Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

История украшений: Мой любимый аксессуар... Бархатка (1).

История украшений: Мой любимый аксессуар... Бархатка (chocker)




Георг Рааб "Портрет императрицы Елизаветы Австрийской", 1873 год</p>
Современная мода такая сложная вещь, что нельзя сказать определённо, что же сейчас модно, а что нет. В этой сплошной эклектике то и дело всплывают казалось бы хорошо забытые, а в своё время - культовые вещи. Одна из них – бархатка (или бархотка), о которой и пойдёт речь.

Отношение к бархатке разное: кому-то она нравится, кому-то нет. Я из тех, кому бархатка по душе, потому я и сама их делаю. За время увлечения этим видом украшения у меня накопилось довольно много материала, собранного с интернета по килобайту, который, стоило дополнить и систематизировать. Возможно, кому-то он поможет с новыми творческими идеями.
По своей сути, бархатка – разновидность украшения, которое мы сейчас называем «чокер». В английском языке можно также встретить название collar, т.е. «ошейник». А ещё раньше чокер именовался совершенно непоэтично - «dog collar», т.е. «собачий ошейник» (по-французски - collier de chien). Конечно, если вдаваться в подробности, то, по идее, collar – украшение, плотно облегающее шею, а chocker располагается у самого её основания. Тем не менее, сейчас эти понятия слились и применяются к обоим вариантам.
Под бархаткой обычно понимают шейное украшение в виде бархатной ленты, либо ленты из другого материала; как правило, тёмного цвета; с украшениями, либо без.



В разные времена бархатка была так популярна, что упоминается во многих живописных и литературных произведениях. Но, пожалуй, дальше всех из литераторов пошёл Александр Дюма-отец: в его мистической «Женщине с бархоткой на шее» важным элементом повествования стала бархатка с бриллиантовым аграфом, скрывающая след от гильотины на шее главной героини: «Когда бархатка, державшая голову казнённой на плечах, расстегнулась, голова скатилась с постели на пол и остановилась у ног Гофмана»… Такая вот весёлая история.
Итак, если чокеры вообще существовали с глубокой древности, то бархатка в частности появилась в 18 веке. Предполагалось, что она должна оттенить белизну кожи красавицы, которая, как известно, в те времена была набелена и напудрена сверх всякой меры.



Пьетро Антонио Ротари - "Мария Кунигунда Саксонская, аббатиса в Торне и Эссене", 1755 г.:</h2>
Бархатки носились без декора, либо украшались кружевами, жемчугом и драгоценными камнями (по моде того времени, зачастую, цветными). Очень часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки. Сзади получался нежный, кокетливый бантик:



Бархатка в сочетании с драгоценной брошью, часто в виде банта, именовалась «склаваж». Одно из таких украшений - весьма увесистый бант-склаваж - можно увидеть в Алмазном фонде Московского Кремля. Он был создан в Санкт-Петербурге из золота и серебра и инкрустирован шпинелью и бриллиантами:



В кино о 18 веке художники по костюмам часто украшают героинь бархатками. Вот, например:



Кирстен Данст



Кира Найтли



Другие живописные примеры бархаток и склаважей:





Антон Рафаэль Менгс - "Мария Каролина Австрийская", сестра Марии Антуанетты - 1768 г.:



Натаниэль Данс - "Портрет Марии Уолпол, герцогини Глостер" ок.1766-69 гг.:



Лоренц Паш младший - "Королева София Магдалена Датская", 1773-75 гг.:



Пьетро Антонио Ротари - "Девушка в жемчужных серёжках и кружевной бархатке":



Морис Кантен де Ла Тур - "Портрет дамы":



Пьетро Антонио Ротари - "Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой (Строгановой)":



Рафаэль Менгс "Портрет принцессы Марии-Луизы Пармской", позднее королевы Испании, 1765 г.:



Жан Батист Перроно - Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749 г.:



Пьетро Антонио Ротари



Сэр Джошуа Рейнольдс - Лавиния Спенсер:



А эта красотка - американка. Мигель Кабрера - "Донья Мария де ла Луз", 1760 г.:

В эпоху ампира бархатка стала непопулярна. Зато во времена бидермайера начинает возрождаться. Тогда бархатку закалывали брошью спереди крест-накрест. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной кисти В.И. Гау., датированный 1844 годом:



В 1850-е годы (второе рококо) знаменитая Сисси, будущая Елизавета Австрийская, тоже часто носит бархатку, только кончики более длинные:



А вот повальное увлечение классической бархаткой в XIX веке связывают с супругой короля Великобритании Эдуарда VII, старшей сестрой русской императрицы Марии Фёдоровны, Александрой. Правда это или выдумки, мне неизвестно, но легенда гласит, будто Александра стеснялась шрама на шее и скрывала его разнообразными чокерами и ожерельями. И, как это обычно бывает, все дамы в Европе решили , что и они так хотят.)))
Уже на первой официальной фотографии в качестве будущей супруги наследника английского престола, сделанной в 1862 году, Аликс запечатлена в бархатке с центральным элементом в виде звезды:



1866 год – снова бархатка:



1883 - Александра по-прежнему не изменяет своей привязанности:





Сисси, став королевой Австрии, также оставалась поклонницей бархатки. Георг Рааб - "Елизавета в вечернем платье и драгоценностях королевы Марии-Антуанетты", 1878-79 гг.



Антон Ромако - "Елизавета Австрийская (Сисси)", ок. 1880 г.





и Филипп де Ласло - "Императрица Елизавета Австрийская, королева Венгрии и Чехии в трауре":



А вот сама королева Виктория с младшей дочерью Беатрисой (1860 г.):



Другая дочь королевы Виктории, Алиса Гессен-Дармштадтская, сама любила бархатки с подвесками





и украшала дочек. Вот детская фотография Алисы, будущей императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II:



И её старшей сестры Эллы, будущей Елизаветы Фёдоровны:



Ещё одна представительница европейской аристократии - принцесса Клементина Орлеанская (1860 г.):



Бархатка стала обязательным атрибутом шкатулки модницы второй половины XIX века и продержалась там вплоть до Первой мировой войны. Викторианская и последовавшая за ней эдвардианская эпохи неизменно ассоциируются с этим украшением.

источник

 

Tags: аксессуар
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments