Дайя внизу. Капли дождя
На сосне в паутине.
Нет, не передать - сквозь
Чёрного лака тепло
Вишни мерцающий свет.
Ольга Ювчик

«Не говори «Кико» (превосходный), пока не увидел Никко» - гласит японская мудрость.
Никко - одно из самых замечательных мест в Японии. Это сказочный мир горных озер и водопадов. По деревьям здесь прыгают обезьянки, на дорогу выходят олени, а в прозрачной воде плавает форель. Жители БольшогоТокио едут сюда отдохнуть от изнуряющей токийской жары летом, покататься на лыжах зимой, а от буйства осенних красок просто захватывает дух. Туристы стремятся посетить знаменитый храмовый комплекс, где похоронен один из самых почитаемых в стране сёгунов - Токугава Иэясу. По дороге висят предупреждения о возможной встречи с обезьянами.

Обезьяны 50 – 60 см высотой считаются здесь японскими якудзами. Если они заинтересовались вашим пакетом, лучше его отдать, иначе они могут укусить или отобрать. Отбирая вещи у людей, они быстро скрываются в лесу, поэтому, если походить по окрестностям, можно найти последние модели фотоаппаратов.
Несмотря на близость с Токио, здесь зимой бывает 15 градусов мороза и лежит снег, а в Токио в это время плюс 5. Летом из Токио уезжают в Никко от жары – здесь всегда на 5 градусов холоднее, руководители фирм покупают для своих сотрудников дачу для отдыха.

1200 лет назад в 766 году буддийский монах Сёдо Сёнин со своими десятью учениками путешествовал по окрестным горам. И было ему видение: на вершине горы Нантай увидел он необычные разноцветные облака. Сёдо понял, что это знак божий. Устремился он к вершине, да не тут то было – путь ему преградила бурная горная река. И стал монах молиться, прося помощи у духа реки. Молитва была услышана, и дух этой реки, вышел в образе седовласого старца, да не с пустыми руками, а с двумя змеями – синей и красной. И вот бросил он этих змей на речные берега, те стали расти и переплетаться, образовав нечто наподобие моста. Чтобы монах со своими спутниками не поскользнулся, на их спинах выросла осока. Сёдо Сёнин не замедлил воспользоваться божественным предложением и благополучно перебрался через реку, добрался до вершины горы Нантай и основал там храм.

В память об этом событии в том самом месте в 1636 году был построен мост Синкё В это время здесь полным ходом шло строительство культовых сооружений для увековечивания памяти великого сёгуна Токугава Иэясу. Тогда по этому мосту могли проходить лишь посланники императора или сёгуна (военного правителя), приходившие в Никко поклониться останкам Токугава.
Выкрашенный в красный цвет горбатый мостик имеет 28 м в длину и 7 м в ширину. В 1907 году мост был уничтожен наводнением, а затем построен заново. Если учесть, что до воды никак не меньше 15 метров, можно только догадываться, как разыгралась стихия…

Широкая аллея Омотэсандо, обсаженная вековыми криптомериями, ведет к святилищу Тосёгу.
Здесь посадили в 17 веке 40000 криптомерий – японский эндемик из семейства кедровых. Сейчас осталось 14000 деревьев из-за ежегодных ураганов.

Все кланы изображали свои гербы и на одежде, и на посуде, и здесь мы видим герб Токугавы везде (три листа мальвы).

А самураи отождествляли себя с сакурой. Цветок сакуры падает на землю еще живым, поскольку самураи умирали молодыми, они чувствовали близость именно с этим цветком.
Первый могущественный сёгун рода Токугава по имени Иэясу (1543-1616) выбрал это место для своего захоронения. Он предписывал, чтобы его усыпальница была достаточно скромной, однако его внук, Токугава Иэмицу, решил на этом месте воздвигнуть мавзолей-святилище, способный поразить всех величием и богатством рода Токугава. Через двадцать лет после смерти Иэясу 15 000 мастеров, собранных по всей Японии начали грандиозное строительство, длившееся около двух лет.

Некоторые японцы, привыкшие к строгому стилю буддийских японских монастырей, называют этот комплекс “китчем” для иностранцев. Действительно, от обилия деталей и красок разбегаются глаза. Цветочки и веточки, птички и белочки, фазаны и драконы, все это переплетено в общий орнамент и создает впечатление безвкусного великолепия.
Однако, что бы ни говорили злые языки, напрочь отвергающие помпезный китайский стиль эпохи Мин, комплекс необыкновенно красив, ведь в его росписи принимали участие лучшие мастера школы Кано.

Пройдя под огромными гранитными воротами, мы увидим слева пятиярусную пагоду, украшенную гербом Токугава. Пагода была построена в 1650 году и восстановлена в 1818 году после пожара. Ее пять этажей символизируют пять природных элементов: первый этаж – это земля, затем следуют вода, огонь, ветер и небо. У пагоды нет фундамента, и внутри на канатах подвешено огромное бревно, действующее как балансир, которое не дает сооружению опрокинуться во время землетрясений или тайфунов.

Дважды в год (17-18 мая и 17 октября) через гранитные ворота вдоль аллеи Омотесандо шествует красочная процессия, которая стоит того, чтобы ее увидеть. Всадники на конях, сопровождаемые 1000 пеших воинов и монахов, одетыми в костюмы эпохи Эдо, воспроизводят исторический момент, когда останки великого сёгуна Токугавы Иэясу были перенесены в Никко. Все фонари зажигаются.
Поднимаемся по крутой лестнице и проходим через большие ворота Отэмон.

Ворота охраняются двумя страшными Нио (в Индии их называют Брахма и Индра). Первый из них, с открытым ртом, произносит первую букву санскритского алфавита (ах), второй, с закрытым ртом, произносит последнюю букву (ум).

Сразу у входа в храмовый комплекс находятся три священные кладовые. Кладовые украшены искусной резьбой. Одна из них изображает слонов. Их называют "воображаемыми слонами". Дело в том, что мастер Кано, создававший этот рисунок, слонов никогда в своей жизни не видел, и изображения основывались лишь на рассказах путешественников. Естественно, что выглядят они не совсем обычно.



Пожалуй, самое известное сооружение комплекса - это конюшня. Это священная конюшня, одно из зданий, не покрытых лаком. В ней содержали или одного оленя, или лошадь. Выглядит она более чем скромно, однако именно это строение известно во всем мире благодаря трем обезьянкам, вырезанным из дерева почти под самой крышей.

Помимо своей основной функции – охранять лошадь от болезней, они обращаются с назиданием и к нам с вами. Зажимая себе рот, глаза и уши, обезьянки олицетворяют три буддийские добродетели – не говорить, не видеть и не слышать зла.

Было еще 4 изречение: «Не делаю зла», и обезьянка закрывала себе пах. Но 4 обезьяну убрали потому, что цифра 4 обозначает «смерть». В Японии нет квартиры номер 4, этажа и т.д. Самурай выпивает 4 глотка, налитого левой рукой перед харакири.
Это был 1636 год, многие люди были неграмотные, читать не умели, так с помощью фресок людям прививали моральные нормы и устои в жизни.
Обезьянка смотрит вдаль, рядом маленькая обезьяна – надо задумываться о будущем своих детей.

Обезьянка смотрит вдаль – думает о своем будущем, как строить свой жизненный путь.

Одна обезьяна стремится вверх, а другая ползет вниз – это говорит о жизненных этапах: хороших, когда мы взлетаем, плохих, когда мы падаем, и нужно быть к этому готовым.

Три обезьянки, одна из которых попала в беду и просит помощи, а две другие думают, что же им делать – эта фреска учит протянуть руку помощи, если человек попал в беду.

На первой фреске муж сидит и думает, как заработать денег, а жена веселится и ни о чем не думает – ролевые функции в семье.

Муж с женой в бурных водах океана – если вы создали семью, вы находитесь в одной лодке, надо помогать друг другу , принимать и хорошее и плохое в супругах.

Беременная обезьяна – это надежда на будущее потомство.

Омыв руки и ополоснув рот в священном фонтане (1618 г.), мы проходим по лестнице к богато украшенным воротам Ёмэймон (Ворота Солнечного Света).


Здесь можно задержаться надолго, рассматривая бесподобные по красоте изображения цветов, животных и китайских мудрецов. Раньше за пределы ворот могли проходить лишь паломники высокого ранга, оставив здесь свое оружие.







Перед главным залом храма (Хондэн) находятся еще одни богато украшенные Китайские ворота (Карамон). Чтобы пройти сюда по длинному коридору, придется снять обувь. Именно здесь покоятся духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми и Ёритомо Минамото.



Это паланкины.

Барабан – рождение, колокол – смерть. Японцы показывают два противоположных явления.


Зашли в храм Плачущего Дракона.

Дракон – это препятствие на нашем жизненном пути. Монах в храме вызывает дух Токугава Иэясу, тогда можно просить о здоровье и о победе. Если вы услышали колокольчик при ударе его палок, то ваше желание сбудется. Мне же было интересно посмотреть на потолок, расписанный в 17 веке.

Чтобы пройти к могиле Тогугавы Иэясу, нужно подняться по довольно крутой лестнице по 105 ступенькам.

Наконец, совершив утомительный подъем по лестнице, мы добрались до бронзовой пагоды Ходо, в которой хранится прах Токугавы. Могила, согласно его завещанию, украшена довольно скромно по-сравнению с пышным убранством самого храма. Дело в том, что могила является лишь местом погребения праха смертного человека, тогда как дух его, покоящийся в храмовом зале, является "ками" - божеством. Журавль и черепаха – это означает, что дух будет жить вечно.

Посмертное имя Токугава - Тосё Дайгонгэн, переводится как “Великая реинкарнация (Будды, разумеется), озарившая Восток”. Немудрено, что местные князья (даймё) воздвигали в своих владениях храмы Тосёгу, посвященные великому сёгуну. Таких храмов насчитывается по всей стране более ста. Так кто же такой, этот знаменитый сёгун, ставший богом после своей смерти?
Родившийся в 1543 году в княжеской семье, не имевшей, однако, никакого влияния, Токугава Иэясу всю свою жизнь был одержим идеей власти. Причем властвовать он хотел никак не меньше, чем над всей Японией. В те годы в стране царил кровавый хаос междоусобных войн, и даже семья маленького Иэясу, имя которого в то время было совсем другим, раскололась на две группы, служившие враждующим между собой кланам.

Будущему великому полководцу было лишь шесть лет, когда его предал родной отец, самый близкий для него человек, что впрочем в те времена считалось обычным делом. Лишь чудом избежав смерти, он оказался на службе у заклятого врага своего родителя, великого объединителя Японии Оды Нобунаги. Эпоху до правления Оды Нобунаги называли «Все против всех». Кровь лилась рекой, войны за власть не прекращались. Во всех 47 провинциях люди голодали, риса не было, хлеба не было.
Вся дальнейшая карьера будущего сёгуна – это череда интриг, убийств, предательств и войн. Из политических соображений он казнил даже свою первую жену и старшего сына. Своего другого сына он добровольно отдал в заложники. А чего их, действительно, жалеть? Ведь у Токугавы было 19 официальных и неофициальных жен и 17 детей!

Наконец, в 1603 году, уничтожив практически всех своих явных и неявных врагов, Токугава Иэясу указом императора получает титул сёгуна (главного военачальника), а вместе с ним – и полную власть над страной. Правда через 3 года он отказывается от этого титула в пользу своего сына и вроде бы удаляется на покой, однако это был всего лишь хитрый трюк, позволивший закрепить власть за родом Токугава: контроль над страной он не выпустил из рук вплоть до самой смерти.
60 лет шел Иэясу к своей мечте, мечом прокладывая дорогу. Однако, на этом он не успокоился и всего лишь за год до своей собственной кончины, последовавшей в 1617 году, убил последнего своего потенциального соперника Тоётоми Хидэёри.

Умирая, отец Хидэёри назначил Токугаву главным опекуном своего малолетнего наследника до достижения тем совершеннолетия. Вот Токугава и дождался, когда мальчик подрастет, да и прикончил его вместе с матерью. Кроме того, он приказал убить также и сына Хидэёри, совсем еще ребенка, кстати своего правнука, поскольку внучка Токугавы была женой Хидэёри.
На осаду прекрасно укрепленного замка в Осаке, где проживал Хидэёри, ушло два года, погибли тысячи и тысячи солдат с обеих сторон, но ничто не смогло остановить главного военного диктатора, одержимого идеей власти и могущества своего рода.
Нужно сказать, что своего он добился, и клан Токугава правил бал в стране на протяжении 250 лет.

Никко – еще и национальный парк. Озеро Тюдзэндзи примечательно тем, что находится на высоте 1269 м над уровнем моря и является самым высоко расположенным озером Японии.


Озеро образовалось в результате извержения ныне спящего вулкана, которое перекрыло течение рек.
18 августа ежегодно к озеру съезжаются паломники, надевают белые одежды, окунаются в его воды, переодеваются и идут покорять вершину горы Нантай, где был построен первый монастырь, и поклоняются горе. Ниспадающая вода водопада зимой застывает, так как морозы могут быть до 20 градусов.
Сегодня здесь 15 градусов, а в Токио 26. В зимний период разница больше.
Одной из достопримечательностей озера является 97-метровый водопад Кэгон-таки.

Лифт доставил нас на смотровую площадку в ущелье на 100 метров вниз. Зимой водопад образует живописный ледяной каскад. Вокруг озера еще 12 водопадов, но этот самый высокий.








Journal information