Надежда Ариана (ariananadia) wrote,
Надежда Ариана
ariananadia

Categories:

Памяти Марины Цветаевой

Памяти Марины Цветаевой




 В самый трудный, в самый безысходный час своей души — идите ко мне...



Приходите. У меня много новых стихов и я Вас люблю. А если Вам нездоровится, и Вам нельзя придти, и нельзя сидеть у Вас, — выйдем на волю, посидим где-нибудь.

Расскажу Вам про чудовищную поэтессу, вообще расскажу Вам разные вещи, — удачи и злоключения.

                                                         Целую Вас.

                                                                МЦ.


 



26 сентября 1892                             



Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина





Культурный центр «Дом-музей Марины Цветаевой» — мемориальный музей великого поэта Серебряного века — Марины Ивановны Цветаевой. Находится в Москве, в Борисоглебском переулке, в центре города. Музей открыт в 1992 году — в столетие со дня рождения М. И. Цветаевой.







Марина Цветаева в детстве. Marina Tsvetaeva. 1893г



Музей во многом обязан своему открытию общественным организациям и частным лицам, в особенности Д. Лихачёву. Экспозиция музея рассказывает о жизни поэтессы и её семьи.





 



Иван Владимирович Цветаев. 1903. Отец Марины и Анастасии Цветаевых.Мария Александровна Цветаева, урожденная Мейн. 1903.



Мать Марины и Анастасии Цветаевых.










"Дверь открывается - вы в комнате с потолочным окном - сразу волшебно! Справа - камин… Я так вдруг обрадовалась… Я уже в этой комнате почувствовала, что это - мой дом. Понимаешь? Совсем ни на что не похож. Кто здесь мог жить? Только я!"

   

   (Марина Цветаева)



На первом этаже здания находятся кассы, а также несколько выставочных залов, где проходят временные выставки. Ранее эти залы принадлежали соседям Марины Ивановны по дому.





          



        Анастасия (слева) и Марина Цветаевы. Ялта, 1905.



ТОЛЬКО ДЕВОЧКА



Я только девочка. Мой долг

До брачного венца

Не забывать, что всюду - волк

И помнить - я овца.



Мечтать о замке золотом,

Качать, кружить, трясти

Сначала куклу, а потом

Не куклу, а почти.



В моей руке не быть мечу,

Не зазвенеть струне.

Я только девочка, - молчу.

Ах, если бы и мне



Взглянув на звёзды знать, что там

И мне звезда зажглась

И улыбаться всем глазам,

Не опуская глаз!



(М.Ц., стихи о детстве)    



             



 В первую комнату, соединявшую гостиную и столовую, вели застекленные двери. Изначально она была обставлена ампирной мебелью красного дерева, на каминной полке стояли часы в виде верблюда и бюст Александра Пушкина. У противоположных стен гостиной располагались два дивана, был большой буфет с посудой, под потолочным окном – «световым колодцем» – круглый обеденный стол со стульями. На стенах висели картины в багетных рамах, вышитый ковер, под потолком – люстра «со множеством огоньков».



   



лева направо: (сидит) И.О. Волошина, Анастасия Цветаева,        



     Такой была обстановка этой комнаты до времен «военного коммунизма». Об этом свидетельствует маленькая Аля в письме 1921 г.: «У нас всю зиму копоть и дым. Над моей кроватью большой белый купол: Марина вытирала стену, пока руки хватило, и нечаянно получился купол. В куполе два календаря и четыре иконы. Мы с Мариной живем в трущобе. Потолочное окно, камин, над которым висит ободранная лиса, и по всем углам трубы (куски)».





           



     Сегодня в интерьере гостиной представлены как мемориальные, так и типологические вещи. В посудной горке хранятся памятное блюдо, подаренное крестьянами П.А. Дурново – деду С.Я. Эфрона, тарелки из семьи Дурново-Эфрон и немецкой гостиницы «Zum Engel» с монограммой ее названия. Кофейная пара с портретом Жозефины, жены Наполеона, напоминает подобную, некогда принадлежавшую Марине Цветаевой.









               



Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Москва, 1911         

     На стене – небольшой живописный этюд «Женевское озеро» кисти Е.П. Дурново, матери С.Я. Эфрона. Диван, обитый красным штофом, принадлежал О.В. Ивинской и назывался в её семье «пастернаковским диванчиком». Гостиную украшают каминный экран XIX в. с вышивкой гобеленовым швом и посеребренные вазы начала ХХ в.



                         



                 



     На стене возле камина – портреты И.В. Цветаева и М.А. Мейн, родителей Марины и Анастасии. Экспозиция семейных фотографий над диваном включает в себя снимки Марины Цветаевой и членов ее семьи. Три самые большие фотографии связаны с любимыми местами поэта – родительским домом в Трехпрудном переулке, домом в Александрове, где Цветаева гостила у сестры Анастасии летом 1916 г., и домом М.А. Волошина в Коктебеле, чрезвычайно значимом в судьбе Цветаевой. С фотографиями соседствуют акварели Максимилиана Волошина, поэта и художника, старшего друга Цветаевой.



                       



     Из гостиной-столовой двери ведут в глубину квартиры, в проходную комнату с роялем, нотной этажеркой и книжным шкафом. Некогда здесь стоял рояль, унаследованный от М.А. Мейн и выменянный в трудные времена на пуд ржаной муки. Нынешний инструмент напоминает о своем предшественнике. На стене над роялем, как когда-то в доме Цветаевых в Трехпрудном, висит портрет Бетховена; он запечатлен на фотографии, где юная Цветаева играет на рояле. Шкаф хранит старинные книги на французском и русском языках. 





Марина Цветаева 1912



На цокольном этаже располагается гардероб и киоск, где можно приобрести книги, связанные с жизнью и творчеством поэтессы. На втором этаже в первой комнате находятся рукописи и фотографии Цветаевой и её близких людей. Следующие залы воспроизводят интерьеры комнат, которые занимала семья Цветаевой.





На переднем плане слева направо: Сергей Эфрон, Марина Цветаева, Владимир Соколов.

Коктебель, 1913.



Третий этаж — это маленькие уютные помещения с очень невысокими потолками. На этом этаже несколько комнат воспроизводят интерьеры комнат, в которых жили Эфрон, Цветаева и их дети. Остальные комнаты выступают в роли выставочных залов, в которых находятся мемориальные вещи, подлинные письма и фотографии, принадлежавшие семье Цветаевой. Отдельный зал рассказывает о службе Эфрона в Белой армии.



      



            Слева направо: Елена Оттобальдовна Волошина,



Вера Эфрон, Сергей Эфрон, Марина Цветаева,

Елизавета Эфрон, Владимир Соколов, Мария Кудашева,

Михаил Фельдштейн, Леонид Фейнберг.



Коктебель, 1913.                                       





     Многоугольная комната с небольшим окном во двор была выбрана Цветаевой для себя. Она описана в мемуарах дочери поэта Ариадны Эфрон, сестры Анастасии и гостей дома и сегодня воссоздана весьма близко к историческому облику.



         



Марина Цветаева (слева) и М.П. Кювилье (Кудашева).



Коктебель, 1913                



     На полу лежала волчья шкура, над Марининым диваном висел портрет ее мужа, Сергея Эфрона, написанный в Коктебеле Магдой Нахман. Над изголовьем висели иконы Божией Матери – одна венчальная, а другая – старинная Богоматерь Одигитрия. Благородства обстановке добавляли вольтеровское кресло, репродукции художника Михаила Врубеля на стенах, слепок головы раненой Амазонки. У окна стоял письменный стол, за ним – угловой книжный шкафчик.







                 



Марина Цветаева (6)   



На столе были памятные и дорогие Цветаевой вещицы, книги, рабочие тетради. Здесь нередко звучала музыка из вишневой деревянной трубы граммофона, старинной музыкальной шкатулки и даже шарманки. В простенке был книжный шкаф-секретер с любимыми книгами из фамильной библиотеки и рукописями. Ниша возле двери была задернута ковриком, за которым устроены полки. Там хранились стереоскоп с фотографиями, морские звезды, панцирь черепахи и прочие диковины. Чучело ястреба, венецианские бусы, расшитые подушечки, свет старинной люстры синего хрусталя с подвесками создавали здесь волшебную атмосферу, вдохновившую семилетнюю дочь Цветаевой Ариадну так воспеть материнскую комнату:







  

     

     Ваша комната

       Пахнет Родиной и Розой,

         Вечным дымом и стихами.

           Из тумана сероглазый гений

             Грустно в комнату глядит.

     

     Тонкий перст его опущен

       На старинный переплет.

         А над изголовьем грозным

            Серебром сверкает – Ястреб,

                Царь ночей.



     

     Сегодня на своих исторических местах стоят предметы мебели, похожие на прежние, бесследно исчезнувшие. На стенах, как и когда-то, фотографии дорогих для Цветаевой людей: актрисы Сары Бернар, художницы Марии Башкирцевой, Наполеона Бонапарта и его сына герцога Рейхштадтского. Несохранившийся портрет С.Я. Эфрона заменен современной копией.





Марина Цветаева .. 1914. 



Над столом висит акварель М.А. Волошина с дарственной надписью Елизавете Эфрон, сестре Сергея. На письменном столе – копии страниц рукописных книг Марины Цветаевой, продававшихся в Лавке писателей в послереволюционные годы. 







  











Марина и Сергей Эфрон



Солнцем жилки нАлиты - не кровью -

На руке, коричневой уже.

Я одна с моей большой любовью

К собственной моей душе.



Жду кузнечика, считаю до ста,

Стебелек срываю и жую...

- Странно чувствовать так сильно и так просто

Мимолетность жизни - и свою.



(М.Ц., стихи, 1913 год) 









 В коллекции музея есть мемориальные вещи, принадлежавшие Цветаевой и её семье. Это фотографии и небольшие письма, книги, принадлежавшие Марине Цветаевой, её мужу — Сергею Эфрону, отцу — Ивану Владимировичу Цветаеву.







Слева направо: Анастасия Цветаева, Сергей Эфрон, Марина Цветаева.

Москва, Трехпрудный переулок, 8.

1913.

















лева крайняя - Марина Цветаева.

Сзади стоит слева - Сергей Эфрон. Справа - Константин Родзевич.

Прага, 1923.















Марина Цветаева с сыном. 1930-ые годы







Марина Ивановна Цветаева.. 1939.















Анастасия Цветаева (слева) и Ариадна Эфрон (дочь Марины Цветаевой).

1960-е годы.



В доме располагается не только мемориальная квартира, но и Архив Русского Зарубежья, в котором хранятся рукописи и фотографии Бунина, Куприна, Мережсковского, Гиппиус, Милюкова, Ремизова и др. Также в Архиве хранятся архивные материалы: личные фонды Адамовича, Алданова. Содержатся также афиши, буклеты, периодические издания, книги 20-40-х годов XX века.

















"Веселись, душа, пей и ешь!

А настанет срок —

Положите меня промеж

Четырех дорог.

Там где во поле, во пустом

Воронье да волк,

Становись надо мной крестом,

Раздорожный столб!

Не чуралася я в ночи

Окаянных мест.

Высоко надо мной торчи,

Безымянный крест.

Не один из вас, други, мной

Был и сыт и пьян.

С головою меня укрой,

Полевой бурьян!

Не запаливайте свечу

Во церковной мгле.

Вечной памяти не хочу

На родной земле."  (04.04.1916 г).





Елабуга, 1940-ые годы





Дом в Елабуге, где Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством.





 



Архив обработан, каталогизирован и открыт для посещения исследователей и научных работников. В Доме есть библиотека, в которой собраны книги на многих языках, связанные с именем Марины Цветаевой и её семьи .



                               Музей проводит раз в два года Международные Цветаевские конференции и Культурологические чтения.



Для авторских вечеров писателей и поэтов, торжественных вечеров, презентаций книг и научных трудов, встреч с музыкантами и художниками существует уютный, с особой атмосферой, Концертный зал. Существует и выставочный зал, где проводятся профильные и художественные выставки. Для заседаний «Общества любителей русской словесности» и поэтического объединения «Магистраль» существует специальный зал, называемый «Кафе поэтов».



                              





Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами,

Что никогда тяжелый шар земной

Не уплывет под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной -

Распущенной - и не играть словами,

И не краснеть удушливой волной,

Слегка соприкоснувшись рукавами.



Мне нравится еще, что вы при мне

Спокойно обнимаете другую,

Не прочите мне в адовом огне

Гореть за то, что я не вас целую.

Что имя нежное мое, мой нежный, не

Упоминаете ни днем, ни ночью - всуе...

Что никогда в церковной тишине

Не пропоют над нами: аллилуйя!



Спасибо вам и сердцем и рукой

За то, что вы меня - не зная сами! -

Так любите: за мой ночной покой,

За редкость встреч закатными часами,

За наши не-гулянья под луной,

За солнце, не у нас над головами,-

За то, что вы больны - увы! - не мной,

За то, что я больна - увы! - не вами!





исток

Tags: #ЖЗЛ, #Личности, #Поэзия
Subscribe
promo ariananadia march 23, 2015 11:31 14
Buy for 10 tokens
Я профессиональный художник, работаю в специальной технике остекления - с помощью слой за слоем масляной живописи, перламутровый, сусальное золото, золото и серебро порошка. В моей галерее представлены работы разных жанров: портрет, пейзаж, народные, архитектура, сказочные,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments