в самом начале двадцатого века вследствие напряженной работы заболел туберкулезом легких и 27 апреля 1904 года скончался в возрасте всего лишь сорока двух лет, полным новых неосуществленных замыслов. Творчество художника стало по праву неотъемлемой частью русской культуры.



artsait.ruart/r/rybushkin/main.htm



 



Около двух тысяч рисунков, иллюстраций и этюдов оставил после себя Андрей Петрович, но цифра могла быть еще внушительнее, если бы художник «не прибе­гал периодически к хорошо испытанному им спое ­ликвидации своих произведений - к сжиганию их.



В жизни Рябушкин, как и многие творческие личности, отличался оригинальностью. Его особенностью было полное пренебрежение бытовыми удобствами, отрицание комфорта.  Для жизни ему подходили абсолютно любые условия. Из всего имущества, помимо самого необходимого, у него было всего несколько книг.



 



Среди последних работ Андрей Петрович Рябушкина есть крошечный символический пейзаж «Новгородская церковь»: одинокий  старинный храм стоит на холме, открытый всем ветрам, а ветхие крестьянские избы, вросшие в землю, почти не видны над горизонтом.




http://www.liveinternet.ru/users/4373400/post341983077/
Tags: Живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рон ди Сценза/Жанровое.(часть-2)

    В любви нет титулов и нет сословий, Отличий нет от внешности, ума... Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. Александр…

  • Что попало , мне не нужно.

    Что попало , мне не нужно СТИХИ НА ВЫХОДНЫЕ Что попало , мне не нужно. Не любил и не люблю. То ли грустно , то ли скучно; То ли выпил, то ли…

  • Шикарные платья.

    Шикарные платья Автор

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments