Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Николай Егорович Сверчков (02.03.1817–25.07.1898) — известный русский жанровый живописец и анималист

Николай Егорович Сверчков (02.03.1817–25.07.1898) — известный русский жанровый живописец и анималист.



000028.jpg

 



Swertchkov Nikolai Egorovitch (330x415, 74Kb)Николай Егорович Сверчков (02.03.1817–25.07.1898) — известный русский жанровый живописец и анималист; наставник Николая Атрыганьева.

Отец художника происходил из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных. Заметив явный талант сына, родители отдали его в 1827 году в Воспитательное училище при Академии художеств. Но по слабому здоровью Николая вскоре определили в училище общего типа. По окончании его, служа в хозяйственном департаменте, молодой человек продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, а в 1839 году дерзнул послать на академическую выставку картины «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». Работы были оценены весьма высоко, и юношу удостоили звания свободного художника портретной живописи.





Вскоре он был приглашен на место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов, скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей, и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе…



35fe9d4f312f921a03b7d04f05b6dd89bc5f6c135588066.jpg

Произведения Николая Сверчкова на сюжеты из русского народного быта становятся событием на ежегодных академических выставках. В 1852 году, за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге», художник получил звание академика. Другая значительная картина: «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день», доставила ему, в 1855 году, профессорское звание.



000044.jpg



Мастер заявил себя и как знатный литографист. Им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» (1844) и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846–1852).



000007.jpg

В 50-е годы художник сблизился с Н.А. Некрасовым, в ярославском имении поэта Карабиха друзья ходили на охоту, ездили на крестьянские праздники. К произведениям Некрасова «Мороз, Красный нос», Крестьянские дети Сверчков создал ряд замечательных иллюстраций, а также написал конный портрет жены поэта.

Влияние сюжетов и идей Некрасова прослеживается и в последующем творчестве живописца. В таких картинах, как «Тройка в степи» (1856), В метель (1857) и др. раскрылся не только талант Сверчкова жанриста, но видны сочувствие к ямщицкой доле, уважение к труду простого народа.



3716_big_1330694702.jpg



Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве» (обе 1856), «Эскизы охоты» (1857–1858). Все, что есть типического в русском пейзаже, мы можем наблюдать на «зимних» полотнах живописца, но есть в них динамизм, ветер, этакая залихватская удаль, присущие манере только Сверчкова. Не удивительно, что художник стал чрезвычайно знаменит, создавая множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.



Известный историк В.И. Коптев в «Очерке русского коннозаводства» (1872) отмечал: «Н.Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой кистью Н.Е. Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле».





В эту цветущую пору своей деятельности художник появляется со своими работами в парижских салонах. Французская критика относится к ним с большой похвалой, а одна из картин, находившихся на парижской выставке 1863 года, «Возвращение с медвежьей охоты», приобретена Наполеоном III. За нее и за две другие картины – «Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже, живописец награжден кавалерским знаком ордена Почетного легиона.



post-23-1257694370.jpg

Возвратившись из-за границы в Петербург (1864), живописец исполнил для императора Александра II картину «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году», после чего неоднократно удостаивался работать по высочайшим заказам. В этом ряду картины Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы (1874; находится в Аничковом дворце, в Санкт-Петербурге), «Поезд Ивана Грозного на богомолье» (находится в московском Кремлевском дворце), «Переход гвардии чрез Балканы» (1879; находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге), «Масленица в деревне» (доставившая художнику медаль на филадельфийской всемирной выставке), «Праздник святых Флора и Лавра, в деревне» и некоторые другие.





В 1891 году Сверчков написал на фоне резвящегося молодого табуна орловского рысака Холстомера, судьбу которого Л.Н. Толстой описал в одноименной повести (1886). Известны две акварели Сверчкова, подаренные автором в 1887 году Л. Н. Толстому: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости». Эти акварели хранятся в Музее Л.Н. Толстого в Москве.



1221_big_1330691844.jpg

Николай Егорович Сверчков умер в 1898 году в возрасте 81 года. За творческую жизнь им было создано 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Высот в исторических и батальных полотнах художник так и не достиг, зато остается лучшим анималистом своего времени. Удивительны физиономии животных, которых он рисовал, их гордая стать, которой люди не перестают любоваться, отдавая дань верным помощникам человека с древнейших времен… Именно в этом жанре полотна русского живописца продолжают гуманистические традиции мирового искусства.





11706.JPG









401e0ab674f18d99b9e78ae6c8cbc2c2bc5f6c135587624.jpg





56.jpg





 

источник
Tags: Живопись
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Валансе, дворец Талейрана.

    Валансе, дворец Талейрана.Франция. Замок Валансе — один из замков долины Луары, включенных в список объектов…

  • Алик Мамазияев.

    С каким цветком сравните вы себя?...Alik Mamaziyaev "Сколько бы мы ни говорили о пустоте жизни, иногда достаточно лишь одного цветка,…

  • Большой дворец (Петергоф)Часть 3.

    Большой дворец (Петергоф)Часть 3: Чесменский зал Чесменский зал — мемориальный зал парадной анфилады Большого дворца в…

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments