Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Category:

Витражное искусство

Витражное искусство






Витраж (фр. vitre – оконное стекло; от лат. vitrum – стекло) — вид монументального искусства, произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.



С давних пор витраж использовался в храмах.



В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент.







Верхняя половина Окна Библии Бедняков, Кентерберийский собор, Великобритания



В романских храмах (Франция, Германия) появились сюжетные витражи. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов. Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, и в так называемых окнах «розах». В эпоху Возрождения витраж существовал как живопись на стекле, применялась техника выскабливания по специально покрашенному разноцветному стеклу.





Витраж святого Иосифа в приходской церкви св. Троицы в Ровище, Хорватия.



В России витражи существовали ещё в XII веке, однако они не были характерным элементом убранства интерьеров русских домов.



В настоящее время, в строительстве, под понятием витраж часто имеют в виду светопрозрачный фасад.





Монастырь Жиронимуш. Лиссабон

В 1820-е годы увлечение в России рыцарскими романами и подражания в зодчестве готической средневековой архитектуре сформировали в России моду на витражи.Их называли тогда «транспарантными картинами» (от французского transparent - прозрачный). В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В Западной Европе в это время витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения, который привел к потере многих секретов ремесла.





Купол из витража в «Октогон Загреб», Хорватия.



Мастера придворных стекольных предприятий разных стран Европы работали над восстановлением старых и поиском новых рецептов окраски стекол, разрабатывали составы для росписи, совершенствовали технику соединения стекол между собой. В этот «восстановительный период» Европа ещё не могла поставлять витражи на внешний рынок. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения. Так, в окна здания Царскосельского Арсенала, предназначенного для хранения коллекции оружия Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков, в том числе немецкие и швейцарские.



"l'homme s'éveille au sein des cinq éléments"





Evangelical Lutheran Christmas Church





Vitrail St Joseph à l'église St Louis à Moscou

Николай I проявлял к транспарантным картинам большой интерес и желал распространить их в России, прежде всего в столице империи — С.-Петербурге. В первую очередь витражи появились в императорских дворцах, так как российские придворные заводы в этот период ещё не были в состоянии производить подобные изделия, они отбирались из музейных коллекций, например из собрания древних готических стекол, хранившихся в Эрмитаже




Сверчков Владимир (1821-1888)





Витражи его мастерской экспонировались на российских и всемирных выставках: международной 1871 года в Лондоне, Политехнической 1872 года в Москве, Всемирной 1873 года в Вене, и получали высокие награды.



Работы мастерской Сверчкова были в Аничковом дворце, в Императорской Академии художеств, в особняке фабриканта Ф. К. Сан-Галли на Лиговском прспекте, в училище барона Штиглица.



1849 год — получил большую серебряную медаль за картину «Прощание при отправлении парохода»

1850 год — получил малую золотую медаль за полотно «Внутренний караул в Зимнем дворце» от лейб-гвардейского Преображенского полка.

1855 год — за картины «Внутренние комнаты венецианских дожей» и «Сцена из Средних веков» получил большую золотую медаль.

1871 год — витражи Сверчкова экспонировались на международной выставке в Лондоне.

1872 год — витражи Сверчкова находились на Политехнической выставке в Москве.

1873 год — витражи Сверчкова были выставлены на Всемирной выставке в Вене.






Королева Катарина Монсдоттер и её дети: Сигрид и Густав, Кафедральный собор Турку






Витражи в этот период стали главным элементом, формировавшим «готический стиль» русского интерьера — той изюминкой, благодаря которой на любом помещении появлялся налет европейского средневековья. Стоимость «готических окон» в то время была невероятно высока. На всероссийской мануфактурной выставке 1839 года «картина в 61 стекло» завода М. Ф. Орлова вызвала восторженные отзывы как «изящнейшее изображение» и была оценена в 6 тысяч рублей





Витраж Морского собора в Кронштадте





Витраж Морского собора в Кронштадте





там же





Витраж в алтаре храма Св. Николая Чудотворца при Морском госпитале, г. Кронштадт. Архитектор - В. А. Косяков, работавший тогда над сооружением Морского собора. Храм построен в 1905 г., реконструкция - 2010 г. Витраж создан в Мастерских монументальной живописи и архитектурной керамики Андрея Беляева и Ларисы Захаровой.



Мало кто мог себе позволить приобрести такие дорогие вещи. Так как витражи в это время вызывали в Петербурге повышенный интерес публики, на них приезжают смотреть как на чудо.





Санкт-Петербург. Инженерный дом Петропавловской крепости. Экспозиция «Старый Петербург». Витраж из дома по улице Марата (Николаевская), 7. Автор: В.Д. Сверчков; 1870-е годы. Изготовлено в Германии, Шлайсхайм.





там же



Владельцы частных стекольных заводов пытались изготавливать витражи. Результат, как правило, не оправдывал вложенных усилий. Незнание рецептов керамических красок, технологии обжига, дороговизна импортных материалов, отсутствие необходимого оборудования сводили все старания на нет: либо опыты были неудачными, либо стоимость стеклянных картин оказывалась чрезмерно высокой, и дело не приносило выгоды. Опыты предпринимались на заводах М. Ф. Орлова, Н. А. Бахметева, Мальцовых, П. М. Воробъева. Результаты их деятельности до нас не дошли.





Restauriertes Fenster im Königsberger Dom, 2005





Пока одни бились над секретами изготовления витражей, другие осваивали рынок, выпуская на него «подделки»: расписывали оконные стекла недолговечными масляными красками, или клеили на окна бумагу с рисунками и тем имитировали разноцветные витражи. Императорский стеклянный завод по воле Николая I также оказался вовлечен в процесс освоения нового для России ремесла. На этом придворном предприятии первоначально изготавливали одноцветные стеклянные пластины без росписи.





Гранд Отель Европа в Санкт-Петербурге





там же





Ресторан «Европа» в Гранд Отель Европа, г. Санкт-Петербург. Ресторан был оформлен в стиле ар-нуво в 1905 году по проекту архитектора Карла Маккензена. Зал украшает витраж «Аполлон на колеснице» (предположительно по эскизам Леонтия Бенуа). 



Поэтому витражи этого завода первоначально представляли собой набор однотонных стекол, образующих в оконном переплете простой геометрический узор. Так, в церкви Св. Александра Невского в Александрии (1831—1833); проект К. Ф. Шинкеля; арх. А. Менелас, И. Шарлемань), первые разноцветные розы над порталами были сделаны в 1833 году и напоминали калейдоскопическую мозаику. Такие примитивные витражи были распространены в русских интерьерах на протяжении всего XIX века, однако, они мало походили на своих прародителей — тысячецветные окна в каменном кружеве готических соборов.





Витражи в доме Набоковых, Санкт-Петербург.



До 1840-х годов русская стекольная промышленность не могла предложить ничего, кроме этих малохудожественных имитаций окон средневековых храмов. В тот момент, когда было решено установить в алтаре Исаакиевского собора витраж с изображением Воскресшего Спасителя, в России не нашлось завода, способного выполнить такое задание.







Санкт-Петербург. Исаакиевский собор





Поэтому алтарный образ был заказан за границей — в Мюнхене, на знаменитом в XIX столетии предприятии — «Заведении живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре  по эскизу Г. М. фон Хесса М. Э. Айнмиллером..В 1847 году стеклянный запрестольный образ уже находился в алтарном окне собора, и с тех пор его не покидал.



Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия. Значение его для всей истории русского витражного искусства очень велико. Это — первый фигуративный витраж в русском православном храме. До его установки стеклянных икон не было ни в древнерусских культовых постройках, ни в храмах XVIII века.



Появление в Исаакиевском соборе заалтарной стеклянной картины с изображением Иисуса Христа стало результатом взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы.





Витражи в домовой церкви Святой Живоначальной Троицы Гатчинского дворца (Ленинградская область). Воссозданием витражей (2016) занимался петербургский витражист Е. Ю. Иванов



Впоследствии витражи стали распространенным элементом в убранстве православных храмов, а иконографическая схема витража Исаакиевского собора часто использовалась при росписи алтарных окон русских церквей в разных городах России





Витраж «Святая Цецилия» в фойе партера Большого зала Московской консерватории имени П. И. Чайковского, г. Москва. Мастерская братьев Франк Северного стекольно-промышленного общества.





Следующий этап истории витражей в России связан с производством на Императорском стеклянном заводе, где в приказном порядке начинают расписывать стекла для окон. Эти работы представляли собой картины на стекле. Такой тип витражей распространился в Европе с 1830-х годов. Первоначально картины для окон составляли из нескольких крупных пластин стекла.





На фото: классический витраж в доходном доме Кельдаля, Каменноостровский пр., 13



Однако постепенно техника стеклоделия, росписи и обжига настолько усовершенствовались, что появилась возможность писать картину на цельном стекле, как на куске холста. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» (1857) — копия картины Т. А. Неффа (Государственный музей-заповедник г. Павловска) и «Святое семейство» — копия работы итальянского живописца эпохи Возрождения (музей фарфорового завода им. М. В. Ломоносова). Императорские заводы были «образцовыми» предприятиями, законодателями мод и вкусов: частные стекольные заводы стремились подражать придворной продукции.





Витраж в фойе Малого зала филармонии, г. Санкт-Петербург



Однако из-за сложности исполнения и, как следствие — дороговизны подобных картин на стекле, производство их было невозможным. Деятельность по созданию витражей на Императорском стеклянном заводе существовала около 50 лет — от возникновения в 1840-е до 1890 года, когда ИСЗ как самостоятельное предприятие прекратил своё существование



Известны имена мастеров, создававших витражи на этом придворном предприятии: это Александр Перниц (1809-1881), Однофамильцы Григорий Васильев и Павел Васильев (1834-1904), Иван Муринов (1843-1901). Выявлено более 20 витражей, исполненных на Императорском стеклянном заводе.





Запрестольный витраж Спас Вседержитель, церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Толгоболь, Ярославская область





Тем временем в русской архитектуре сменился не один «исторический стиль». Витражи, появившиеся как атрибут «готики», не исчезли вместе со снижением интереса к западному средневековью. Они настолько прочно укоренились на русской почве, что в период эклектики их можно было увидеть в интерьерах самой разнообразной стилистики. Разноцветные композиции украшали окна как дворцов и особняков знати, так и общественных сооружений и церквей. Витражи стали олицетворять богатство хозяина дома, древность его рода





Панно "Ангел молитвы". Григорий Васильев (1834–?). "Ангел молитвы" (1857) — копия картины Т.А. Неффа. Диаметр матового стекла - 98 см. Нежный образ необыкновенный красоты, созданный придворным живописцем, был популярен в России вплоть до революции, его охотно копировали в иконостасах и настенной живописи церквей в разных городах страны, выпускались литографии. Витраж находился в окне предмолельни Александровского дворца в Царском Селе (ныне в собрании Павловского дворца-музея)



Российская стекольная промышленность на протяжении всего XIX века не обеспечивала спрос на произведения художественного стеклоделия: развитие этой отрасли было недостаточным для удовлетворения спроса населения даже на простые изделия первой необходимости. Поэтому витражи в основном привозили из-за рубежа. В 1860-е годы среди заграничных мастерских появилось конкурентоспособное ателье, организованное русским художником Владимиром Дмитриевичем Сверчковым (1822—1888).





Витражи в бывшей столовой в особняке Ф.К.Сан-Галли,. г. Санкт-Петербург. 1870- е г. Каждый из них исполнен на сюжет одной из сказок братьев Гримм, названия которых на немецком языке написаны в картушах: «Sieben Raben» ( «Семь воронов»), «Dоrnenröschen» ( «Шипы роз», по сюжету соответствует сказке «Спящая красавица») и «Schneewittchen» («Белоснежка»). Известно, что в этом особняке были и другие расписные окна. Существует фотография с картона витража «Gestiefelte Kater» ( «Кот в сапогах»), хранящаяся в Государственном Эрмитаже Витражные ателье, так же как и другие



Его мастерская находилась в Шляйсхайме под Мюнхеном, она была ориентирована в первую очередь на заказы российского императорского Дома, выполняла витражи для церквей и особняков Петербурга, Москвы, Берлина, Лондона, Мюнхена, Турку. Витражи Сверчкова сохранились в зданиях Петербурга и музейных коллекциях, часть известна по старым фотографиям. Среди самых известных его работ — фигуративные витражи в конференц-зале С.-Петербургской Академии художеств. Они сохранились в фондах музея Академии художеств и ожидают реставрации.





Витраж «Святое Семейство». Хранится в Государственном Эрмитаже, г. Санкт-Петербург. Витраж был изготовлен на Императорском Стеклянном заводе, автор - художник по стеклу Григорий Васильев.  



Основные художественные принципы стиля модерн — графичность контуров, плоскостность рисунка, локально окрашенные поверхности изображения как нельзя лучше соответствовали природе витража, набранного из кусочков цветного стекла. Стиль модерн выявил художественные достоинства техники мозаичного набора, замаскированного в эпоху эклектики эффектными росписями. Витраж-картина остался в прошлом. В конце XIX—начале XX века господствует витраж-панно.





Витражи в Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, г. Санкт-Петербург. Художник-реставратор, руководитель художественно-реставрационной мастерской - Сергей Султановский. Витражи размещены в родовой усыпальнице рода Зубовых (2014) и в храме Великомученика Валериана (2016). 



Это эволюционное превращение не только кардинально изменило иконографию витражей, но и чрезвычайно расширило сферу их применения. В эпоху эклектики месторасположение витража в доме было жестко ограничено рамками оконного проема. Теперь витраж «вышел» из «рамы» окна: композиции из цветных стекол стали включать в межкомнатные перегородки, затем появились разноцветные стеклянные потолки и купола, после чего витраж «вырвался» и за стены дома: светящиеся вывески, рекламные надписи из стеклянных букв преобразили облик города.





Мастерская "Русский витраж" (Санкт-Петербург).



Древняя техника витража — мозаичный набор из фигурных кусочков стекла — стала активно использоваться и для многих предметов прикладного назначения: мебели, каминных экранов, ширм, зеркал, музыкальных инструментов, ювелирных украшений. А после усовершенствования способа соединения стекол между собой витражная техника стала применяться не только для плоских поверхностей, но и для объемных предметов — ламп и светильников самых причудливых форм.





Витражная мастерская семьи Франк (1888-1917 гг.). Подписной витраж в особняке М. В. Зива (Рижский пр., 29, Санкт-Петербург) с предельно упрощенными, геометризованными мотивами растительного характера имитирует ламбрекен занавеса с фигурным нижним краем, оставляющим свободной, «открытой» середину окна. Т. В. Княжицкая. Стекольная «империя Франков» 

В российскую стекольную промышленность проник иностранный капитал, что изменило саму её структуру. Появился новый тип предприятия — акционерное общество, которое часто объединяло несколько фабрик.



Эти общества часто возглавляли иностранные предприниматели, которые вместе с капиталом привозили в Россию современное оборудование, сырье для производства и мастеров. В сфере российской стекольной промышленности произошла специализация: если раньше производство стекла, его отделку и декоративную обработку осуществляла одна и та же фабрика, то теперь заводы лишь производят листовое стекло, а отделочные и художественные работы выполняют специализированные мастерские, среди которых появилось большое число витражных ателье.





Витражи в доходных домах Петербурга. Т. В. Княжицкая. Иконография витражей на рубеже XIX-XX вв



В Петербурге за почти тридцатилетний период (1890—1917 гг.) в общей сложности работали около 20 витражных мастерских. Наиболее известные среди них — ателье братьев М. и А. Франк, братьев Оффенбахер, М. Кноха, А. Аноховича и другие Они изготавливали витражи не только для столицы, но и для многих других городов России. Наряду с ними художественную продукцию предлагали представительства заграничных ателье, но их количество в это время было незначительным.







Фото столовой особняка А. Л. Франка

Если в 1890-е в сфере отделочных и художественных работ по стеклу приглашение иностранных мастеров было необходимостью, то в 1900-х в России формируются собственные кадры профессиональных художников-витражистов. Подготовка специалистов была организована в образовательных учреждениях столицы: в 1895 году — в Императорском обществе поощрения художеств, в 1899 — в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица.





Церковь святого Александра Невского



Таким образом, к началу XX века в России было все необходимое для успешного развития витражного дела. Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны большому числу заказчиков. Применение витражей в петербургских зданиях в начале XX столетия приобрело массовый характер. Особняки, церкви, больницы, школы, магазины, рестораны, театры и даже бани украшались витражами.





В конце XIX—начале XX века изменилось и терминологическое обозначение витражного произведения: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия — к «стеклянной мозаике» в 1880—1890-е. Затем в русской лексике появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е в русском языке появилось слово «витраж».







Витражи в стиле модерн





Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн.Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам во всем многообразии их проявлений.





Круг иконографических мотивов витражей этой эпохи чрезвычайно широк. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли или орнаментально упорядоченные мотивы, беспредметные композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн.



 



Наряду с ними существовали и другие — геометрические композиции, вариации на тему готической стрельчатой арки, стилизованные изображения гербов, пейзажные композиции. Фигуративные композиции сохранились в нашей стране в незначительном количестве: один из самых эффектных сюжетных витражей посвящён античной мифологии и находится в ресторане гостиницы «Европейская».





Малое фойе МКФЦ первый этаж





Витраж, посвящённый Тобольску на станции "Речной вокзал" Новосибирского метрополитена



«Программным» произведением русского витражного искусства, наиболее полно сконцентрировавшее в себе «дух» времени, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте (сохранился лишь небольшой фрагмент).





Витражи в Торговом Доме Елисеевых на Невском проспекте. Установлены в 1900-х, утрачены в 1930-х. Это был один из самых больших по площади витражей в Петербурге.. Ниже - то, что сохранилось.





Многофигурная витражная композиция в огромном окне-экране главного фасада выражала идеи богатства страны, национальной самобытности и включенности России в общеевропейскую культуру. В конце девятнадцатого века Джон Ла Фарж и Луис Тиффани стали намеренно добиваться неоднородности стекла. Современное витражное стекло получается в результате использования множества разнообразнейших технологий. Стекло может быть прозрачным и глухим, однородного цвета и смесью различных цветов и оттенков одного цвета, гладким и с разнообразной фактурой.





Витраж «Наука» в вестибюле НГУ



Надо сказать, что витражи у нас никогда широко не применялись, поскольку витраж во все времена был изделием дорогостоящим. Недоступность витражей для широких слоев населения при остром желании их все-таки иметь, например, в советский период, привела к появлению различных технологий-заменителей.





Marshala Pokryshkina Station in Novosibirsk.



С началом Первой мировой войны в 1914 году объёмы стекольного производства в России сократились, строительная деятельность в стране, а вместе с ней и выпуск отделочных материалов были прекращены.





Витражи в квартире Никаса Сафронова, Брюсов переулок, 17 (Москва)



После Октябрьской революции все крупные частные производства были национализированы. Витражные мастерские, существовавшие почти исключительно в структуре крупных стекольно-промышленных объединений, прекратили своё существование. Так, недолгая история российских витражей оказалась прервана. Лишь в 1930-е годы в советской архитектуре вновь появился интерес к полихромным просвечивающим композициям, которые составили уже совсем другую эпоху — советского витражного искусства со своей тематикой, новыми материалами, находками и экспериментами.







Фото витража в доходном доме на Таврической ул. 1





Витраж на Таврической ул. 1





Витраж на Таврической ул. 1





Витраж на Таврической ул. 1





Витраж на Басковом пер. 6





Витраж в доходном доме на Тележной ул.9







Витраж в доходном доме на улице Маяковского 36-38





Витраж в доходном доме на ул. Рубинштейна 4





Витраж (паук)  в доходном доме на Большом пр.П.С. 104





Витраж на Мытнинской ул. 4





Витраж на Большом пр. П. С. 83





Витраж на Басковом пер. 6





Витражи в парадной доходного дома на Большом пр. П. С. 5





Витраж в доходном доме на ул. Кирочной 24





 витраж с павлином на Таврической, 35









Витраж на Кирочной 24



Старинные российские витражи благодаря усилиям историков и хранителей музеев постепенно возвращаются: они становятся известными по архивным документам, некоторые обнаруживаются в музейных хранилищах. Их реставрируют и демонстрируют на выставках[15] .
















исток

Tags: Витражи
Subscribe

promo ariananadia march 23, 2015 11:31 18
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments