Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Метеоры

Оригинал взят у krisandr в Метеоры
Затаите дыханье - начинается чудо:
На земле, и на небе, и в душе, и повсюду!
Затаите молчанье - начинается утро,
Словно первая встреча, или давняя будто.

Затаите страданье - начинается праздник,
Ради близких и милых, ради дальних и разных.
Начинается чудо - зарождение света,
Начинается счастье - и не нужно ответа.

И не нужно сомнений - это только минуты...
Начинается радость и кончаются смуты.
И приходит прозренье, - и не нужно вопросов,
Потому что - все ясно: быть счастливым - так просто...
                                                     иеромонах Симон - " Тихие песни уединения"

DSC09546_resize.JPG

Метеоры – это необыкновенное место, уникальное, удивительное, загадочное. Почти в каждой энциклопедии чудес света есть рассказ о Метеорах. Это памятник величию природы и величию человеческого духа. Первые люди, пришедшие сюда, были потрясены увиденным. Они увидели множество скал-исполинов, словно волшебный каменный лес, устремленный в небо. Кажется, само Время хотело что-то сказать, оставляя свои знаки на камнях. Да мы неразумны, пока не можем их понять.

DSC09494_resize.JPG

DSC09485_resize.JPG

DSC09491_resize.JPG

DSC09497_resize.JPG

DSC09499_resize.JPG

DSC09501_resize.JPG

DSC09519_resize.JPG

DSC09521_resize.JPG

DSC09525_resize.JPG

DSC09560_resize.JPG

DSC09563_resize.JPG

DSC09565_resize.JPG

DSC09559_resize.JPG

DSC09577_resize.JPG

DSC09583_resize.jpg

Первые монахи-отшельники селились в нишах скал. Они верили, что это место создано самим Богом для общения с ними. Говорят, что, проживая в скальных пещерах, монахи месяцами не выходили из них, наказывая тем самым свои тела за непослушание или за то, что позволяли своим мыслям вернуться к мирской жизни.
Максимальная высота скал 750 м над уровнем моря.
Нa громадной скале, возвышающейся над городком Каламбака, находится монастырь Святого Стефана, самый богатый из Метеорских монастырей.

20140829_122425_resize.jpg

DSC09484_resize.JPG

DSC09413_resize.JPG

DSC09493_resize.JPG

DSC09476_resize.JPG

DSC09471_resize.JPG

Вход соединен единственным мостом длиной 8 метров с находящимся перед ним холмом "Кукула".

DSC09456_resize.JPG

DSC09452_resize.JPG

DSC09451_resize.JPG

На каменной арке над железной старой входной дверью, ведущей в монастырь, сохранялась вплоть до 1927 года замурованная плита с надписью: "6770 год Иеремия". Эта надпись говорит нам о том, что в 6770 году от Сотворения Мира или в 1192 году от Рождества Христова, отшельник Иеремия жил здесь и, что в тот год первые поселенцы во главе с Иеремией, соорудили здесь несколько келий, цистерну для сбора воды и построили маленькую часовню Святого Стефана.

DSC09425_resize.JPG

DSC09433_resize.JPG

DSC09432_resize.JPG

В эти железные била бьют набат для сбора монахинь на трапезу.

DSC09437_resize.JPG

DSC09440_resize.JPG

DSC09446_resize.JPG

Основание самого монастыря датируется 14 веком. В 1960 монастырь почти опустел. С 1961 года монастырь был преобразован в женский. В нем проживает 31 монахиня. Свет и вода, проведенная в водопроводах с водонапорных башен на горах, появились в монастырях в 60 годы 20 века. С 1789 года Соборный Храм является хранилищем великой святыни – главы мученика святого Харлампия Магнессийского.

DSC09430_resize.jpg

DSC_0851_resize.JPG

DSC_0852_resize.JPG

Со скалы Псаропетра можно спуститься в монастырь св. Варвары.

DSC09580_resize.JPG

DSC09489_resize.JPG

DSC09488_resize.JPG

DSC09507_resize.JPG

DSC09511_resize.JPG

DSC09515_resize.JPG

Это один из хорошо сохранившихся на Метеорах. Фрески 16 века практически не реставрировались.

20140829_115936_resize.jpg

Время его возникновения точно неизвестно. В 14 веке 2 монаха Никодим и Венедикт поднялись на эту скалу, которая уже имела название Русануса. Долгое время это место не было заселено. Новый виток развития начинается с прихода сюда двух монахов в 30 годы 16 века – Максима и Иосафа. Официально именно их считают основателями монастыря. Два брата последовали примеру своих односельчан, Нектария и Феофана, из города Янина, которые начали реорганизацию монастыря св. Варлаама на Метеорах.

DSC09522_resize.JPG

Монастырь св. Варвары изначально был построен в отличном от других Метеорских монастырей стиле. Он представляет собой не группу зданий, как, например, монастырь св. Стефана, а построен в форме лабиринта. Учитывая, что скала стоит под наклоном, фундамент монастыря тщательно подгоняли. В результате мы видим здание, которое как бы вырастает из скалы, и наклон ее не заметен.

DSC09549_resize.JPG

DSC09556_resize.JPG

DSC09530_resize.JPG

Внутри скалы много помещений, которые соединены между собой коридорами. Находясь у входа в монастырь, стоишь буквально у основания купола Соборного Храма. Чтобы попасть в сам Храм, надо спуститься вниз. Пространство скалы не позволяло воздвигнуть сооружение достаточных размеров, поэтому алтарная часть монастыря развернута не на восток, а на северо-запад.
Монастырь опустел, и с1940 по 1960 года здесь жила одна старица, а в 1980 году он был переформирован в женский. Сейчас здесь проживают 15 монахинь. Год тому назад приняли послушницу к 15 монахиням. Одна монахиня 82 лет умирает, и количество монахинь снова стало 15.

DSC09523_resize.JPG

DSC09536_resize.jpg

DSC_0940_resize.JPG

DSC_0904_resize.JPG

Монастырь посвящен Воскресению Спаса, но в большей степени он считается монастырем св. Варвары. Эта святая жила в Сирии и происходила из знатной римской семьи. Она была очень красивой, и желание отца выдать дочь замуж выгодно, оградило ее от внешнего мира. Долгое время она провела в заточении в башне, которую специально для нее построил отец. За это время она уверовала в истинность существования Единого Бога. Впоследствии сблизившись с христианской общиной родного города, она принимает христианство. Когда отец узнает об этом, он приказывает бить свою дочь плетьми, а раны растирать грубой мешковиной. Но все эти муки Варвара вынесла, а отец в приступе гнева обезглавливает ее. Последними словами святой Варвары были: «Отче! Это не ты!» Долгое время мощи святой находились в Константинополе, в 12 веке были вывезены в Киев, тем не менее, частица мощей святой Варвары хранится в Москве и этом монастыре.
Зачем и как монахи поднимались на такую высоту? Первые монахи пришли в 9 веке, первый подъем на скалы зафиксирован в 11 веке, а массовый подъем начался в 14. Это был неспокойный век для Византии. Если сейчас спросить монаха, зачем ваши предшественники поднялись так высоко, он ответит, чтобы быть ближе к Богу и подальше от земных соблазнов. Но монахи в этом отношении немного лукавят. В то время Византия переживает две кровопролитные и опустошительные гражданские войны, которые окончательно подкосили Византийское государство. Столетие существования Византии после гражданских войн – это существование Византии по инерции. Она буквально похоронила сама себя в результате этих войн. Активизировались многочисленные банды удальцов. Монахи не могли не видеть, что происходило на другой стороне Мраморного моря. В 1348 году территория Фессалии была покорена сербским королем Стефаном, а на другой стороне Геллеспонта в Малой Азии постепенно растет «маленькое чудовище» - Османская Империя. Было понятно, что постепенно турки-османы ступят на Балканский полуостров, что и произошло в 1356 году. Понятно, что ни Сербия, ни дряхлая Византия не смогут им противостоять. Поэтому монахи выбирали такие естественно защищенные места и забирались повыше.
Чтобы подняться на такую высоту, нельзя построить леса вокруг скалы, так как Фессалия довольно капризный в отношении погоды регион. Сооружения, которые поднимаются на несколько сот метров при помощи самых примитивных инструментов, не могут быть надежными. Братья-монахи, получив разрешение на основание монастыря, выбирали самого сильного и выносливого монаха для подъема на скалу. Он вооружался двумя парами клиньев, и, перенося эти клинья с уровня на уровень, дырявя скалу по ходу подъема, он поднимался наверх при помощи страховочных веревок. Фактически, ему приходилось нести с собой еще от 50 кг веревок. Добравшись до вершины, он поднимал всех остальных монахов. Первое, что они делали – вырубали колодец, потому что самое необходимое на такой высоте, это вода. Также закладывали Соборный Храм монастыря. Так, в период со второй половины 14 века до 18 века (время расцвета Метеор), здесь образовались 24 монастыря.
Фрески монастыря были исполнены в 30 годы 16 века неизвестным иконописцем. Человек он был верующий и «правильный» и не хотел, чтобы его имя было упомянуто всуе. Фрески относятся к Критской школе иконописи.

Rousanu15.jpg

Rousanu16.jpg

Rousanu18.jpg

Rousanu31.jpg

Мучения святых (фреска притвора кафоликона).jpg

Надпись на западной стене основного храма:
+ICTOPIΘΗ ΠANCEΠΤΟΣ Κ(ΑΙ) ΘΕIOΣ OYTOΣ NAOΣ, ΤΟΥ K(YPIOY) KAI C(ΩΤΗ)P(O)Σ HMΩN I(HCO)Y X(PIΣTO)Y THC METAMOPΦΩΣEΩΣ / ΔIA CYNΔPOMHΣ KOΠOY KAI ΕΞΟΔOY TOY OCIΩTATOY EN IEPOMONAXOIΣ KAI HΓOYMENOY THC CEBACMIAΣ / AYTHC MONHΣ KYPOY APΣENIOY • EΠI ETOYC ZώΞΘώ (1560) MHNI NOEMBPIΩ KIN(ΔIKTIΩN)OC ΔHC.
«Возведён этот божественный и почитаемый храм в честь Преображения Христа усилиями и на средства Преосвященства иеромонаха и игумена этого монастыря Святого Арсения в ноябре 1560 года».
Многие монастыри пострадали от обстрелов Второй Мировой войны. Итальянские бомбардировщики громили Каламбаку. Но еще больший вред нанесли коммунисты, которые во время гражданской войны мародерничали и выносили ценности, в том числе, резной иконостас, который заменили на новый. Сохранился апостольский ряд, царские врата и крест 16 века.
В 1020 году фиксируется первый случай, когда монахи поднимаются на скалы. Монах Андроник с острова Крит с 14 монахами приходит сюда, поднимается на утес Преображения и основывает небольшой скит и несколько келий. Пик развития монастырей приходится на 14 век, когда монах Афанасий в 1344 году приходит сюда и основывает Великие Метеоры – монастырь Преображения Господня.

DSC09517_resize.JPG

DSC09529_resize.JPG

DSC09524_resize.JPG

DSC09552_resize.JPG

Он построен на высокой скале, высота которой достигает 613 метров. Ступеньки, ведущие к монастырю, появились достаточно недавно, в 20 годы прошлого века. А до этого подъем и спуск осуществлялся при помощи лебедочных механизмов, веревочных лестниц и мешков.

0b21256199d2fc90c66d6abf7ce2dc7e_resize.jpg

Метеоры, значит «парящие между небом и землей». Название этим скалам дал монах Афанасий. Трудно представить, сколько упорства и тяжкого труда потребовалось от монахов, решившись здесь построить монастыри на отвесных скалах. Сегодня здесь проживают 10 монахов.

DSC09541_resize.JPG

Монастырь святой Троицы основан в 15 веке. Строили его 70 лет. Живет в нем единственный поселенец – наставник монастыря. Из-за живописного расположения монастыря его изображение размещают на всех открытках и рекламных постерах Метеор. В 1981 году скала монастыря стала съемочной площадкой фильма «Только для ваших глаз». И Шон Конери в роли Джеймса Бонда делает пируэты на фоне этой скалы.

1392557949.jpg

Скала Святого Духа использовалась для заточения монахов за нарушения монашеского устава.

DSC09550_resize.JPG

В 1348 году Стефан Душан приказал воздвигнуть железный крест, который долгое время стоял на скале. Затем упал в 30 годы. Во время аэрофотосъемки был найден в 1970 году, и сейчас находится в монастыре Варлаам. В нем проживает 7 монахов.

article1356_resize.jpg

Монастырь св. Николая Анаповса.

DSC09542_resize.JPG

DSC09544_resize.JPG

DSC09576_resize.JPG

Небольшая часовенка святого Георгия на выступе скалы. Некогда здесь находился монастырь. В день святого Георгия местные жители и отчаянные туристы взбираются на эту скалу и повязывают разноцветные платочки и ленточки с различными пожеланиями.

mon_in_skala_resize.jpg

DSC09584_resize.JPG

DSC09586_resize.JPG

DSC09573_resize.JPG

Маленькое село Кастраки (маленькая крепость) было заселено уже в 17 веке у подножия Метеор, а название свое получило от названия крепости 14 века. Сам император Византии приказал построить ее. Сейчас мало что осталось от крепости, население села составляет 1200 человек. В основном они занимаются обслуживанием туристов и паломников.

42092673_resize.jpg

Крупных скал Метеор насчитывается 16, а малых более 1000. Эта маленькая скала имеет много названий: Палец Адама, Тещин язык, а также и нецензурные трактовки, потому что, даже гиды видят в ней далеко не палец Адама.

mesochori-3_resize.jpg

Этот аскитерий готовят к заселению.

DSC09591_resize.JPG

Из 24 монастырей осталось 6 функционирующих: два – женских и 4 – мужских.
Подъем в монастыри до 60 года осуществлялся при помощи лебедки. Ее вращали четверо монахов. На конце каната крепилась специальная сеточка (врезони), в которую садился посетитель монастыря.

setka_1_resize.jpg

Если погодные условия менялись, такой подъем мог затянуться до 30 минут. Человек оставался подвешенным между жизнью и смертью, оставленным на волю Божью. Адреналина после удачного подъема хватало на целый год.

405eefae638f.jpg

Когда человек чувствовал, наконец, под ногами какую-то твердь, первым делом он падал ниц перед иконой, чтобы воздать хвалу Богу за то, что все обошлось благополучно, ибо 200 человек упали и сорвались при подъеме. Такую смерть местные жители считали «доброй», так как душа отправлялась в рай и ему прощались все грехи. С такой догмой не были согласны монахи, видя несоответствие понятий о грехе и воздаянии за него.
В 18 веке Григорович Барский, русский монах, паломник, который путешествовал по этой территории в 30 годы, попросил монахов поднять его в монастырь. Ему предложили 2 варианта – сеточку и веревочную лестницу, которая держалась на «честном слове». Он выбрал сетку. Когда в монастыре он пал ниц и помолился, вдруг увидел, что веревка почти совсем перетерлась. Тогда он спросил у монахов, меняют ли они веревку? Монахи с греческой невозмутимостью ответили: «Когда рвется, тогда и меняем».
Современные Метеоры – это, в большей степени, туристические объекты, но святость их никто не отменял. Хозяйство монастырей тоже несколько другое. Поблизости от Метеор располагаются плантации оливок, винограда, огородных культур, пасеки. Хотя большой надобности в этом нет, но хозяйства монастырей продолжают развиваться.

0b21a7d6f5a2813a1fb029a630d9c726_resize.jpg

В древности существовали киновии (смешанные монашеские общины, состоявшие из мужчин и женщин). Не все могли выдержать кануны послушания, и разврат явился естественным следствием того, что происходило в монастырях подобного строя. Поэтому их запретили еще в 5 веке нашей эры в Византии. Остались мужские и женские монастыри. Самые первые обители появились на восточных землях Византийской Империи – пустыни Египта, Сирии, Палестины, Месопотамские владения Византийской Империи, северо-западная Африка. Арабские завоевания в 30 годы 7 века нашей эры привели к тому, что начинается отток монахов из-за желания жить среди единоверцев. Именно так в начале 8 века появились первые поселения на Афоне, а в 9 веке – на Метеорах. Византийские государи одаривали монастыри большими суммами денег и огромными территориями. Подворья монастыря могли находиться за сотни километров от него. Изготовлением оливкового масла и вина занимались практически все монахи. Так же существовали ремесленные и золототканые мастерские. Благодаря труду средневековых переписчиков рукописных книг, до нас дошел весь кладезь античной мудрости. За счет реализации собственной продукции монастыри богатели. В средние века фактически каждый монастырь являлся автономной территорией, которая в любой ситуации могла себя прокормить. С приходом турок-османов ситуация изменилась(1383-1391г). Земли монастырей отчуждались в пользу османского государства, виноградники вырубались, в 1568 г. было конфисковано все недвижимое имущество монастыря Варлаам. Но на том запасе прочности, что удалось накопить за 50 лет сербского правления, монастыри пережили период османского владычества. Упадок монастырей начинается в 18 веке, а в начале 20 века наступает его пик. Только в 60 годы монастыри начинают возрождаться. Сейчас монастыри Метеор живут по уставу, схожему с Афонским. Все монахи не употребляют в пищу мясо. Овощные супы и запеканки готовят на всю монашескую братию. Рыбу и морепродукты употребляют только по очень большим религиозным праздникам. Монашеская пища – это безвкусная еда с минимум специй и соли. Она не должна вызывать удовольствия, так как вкусовое наслаждение тоже исключено. Именно поэтому монахи за едой не желают друг другу приятного аппетита, а говорят: «Ангела за трапезой», ответ на это: «Незримо предстоит», а монашеская шутка на эту тему: «Самим не хватает, еще и с ангелом делиться». Трапезная в монастыре – это второе по значимости место после Соборного Храма. Утром и вечером по призыву монаха, который бьет в набат, ударяя в железное било, монашеская братия собирается на трапезу. По знаку настоятеля монастыря трапеза начинается, по его же знаку – заканчивается. Во время утренней и вечерней трапезы назначается пономарь, который читает молитвы, пока братия трапезничает. В монастырях, где действует наиболее жесткий устав, пономарь оказывается единственным из монахов, кому этот прием пищи «не улыбнулся». В некоторых монастырях пономарю оставляют несколько минут, чтобы он второпях перекусил и не ходил голодным. По ранним уставам монастырей пономарь должен был смириться, остаться голодным и терпеть до следующего приема пищи.
Сейчас пик развития монашеских государств остался позади, приток монахов в Метеорские монастыри значительно уменьшился. В 11-12 веках на Афоне действовало 300 больших и малых монастырей, проживало 50 тысяч монахов. На Метеорах в пик развития проживало от 35 до 70 монахов в каждом монастыре в зависимости от размера монастыря.
В монастырях Афона и Метеор принят обряд временного погребения монахов. Когда монах покидает этот мир, его тело погребают на 3 года. Далее останки тщательно осматривают. Если остатки плоти и признаки гнилости отсутствуют, а кости медового цвета, это значит, что человек был праведным, искупил свои грехи во время своей земной жизни и находится уже в Царствии Небесном. Если остались проблемные участки, то останки закапывают еще на 3 года. Братия монастыря молится более истово за монаха, чья жизнь была не столь праведна. Через 3 года проводят новую эксгумацию, обмывают косточки в красном вине, если проблемные участки исчезли, и складывают их в костяницу. Каждый череп подписывают: дата смерти, имя.

IMG_2303_resize.JPG

Надпись в костехранилище: «Запомни, брат! Мы были такими, как вы, а вы будете такими, как мы!»
Если кости после двухлетнего периода погребения не очистились, то на Афоне их надо кинуть в море. Таких случаев там не было ни разу. А в сухопутных монастырях кости следует закопать перед входом в храм, чтобы каждый, кто проходил, наступал на могилу грешного монаха.
Это место удивительное. Здесь душа замирает и стремится ввысь, кажется, что дух человека и вправду велик. А внизу лежит безмятежная Фессалийская долина, и ловишь себя на мысли, что отсюда совершенно не хочется спускаться вниз, поэтому строки Саши Черного очень точно выражают такое состояние: « Жить на вершине горной, писать простые сонеты и брать у людей с дола хлеб, вино и котлеты».

b18a5612f3d0_resize.jpg

Tags: Путешествия
Subscribe

  • Русская парфюмерия XIX - XX века. Часть 1.

    Русская парфюмерия XIX - XX века. Часть 1…

  • МАКС ФАКТОР.

    Как косметолог из Рязани получил звезду на Голливудском бульваре: МАКС ФАКТОР. История знаменитого американского бренда начиналась в конце XIX…

  • Рубин.

    Храни меня мой талисман! Рубин. В подарок всем рожденным в марте - рассказ об их талисмане. И это прекрасный рубин, символ отваги, любви, власти…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments