Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Русские народные промыслы - Павлово посадский платок (часть 1)

Оригинал взят katani08 Русские народные промыслы - Павлово посадский платок (часть 1)



d3fb938ffeab




Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В XVIII - первой половине XIX веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.


Изначально павлово посадские набивные платки были шерстяными и полушерстяными. Они были украшены традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860-1880-х годах.


Павлово посадская мануфактура - единственное из старинных российских платочных предприятий , сохранившихся по сей день. В XVIII - начале XX веков текстильная промышленность была чрезвычайно развита в Москве и Московской губернии.

В Павловском Посаде и близлежащих к нему сёлах располагались крупные фабрики и небольшие мануфактуры, продукция которых вывозилась в Москву и другие города, распространялась на ярмарках. Одно из крупнейших предприятий России второй половине XIX века - фабрика, принадлежавшая Якову Ивановичу Лабзину (1827-1891) и Василию Ивановичу Грязнову (1816-1869). Основана она была ещё в конце XVIII века крестьянином села Павлова (с 1844 года - город Павловский Посад) Иваном Дмитриевичем Лабзиным, внуки которого к началу 1840-х годов числились уже в купеческом сословии.

Небольшое шёлкоткацкое заведение быстро росло, расширяя и меняя свой ассортимент. В 1853 году Яков Иванович Лабзин (правнук; основателя фабрики) и его родственник и компаньон Василий Иванович Грязнов (Яков Лабзин был женат на сестре Грязнова), объединив капиталы, основали собственный Торговый дом. Спустя три года они помимо ткацкого производства открыли и набивное.

Вплоть до 1860-х годов фабрика выпускала шерстяные, полушерстяные, хлопчатобумажные ткани и павлово посадские шали. Во второй половине XIX века уже преобладали популярные набивные шерстяные палантины и шали. Как раз в это время они широко входили в моду как незаменимый элемент костюма горожанок и сельских жительниц. Купчихи, мещанки, крестьянки щеголяли в накинутых на плечи или на голову палантинах и шалях с орнаментами в "восточном" духе либо с яркими цветочными композициями.


3221974_CreateAgifПосле Октябрьской революции фабрику национализировали, она рассталась с именами прежних владельцев и стала называться Старопавловской.

Изменения в жизни страны незамедлительно сказались на ассортименте. В 1920-х годах начались эксперименты с рисунком, возникли неожиданные для платочной тематики мотивы революции, успехов коллективизации и индустриализации. Но цветочные композиции по-прежнему оставались визитной карточкой павлово посадских платков.

Новые рисунки и орнаменты в русле классической для фабрики традиции были основной заботой художников того времени, среди которых выделялись Нил Постигов и Константин Аболихин, работавшие ещё до революции.

Павлово посадские художники создавали рисунки со сложными декоративными мотивами: причудливо переплетающимися, так называемыми "турецкими" огурцами, "опахалами", картушами, завитками; узорной, почти ювелирной разработкой каждого элемента. Рождались и натуралистичные, объёмно трактованные цветочные композиции садовых и полевых цветов: роз, пионов, ромашек, незабудок…



36557339   20799908   49364600   59208515   25795281   67308200   39848733   73809829   P1080217%202   41179750   24191015   P1110920%202


Павлово посадские платки являются признанными представителями русских народных промыслов. Шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные платки Павлова посада ценятся во всем мире.
Предприятие выпустило более трехсот разных видов шарфов, шалей и палантинов, которые, несомненно, можно назвать настоящими русскими сувенирами.


247083716451643938348925400077494037749791570954



c20eea68651474b3ca894dd66d82f376Натуральные шерстяные, хлопковые и шелковые платки можно носить в любое время года.

Вы никогда не разочаруетесь, если будете носить павлово посадский платок на своих плечах или сделаете такой великолепный подарок своим близким.

А для того, чтобы платок можно было подарить кому-то из родных или знакомых, художники павлово посадской мануфактуры разработали красочные подарочные упаковки для них.






4a5f4b9b3f1215991be95049dc6e0e2a
5e7ff6898e0015ed49d48c727f64eaa3Кроме того, художники-модельеры находят интересные решения с применением павлово посадских платков.




Подбитые мехом платки и жилетки, сшитые из павлово посадских платков, - тёплые и стильные элементы костюма современной женщины, которая любит русский народный колорит. Всё это можно носить и с брюками, и с юбками, в праздники и в будни.
Но ассортимент швейных изделий не ограничивается только этим - фантазия народных умельцев и модельеров поистине безгранична!
Такие предметы женской одежды, как те, что приведены ниже, могут стать визитной карточкой их обладательницы, а любой пасмурный день они сделают ярким и солнечным.






DSC_0101%20%2011k9   DSC_0035%20%201116   DSC_0098%20%2011ir   DSC_0001%20%2011vu   DSC_0006%20%201171   P1080442%202   P1080448%202




d3fb938ffeab



Рисунки на павлово посадские платки наносили вручную, с помощью специальных деревянных досок: "манер" и "цветок". Несмотря на то что в 1870-х годах была куплена пирротина - машина, набивавшая узор на ткань, её применение имело серьёзные ограничения: механически печатались лишь павлово посадские платки небольших размеров четырёх-пяти цветов.
С помощью досок узор набивали по частям, накладывая его до 400 раз, так как для каждой части (а их могло быть от 4 до 24) и каждого цвета (порой более 16) применялась своя доска. Этот трудоёмкий и длительный процесс требовал от набойщика высочайшего мастерства, ювелирной точности движений, не позволявшей рисунку сместиться. Доски использовались долго, иногда в течение десятилетий, ибо спрос на шали с подобными узорами не падал.
Ручная набивка павлово посадских шалей частично сохранялась почти до середины 1980-х годов.
По краю павлово посадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную.




Технологию нанесения рисунка на платки можно увидеть в фильме о павлово посадском промысле
из серии "Народные промыслы России"




d3fb938ffeab






Видео из серии "А-ля рюс - о Росии с любовью", посвящённое павлово посадским платкам, - ведущая Александра Вертинская




d3fb938ffeab




Платки - шали и полушалки в прежние времена были неотъемлемым предметом дамского наряда. Это наглядно демонстрируют картины русских художников. Так практически все персонажи картин моего любимого художника Бориса Кустодиева носят шали очень похожие на павлово посадские.



34782607   

Картины "Выходной" и "Осень" - образцы жанровой живописи на фоне пейзажа.



      

Все три картины носят название "Купчиха"

Первая картина слева хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, вторая, судя по всему, была вывезена из России - недавно она появилась в каталоге аукциона "Сотбис", третья - в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.


Помимо этих картин у Кустодиева есть и другие под таким же названием. И дамы, изображённые на этих картинах, тоже все в павлово посадских платках.


Слева картина Кустодиева "Купчиха с зеркалом". В этой картине прекрасно прописан турецкий рисунок, окаймляющий павлово посадскую шаль.
Картина хранится в Государственном русском музее в Санкт-Петербурге.

Справа очередная купчиха, написанная в 1919 году. Сравнив её с картиной, которая стоит третьей в ряду выше, можно заметить, что это видоизменённая копия той "Купчихи", которая была написана раньше - в 1915 году.
Эта "Купчиха" хранится в Вологодской областной картинной галерее





А эта пышнотелая кустодиевская красавица раздета, но сидит она всё на том же павлово посадском платке.



"Купание" - эта картина хранится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге

Тёмно-вишнёвая шаль - русский романс
Поёт - Валентина Понамарёва




d3fb938ffeab




В кино обычно стараются воспроизвести эпоху, в которой происходит действие картины, со всеми подробностями. Во всяком случае так было в советском кино - в съёмочной группе обязательно были консультанты по разным вопросам и по костюмам того времени, в котором происходит действие фильма, тоже.

В этом смысле очень показателен фильм "Женитьба Бальзаминова", снятый по пьесе Александра Николаевича Островского.
Все героини фильма по моде того времени в павлово посадских платках. И даже главный герой - Бальзаминов, в домашней обстановке тоже накинул на плечи павлово посадский платок своей матери.




Рекламный плакат к фильму тоже не обошёл стороной тему платков.









Женитьба Бальзаминова (1964) - художественный фильм
Режиссёр - Константин Воинов
В роли Бальзаминова - Георгий Вицин




d3fb938ffeab







Кадры из кинофильма "Женитьба Бальзаминова"

Борис Чайковский - Цыганский мотив из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"




d3fb938ffeab




ВТОРАЯ ЧАСТЬ СЮЖЕТА




5d736ffc2348

Борис Чайковский - Интродукция из музыки к кинофильму "Женитьба Бальзаминова"




Tags: Промыслы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments