Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Святая Елизавета Федоровна (01.11.1864-18.07.1918) - Белый Ангел Москвы.

Святая Елизавета Федоровна (01.11.1864-18.07.1918) - Белый Ангел Москвы. (часть-2: Марфо-Мариинская обитель.)




 








Прекрасная душой Елизавета

Все заповеди Нового Завета

Исполнила…

И святости пути, как радуги цвета,

В ее духовном подвиге сияли…









С момента Кончины супруга Елизавета Феодоровна не снимала траур, стала держать строгий пост, много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью.





Вся роскошная мебель была вынесена, стены перекрашены в белый цвет, на них находились только иконы и картины духовного содержания. Ни на каких светских приемах она не появлялась. Бывала только в храме на бракосочетаниях или крестинах родственников и друзей и сразу уходила домой или по делам. Теперь ее ничто не связывало со светской жизнью.







Оставлены блестящий мир и слава,

А драгоценности - для храма Покрова.

В мир обездоленных вступила

Великая княгиня и вдова.

И как Христос, бедна Елизавета.

По-ангельски возвышенна, чиста -

В обители сокрыта красота.






Она собрала все свои драгоценности, часть отдала в казну, часть - родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители Милосердия. На Большой Ордынке в Москве Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом, где расположилась основанная ею в 1909 Марфо-Мариинская Обитель Милосердия (это не был монастырь в точном смысле слова, устав обители позволял сестрам при определенных условиях выйти из нее, сестры обители занимались благотворительной и медицинской работой).












Этюды для сюжета фрески "Христос у Марфы и Марии" Нестеров пишет в Италии и сохраняет в росписи импрессионистическую многоцветность. 




Сюжет этой росписи достоин подробного описания, ведь Марфо-Мариинская обитель носит имя двух сестер, принимавших у себя Иисуса: 





МАРФА ВИФАНСКАЯ



Селение Вифания расположено недалеко от Иерусалима. Здесь приняла Его женщина, именем Марфа, у которой был брат Лазарь и сестра Мария. В доме Лазаря Иисус дал наставления о том, что забота о спасении души выше всех других забот. Поводом к этому послужил прием, сделанный Ему сестрами Лазаря. Обе они с одинаковою радостью встретили Его, но различно выразили свою радость. Мария села у ног Спасителя и слушала Его учение. Марфа же тем временем заботилась и усиленно хлопотала о большом угощении Его. Марфа подошла к Спасителю и сказала: "Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне". Иисус сказал ей в ответ: "Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее".













М.Нестеров "Дева Мария". Роспись пилона Покровского собора в Марфо-Мариинской обители





Покров Богородицы. Нестеров Михаил Васильевич. 1911 г. Роспись конхи абсиды церкви Покрова Богородицы Марфо-Мариинской обители





Белый ангел Москвы . Марфо-Мариинская обитель.



[iflash=607,360,http://vk.com/video_ext.php?oid=109667327&id=170299658&hash=854c1f8b658d1a87&hd=1]



9 (22) апреля 1910 года в церкви святых Марфы и Марии епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия семнадцать сестер обители во главе с Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Во время торжественной службы епископ Трифон, обращаясь к уже облаченной в одеяние крестовой сестры милосердия Великой Княгине, сказал пророческие слова: "Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его".





Знаменательно посвящение созданной обители святым женам-мироносицам Марфе и Марии. Обитель должна была стать как бы домом святого Лазаря - Друга Божия, домом, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы - служение Господу через ближнего своего.



Первый храм обители (больничный) был освящен епископом Трифоном 9 (21) сентября 1909 г. (в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) во имя святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Второй храм, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен в 1911 году (архитектор А. В. Щусев, росписи М. В. Нестерова). Построенный по образцам новгородско-псковского зодчества, он сохранял теплоту и уют небольших приходских церквей, но, тем не менее, был рассчитан на присутствие более тысячи молящихся.



М. В. Нестеров сказал об этом храме: "Храм Покрова - лучший из современных сооружений Москвы, могущий при иных условиях иметь, помимо прямого назначения для прихода, назначение художественно - воспитательное для всей Москвы". В 1914 году под храмом была устроена церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и Всех святых, которую настоятельница предполагала сделать местом своего упокоения. Роспись усыпальницы сделал П. Д. Корин, ученик М. В. Нестерова.




В самом большом, двухэтажном доме расположились трапезная для сестер, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения, во втором - церковь и больница, рядом - аптека и амбулатория для приходящих больных, в четвертом доме находилась квартира для священника - духовника обители, классы школы для девочек приюта и библиотека.





Елизавета Фёдоровна в одежде сестры Марфо-Мариинской обители



Елизавета Фёдоровна была сторонницей возрождения чина диаконисс — служительниц церкви первых веков, которые в первые века христианства поставлялись через рукоположение, участвовали в совершении Литургии, примерно в той роли, в какой сейчас служат иподиаконы, занимались катехизацией женщин, помогали при крещении женщин, служили больным. Получила поддержку большинства членов Святейшего Синода в вопросе о присвоении этого звания сёстрам обители, однако, в соответствии с мнением Николая II, решение так и не было принято.





Николай II и императрица Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадт) посещения великой княгини Елизаветы Федоровна (Элизабет Гессен-Дармштадт) в Марфо-Мариинской обители в Москве.



При создании обители был использован как русский православный, так и европейский опыт. Сёстры, жившие в обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определённого срока могли уйти из обители, создать семью и быть свободными от данных прежде обетов. Сёстры получали в обители серьёзную психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Им читали лекции лучшие врачи Москвы, беседы с ними проводили духовник обители о. Митрофан Сребрянский (позднее архимандрит Сергий; канонизирован Русской православной церковью)







Духовник Марфо-Мариинской обители архим. Сергий Серебрянский



и второй священник обители о. Евгений Синадский. (фото нет)





Святая княгиня Елизавета Феодоровна

[iflash=640,480,http://www.youtube.com/embed/40YR61SOSto]





По плану Елизаветы Фёдоровны, обитель должна была оказывать комплексную, духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым часто не просто давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сёстры уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы и т. д.), отдать детей в приют, где им давали образование, хороший уход и профессию.





Великая княгиня Елизавета Федоровна (Elisabeth Гессен-Дармштадт) и ее сестра Виктория, принцесса Баттенберг. 1912 год





Великая княгиня Елизавета Федоровна с сестрами и врачом обители, 1908 год



В обители были созданы больница, отличная амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и ещё множество учреждений. В Покровском храме обители проходили просветительские лекции и беседы, заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.





Поселившись в обители, Елизавета Фёдоровна вела подвижническую жизнь: ночами ухаживая за тяжелобольными или читая Псалтирь над умершими, а днём трудилась, наряду со своими сёстрами, обходя беднейшие кварталы, сама посещала Хитров рынок — самое криминогенное место тогдашней Москвы, вызволяя оттуда малолетних детей. Там её очень уважали за достоинство, с которым она держалась, и полное отсутствие превозношения над обитателями трущоб.









С Хитровки возвращаясь, из трущоб,

Преодолев усталость и озноб,

В обители, с сердечной болью,

Надеждой, милостью, любовью,

С великой материнской скорбью

Молилась за убогих и несчастных ,

Потерянных , во тьме блуждавших...

До обращения к Христовой вере

В жестокой ярости и гневе

За мужа мстила, не щадя врага,

Равноапостольная Ольга…

Исполнив заповедь Христа,

Простила много лет спустя,

Убийцу мужа новая святая…





Великая Княгиня Елизавета Федоровна с детьми ее брата - Великого Герцога Эрнст Людвига Дармштадтского в Хеммельмарке. Германия 1913г.



Поддерживала отношения с рядом известных старцев того времени: схиархимандритом Гавриилом (Зыряновым) (Елеазарова пустынь), схиигуменом Германом (Гомзиным) и иеросхимонахом Алексием (Соловьёвым) (старцы Зосимовой пустыни). Монашеский постриг Елизавета Фёдоровна не принимала.





Великая княгиня Елизавета Федоровна (Elisabeth Гессен-Дармштадт) на вокзале Архангельской возле императорского поезда



Во время Первой мировой войны активно заботилась о помощи русской армии, в том числе раненым солдатам. Тогда же она старалась помочь военнопленным, которыми были переполнены госпитали и, в результате, была обвинена в пособничестве немцам. Резко негативно относилась к Григорию Распутину, хотя ни разу с ним не встречалась. Убийство Распутина расценила как «патриотический акт».





Николай II, императрица Александра Федоровна (Алиса Гессен-Дармштадт), их дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия; и великая княгиня Елизавета Федоровна (Elisabethe Гессен-Дармштадт) за пределами военного госпиталя в 1914 году



Елизавета Фёдоровна состояла почётным членом в берлинском православном Свято-Князь-Владимирском братстве. В 1910 она вместе с императрицей Александрой Фёдоровной взяла под своё покровительство братский храм в Бад-Наугейме (Германия). 





Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.





В ее письмах того времени есть следующие слова: "Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя".



Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.





Праведница



Свершая милосердия дела,

Как мироносицы, Христу служила:

Всем страждущим благотворила;

Заботлива, мудра и терпелива -

И Матушкой Великой названа.

Украсила собой Москву, народ

И свой державный царствующий род.





 Прощание Елизаветы Фёдоровны с сестрами Марфо - Мариинской обители (Елена Поминова)





Ново-Тихвинский монастырь, где накануне гибели содержалась Елизавета Фёдоровна



Елизавета Федоровна отказалась покинуть Россию после прихода к власти большевиков. Весной 1918 года она была заключена под стражу и выслана из Москвы в Пермь. В мае 1918 года её вместе с другими представителями дома Романовых перевезли в Екатеринбург и разместили в гостинице «Атамановские номера» (в настоящее время в здании расположено управление ФСБ и ГУВД по Свердловской области, современный адрес — перекрёсток улиц Ленина и Вайнера), а затем, через два месяца, отправили в город Алапаевск. Не теряла присутствие духа, в письмах наставляла оставшихся сестёр, завещая им хранить любовь к Богу и ближним. Вместе с ней находилась сестра из Марфо-Мариинской обители Варвара Яковлева. В Алапаевске Елизавета Фёдоровна находилась в заточении в здании Напольной школы.





До сих пор возле этой школы растёт яблоня, по преданию, посаженная Великой княгиней (12 путешествий по Среднему Уралу, 2008).





Мученица



Когда Россия предала Царя -

Пренебрегла возможностью побега.

И Господа за все благодаря,

Для подвига готовила себя.

Предвидев свою участь, знала:

Тому, кто выбрал путь Христа,

Не избежать страданий и креста.

Мучительной была ее кончина

От боли, жажды, голода и ран.

И укрепляемая высшей силой,

Святая страстотерпица молилась

За убивающих ее людей -

Простив мучителей и палачей,

Как неразумных, заблудившихся детей.

И с Херувимской от земной юдоли

Душа, уже не ощущая боли,

С бесчувственной землей прощаясь,

Взлетела - в вечность возвращаясь…

И горьким отзывается укором

Предсмертный кроткий взгляд

И благородный лик ее иконы.

На гору Вознесения Христа

Путем скорбей и мук взошла

Святая мученица Елизавета…

Благоухает Елеонская гора

Жасмина запахом и меда;

И белых лилий аромат

Ласкает Гефсиманский сад.





Глазунова В.И. Великомученица Елизавета Федоровна. Дипломная работа. 1997





Убиение преподобномученицы Елисаветы и ихже с нею



В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня Елизавета Фёдоровна была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска.





Преподобномученица,Великая Княгиня,Елизавета Федоровна - Семчук Володимир



 



Вместе с ней погибли:



 



Великий князь Сергей Михайлович;







князь Иоанн Константинович;



 







князь Константин Константинович (младший);



 







князь Игорь Константинович;



 







князь Владимир Павлович Палей;



 







Фёдор Семёнович Ремез  (нет фото), управляющий делами великого князя Сергея Михайловича;





сестра Марфо-Мариинской обители Варвара (Яковлева).



 





Все они, кроме застреленного великого князя Сергея Михайловича, были сброшены в шахту живыми. Когда тела были извлечены из шахты, то было обнаружено, что некоторые жертвы жили и после падения, умирая от голода и ран. При этом рана князя Иоанна, упавшего на уступ шахты возле великой княгини Елизаветы Фёдоровны, была перевязана частью её апостольника. Окрестные крестьяне рассказывали, что несколько дней из шахты доносилось пение молитв.



31 октября 1918 года Белая Армия заняла Алапаевск. Останки убитых извлекли из шахты, положили в гробы и поставили на отпевание в кладбищенской церкви города. Однако с наступлением Красной Армии тела несколько раз перевозили дальше на Восток. В апреле 1920 года в Пекине их встречал начальник Русской духовной миссии, архиепископ Иннокентий (Фигуровский). Оттуда два гроба — великой княгини Елизаветы и сестры Варвары — были перевезены в Шанхай и затем пароходом в Порт-Саид. Наконец гробы прибыли в Иерусалим. Погребение в январе 1921 под храмом равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании совершил Иерусалимский Патриарх Дамиан.

Так было исполнено желание самой великой княгини Елизаветы быть похороненной на Святой земле, выраженное ею во время паломничества в 1888.





В 1992 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви великая княгиня Елизавета и сестра Варвара причислены к лику святых и включены в Собор новомучеников и исповедников Российских (ранее, в 1981 году, они были канонизированы Русской Православной Церковью Заграницей).



В 2004—2005 мощи новомучениц находились в России, странах СНГ и Балтии, где им поклонились более 7 млн человек. По словам Патриарха Алексия II, «длинные очереди верующих к мощам святых новомучениц — это ещё один символ покаяния России за грехи лихолетья, возвращения страны на исконный исторический путь». Затем мощи были возвращены в Иерусалим.







Русский храм святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме и рака с мощами преподобномученицы Елисаветы







Памятник этой милосердной и добродетельной женщине поставлен более, чем через 70 лет после ее мученической гибели. Елизавета Федоровна, будучи членом императорской семьи, отличалась редкой набожностью и милосердием. А после смерти мужа, погибшего в результате теракта эсеров, полностью посвятила себя служению Богу и оказанием помощи страждующим. Скульптур изобразил княгиню в монашеской одежде. Открыт в августе 1990 года во дворе Марфо-Мариинской обители. Скульптор В. М. Клыков.





Великая княгиня Елизавета Федоровна. Скульптура. Вестминстерское аббатство, Лондон





Романовы: Княгиня Елизавета Федоровна (1992)

[iflash=607,360,http://vk.com/video_ext.php?oid=109667327&id=170289104&hash=6331efaf36bfc8ce&hd=1]







Народный голос не случайно еще при жизни нарек Великую Княгиню святой, ибо она была живой свидетельницей вечности в нашем мире, в нашей земной Отчизне. Она перешла в православие в Лазареву субботу - и это пророчески указывало на ее последующий путь.





Все мы помним, что вслед за Лазаревой субботой следует Вход Господа в Иерусалим и начинается Страстная неделя. Так и в жизни Елизаветы Федоровны вместе со скорбями и утратами была и великая радость - создание обители Милосердия - дома Лазаря, была всеобщая любовь народа, которому она служила. Но вслед за тем последовали Страстная неделя и Голгофа. Она приняла Голгофу с молитвой о своих распинателях, до последнего мгновения исполняя то, что заповедал Сам Господь.





Вспомним, что в последнем своем письме сестрам Марфо-Мариинской обители настоятельница молится о своих "детках" преподобной Евфросинии Полоцкой, мощи которой некогда находились в Иерусалиме. Не случайно обращается настоятельница к первой "русской матушке," ибо она стала достойной продолжательницей подвига духовного материнства, завещанного преподобной. Мощи преподобной Евфросинии Полоцкой почивали в Иерусалиме и были увезены в Россию, а через семь с половиной столетий останки преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, вывезенные из России, упокоились на Святой Земле. Ныне почивают они в храме святой мироносицы Марии Магдалины, венчающем гору Елеонскую, откуда воскресший Христос вознесся во славе, чтобы воссесть одесную Бога Отца. Храм этот и мощи святых Елизаветы и Варвары духовно соединяют Святую Землю с Русской землей.





И если когда-нибудь воскреснет свободная православная Россия - Держава Божией Матери, то святые мощи великой настоятельницы обители в честь святых жен мироносиц Марфы и Марии, быть может, перенесут (как некогда мощи преподобной Евфросинии Полоцкой) в страну, за которую отдала она свою жизнь. Тогда усыпальница, приготовленная Великой Княгиней для себя в Марфо-Мариинской обители примет уже прославленную во святых настоятельницу под покров Самой Пречистой Матери Господа. И, может быть, мы доживем до того момента, когда в основанной ею обители будет стоять храм во имя святой преподобномученицы Елисаветы.





 



Молитва ко Святым Преподобномученицам Великой Княгине Елисавете и Инокине Варваре.



 


О святыя новомученицы Российския, Великая Княгине Елисавето и сестро ея крестовая, пречестная инокине Варваро, купно путь свой во мнозех муках скончавшия, Евангельския заповеди делом во обители Милосердия совершившия, веры ради Православныя подвизающися до смерти в последняя времена сия, и добрый плод в терпении страстей Христу принесшия! Молитеся Ему, яко Победителю смерти, да утвердит Церковь Русскую Православную и Отечество наше, кровию и страданьми новомучеников искупленныя, и не даст в расхищение врагом России достояния нашего. Се бо лукавый враг вооружися на ны, хотя нас погубити в междоусобных бранех, скорбех, нестерпимых печалех, болезнех, нуждах и бедах лютых. Умолите Господа низложити вся немощныя дерзости их; веру в сердцах людей российских укрепите, да егда найдет на ны испытания час, мужества дар восприимем вашими молитвами, отвергшеся себе и вземше крест свой, последуем Христу, распинающе плоть свою со страстьми и похотьми. Сохраните нас от всякого зла, освятите пути жизни нашея, даруйте покаяние нелицемерное, тишину и мир душам нашим, испросите у Господа всем нам мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века угодившими Богу, да радующеся воздадим хвалу, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.





стихи Валерия Сурикова



[url]http://simvol-veri.ru/xp/svyataya-elizaveta-fedorovna-pravoslavnaya-princessa-evropi.html[/url]



[url]http://www.svelizaveta.ru/photoarhiv4.htm[/url]



[url]http://days.pravoslavie.ru/Images/ii2606&2233.htm[/url]



[url]http://www.mmom.ru/ru/gallery/albums/index.php?id_7=30&from2_7=7[/url]



Википедия



[url]http://vsemolitva.ru/b4/kniagina_elizabeta.html[/url]



 


http://www.liveinternet.ru/users/4386710/post342481662/
Tags: Королевские династии
Subscribe

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments